Гульвира Абетова: «Цифровизация ЖКХ в Казахстане, не должна превращаться в спор между уполномоченным органом и IT сообществом»


На стадии принятия Законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам жилищно-коммунальных отношений», в северной столице участники отрасли — IT сообщества, акиматы, КАЗЦЕНТР ЖКХ, управляющие компании, сервисные компании, некоммерческие организации обсуждают реформы и новые пути по ее реализации. Ведь любые изменения в законе сегмента ЖКХ каким-то образом должны нести пользу жильцам, и не секрет, что всё будет оплачиваться из «кармана» Собственника. Эти и другие вопросы мы задали, участнику рабочей группы и первому руководителю Общественного фонда «ОФИС» Гульвире Абетовой.

Презентацию «Цифровизация глазами инициативного собственника» смотрите по ссылке:
Презентация_Казцентр_Astana hub.pdf

Что на Ваш взгляд получит Собственник жилья в результате всей этой затеи с цифровизацией?

Цифровизация ЖКХ в Казахстане, не должна превращаться в спор между уполномоченным органом и IT сообществом. Эти споры и обсуждения я вижу в социальных сетях и частично слышу на встречах.

На мой взгляд, как активного собственника, если информационная система ничего нового не даст Собственникам жилья, не важно кто в этом споре победит.

Так как когда цифровая система не нужна, не будет полезна и востребована у Собственников жилья, можете быть уверены, со временем она перестанет интересовать всех.

Также я хочу заострить внимание на том, что вся реформа ЖКХ, направлена на, увеличение ответственности и активности со стороны собственника по отношению к своему имуществу, поэтому цифровизация обязана преследовать эту цель тоже.

В рамках проведения моих личных встреч с активами домов города, очень часто слышишь высказывание.

 «Я никак не влияю на уровень качества управления своим домом», «Мы не принимаем участие в планах развития нашего дома», «Мы не знаем кто обслуживает наш дом и как мы его выбрали», «Мы не понимаем откуда поставщики сервиса и почему они нам дают услуги».

Отсюда следует вывод, на сегодняшний день у меня есть мнение о том, как мой дом должен обслуживаться и управляться, но у меня нет ни одного удобного инструмента чтобы влиять на решения по управлению своим домом.

Встречи и наше внутреннее исследование показывает, что у собственников ожидания от цифровизации достаточно высокие. 

Отдельно хочу сделать акцент — не должно быть иллюзий, что за эту цифровизацию заплатит кто-то. Монетизация придет и приведет она к тому, что в конечно итоге платит Собственник.

Существует же приложение проекта «Е-КСК», как она помогает Собственнику решать их проблемы? И какие тревоги, и трудности есть у них сейчас? 

Думаю, что в первую очередь цифровизация должна облегчать действия собственника, которые связаны с управлением дома.

По приложениям «Е-КСК», которые в открытом доступе видно, что они позволяют оформлять заявки, создавать личный кабинет, в каких-то приложениях есть связь с госорганом, если не ошибаюсь. Конечно на поверхность выходит основной вопрос. «А что у нас этого сейчас нет? Мы не можем подавать заявки?»

Главным аргументом для создания всех приложений, которые я слышу, звучит примерно одинаковое утверждение. «Если собственник будет пользоваться нашим приложением, для него будет прозрачна деятельность органа управления. Потому что размещена финансовая отчетность». Да, исследование подтверждает, отчет важен. Но углубившись мы понимаем, он важный, но не главный. Есть еще одна гипотеза «Собственники пассивны и без инициативны». В нашем городе, Акимат внедрил уникальную централизованную систему по сбору обращений. И количество обращений показало, что в мае поступило по вопросам органов управления домами 2 362 заявки. Кто же эти «пассивные» жители которые обрывают телефон диспетчерской службы города?

Какие наиболее важные потребности выявлены в результате опроса?

Опрос жителей города Нур-Султан решил углубиться и выяснить, что на самом деле важно для большинства Собственников, чтобы они принимали активное участие в жизни своего дома.

  • Первая необходимость заключается в важности понимания плановых работ и результатов деятельности по утвержденному плану.
  • Вторая необходимость отчеты о фактической деятельности, согласно утвержденного плана работ.
  • Третья необходимость таблицы тарифов и их обоснование. Каким образом формируется тариф, как сформированы цифры компаний для оказания сервисных услуг? Почему именно эти сервисные компании, по каким критериям был отбор?
  • Четвертая необходимость – голосовать и влиять на принятие решений в жизни дома.
  • Пятая необходимость – финансовый отчет.

Вот пять базовых потребностей, которые жители хотят получать посредством приложений. Объединить их можно одним словом — удобство.

Напрашивается вопрос о регламентации процессов любого проводимого мероприятия, на мой взгляд это самое правильное решение, чтобы понимать с чем мы входим и какой выход имеем?

Хочу отметить, что технически не сложно это все реализовать. Но ведь главный вопрос в легитимности всех результатов, которые будут приняты посредством онлайн. Примет ли в нашем случае управление качества городской среды результаты выбора собственников, или отправит собирать «живые» подписи?

Относительно регламентации процессов, важно понимать, как они построены, детализировать их, на каждое действие прописать регламенты и стандарты. Кто ответственный и границы этой ответственности. Закон и НПА не дают возможности описать процессы шаг за шагом, для этого необходима качественная бизнес-аналитика. Потому что у нас сколько домов, столько и подходов к их обслуживанию, реализовывать всевозможные варианты очень дорого и неэффективно.

У меня также возникает вопрос, каким способом приложение будет внедрено в дом и управление домом? Если высший орган по принятию решений является собрание собственников имущества!? Хорошо, что сейчас государственные органы инициируют такие встречи. Есть надежда, что они действительно задумались насколько важно подойти ответственно к решениям.

Немного по задачам фонда, в них нет ничего нового. Мы для себя определили направления и стараемся высказывать свою точку зрения. Я считаю, что эти задачи стоят перед каждым участником рынка ЖКХ и решить их можно только вместе.

Мнение редактора:

Хочу воспользоваться моментом и высказать своё видение, прежде чем, что-то автоматизировать, оцифровать необходимо прописать как правильно заметили –детализировать, выделить границы ответственности, ведь кто-то же должен отвечать за тот или иной выход, чтобы не «повис» в воздухе вопрос – «А кто за это отвечает?» прописать риски и их решения. Причём участниками должны быть как сами разработчики, так и пользователи. Запустить «пробный шар» на небольшом объекте, выявить недоработки, внести изменения, редактировать и только после проведения всех этих мероприятий запускать приложение.

Гульвира, спасибо за то, что открыты к общению и обсуждению важных  вопросов, которые касаются всех участников рынка, как разработчиков программ цифровизации в ЖКХ, руководителей сервисных и управляющих компаний, так и прежде всего СОБСТВЕННИКОВ.

Главный редактор
Алия Богаева

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ