Специфика проведения жилищной реформы в городе Актау
Баймагамбетов Тлеп Джумаевич — Председатель ОЮЛ и ИП «Ассоциация Қамқор», член Общественного Совета города Актау, делегат по Мангистауской области
Құрметті құрылтайға қатысушылар, Уважаемые участники съезда
Баршаңызға айдан анық, реформалар іске асуы үшін қажетті алғы шарттар, әсіресі тұрғын үй коммуналдық шаруашылық саласында болуы тиісті.
Как Вы все хорошо знаете, для проведения реформ, в частности в сфере ЖКХ, должны быть определенные предпосылки:
- Должна быть осведомленность широких масс населения о принятых поправках в жилищном законодательстве, а главное о сути новых форм управления общим имуществом МЖД;
Тұрғындардың көпшілігінің арасында осындай қабылданып жатқан тұрғын үй қатнастар туралы заңына еңгізіліп жатқан өзгерістер жөнінде ағарту жұмыстары жұргізіліп, хабарда болуы керек.
- Должно быть наличие правовой грамотности среди собственников квартир, нежилых помещений, являющейся обязательным условием проведения успешной жилищной реформы;
Тұрғындардың арасында заң жағынан білімі болуы қажет, тұрғын үй реформасын нақты жұргізу үшін бул міндетті шарт,
- Должно быть осознание того, что дом, в котором находится их квартира, нежилое помещение, это их общая ценность и он должен быть уютным, озелененным, благоустроенным и комфортным для проживания;
Тұрғындардың арасында жалпы ой тууы қажет, осы өздерінің үйі қандай болу керек, өзінің пәтері ең қымбатты мұра деп санап, онын көкалдандыруы, абаттандыруын қалауы керек,
- Должна появиться ответственность за состояние общего имущества, понимание того, что относится к общему имуществу;
Жалпы үйдің ортақ мулкін кутіп үстауға жауапкершілік туу керек. Ортақ мүлікке не кіретінін, о не екенін білу керек.
- И главное, отношение между соседями – умение слушать друг друга, принимать согласованные решения.;
Ең бастысы, ол көршілер арасындағы арақатнас. Бір бірін естіп білу, бірігіп келісімді шешім қабылдау
К сожалению, таких предпосылок в широкой массе нет. Өкінішке орай, көпшіліктің арасында, казіргі таңда, айтылған алғышарттар орын алған жоқ.
Решительный отказ от работы в формате Простых товариществ, наблюдаемый в предполагаемых поправках, может перечеркнуть огромную работу проделанную собственниками и инициативными группами. Ведь статистика показывает какое огромное количество созданого ПТ.
Второе: Проводимая полномасштабная застройка города Актау выявляет большое количество проблем, остающихся без решения в течении долгого периода.
Профессиональные управляющие и сервисные компании постоянно ведут работу по разъяснению необходимости наведения порядка сопутствующей инфраструктуры, (водопроводы, канализационные сети, поливные системы).
Увеличение количества вводимых в эксплуатацию жилых зданий, без решения вопроса бесперебойной подачи коммунальных услуг, создает определенные проблемы не только действующим организациям, обслуживающих жилой фонд, но и создаваемым новым формам управления – ОСИ/ПТ. Пайдалануға берілген тұрғын үйлердің саны көбейгені, коммуналдық қызметтерің ұзіліссіз бере алмағаны, осы мәселер шешім таппағаны, қызмет көрсететін мекемелерге, солар мен қатар жаңа басқару нысандарға қыйындық туғызып тұр.
То что Застройщик не проводит своевременную передачу всех сетей (водоснабжения, отопления, водоотведения, электроснабжения), находящихся на его балансе, городским коммунальным службам они остаются бесхозными. Это также является одной из проблем, так как нет определенности с границами раздела инженерных коммуникаций по балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Необходимо также отметить, что недостаток объемов вырабатываемой питьевой воды, перебои с электроэнергией, а в зимний период с теплоснабжением, в некоторых жилых комплексах отсутствует централизованное газоснабжение, все это влияет на работу хозяйствующих субъектов по обслуживанию жилого фонда. Эти проблемы также отпугивают собственников квартир при выборе новых форм управления, снижая доверие к вводимым новшествам. Но есть и хорошая новость, анонсированая заместителем акима города о том, что ориентировочно к отопительному сезону введут в строй еще 5 котельных установок с общей производительностью тепла в 200 ГКал, это хорошо скажется на теплоснабжении жилых зданий в новых микрорайонах и дай бог, чтобы это было в реалии.
Отдельной спецификой нашего региона стала попытка регистрации ОСИ на базе нескольких многоквартирных домов. Нет понимания того, что есть разница между определениями: единые общедомовые инженерные системы и единые инженерные сети, где ключевым словом является общедомовые. Былай айтқанда — бірыңғай жалпы үйдің ортақ инженерлік жұйелері және бірыңғай инженерлік жұйелер. Ең басты сөз – жалпы үйдің ортақ. Осының айырмашылығына түсінбегені, заң бұзушылыққа апарып тұр. Бірнеше үйлерге бір басқару нысанын таңдап мүлік иелерінің бірлестігін құруға жол беріліп тұр.
То есть, не соблюдается принцип – один дом одна из форм управления, что в некоторых случаях приводит к созданию одного ОСИ на несколько домов, у которых нет единого фундамента и единых общедомовых инженерных систем. Бір үй бір басқару нысаны деген принцин қолданбайды.
Отсутствие взаимодействия с органами юстиции порождают проблемы при регистрации ОСИ
Кроме перечисленных проблем, есть также проблема передачи документов от КСК – ОСИ/ПТ и наоборот,
В средствах массовой информации мы видим как широко обсуждаются случаи отказа от передачи документов от КСК в ОСИ при этом, никто ничего не говорит о реальной проблеме, при которой председатели ОСИ, создавшие новые формы управления, отказываются от получения документов в КСК.
Оответственность председателей ОСИ должна быть одинаковой как и на председателей КСК, уклоняющихся от получения документов, если Законодатель говорит о введении ответственности за отказ от их передачи.
Необходимо упростить саму процедуру приема -передачи документов.
Расплывчатые формулировки о передачи бухгалтерских и финансовых документов породили ряд решений судов по которым в пользу одного из домов изымались подлинники финансово каких-либо документов всех остальных собственников. К примеру, зачем вновь созданному ОСИ бухгалтерские документы (Проводки, оборотки, и др.), которые подлежат проверки в порядке установленном законодательством, и протоколы собраний КСК зачем ОСИ, если у них свои протоколы? Вместо этого можно было бы обойтись ежемесячными, квартальными и годовым отчетом руководителя обслуживающей организации.
Немаловажный вопрос, это регистрация кондоминиума, определение общего имущества МЖД, в частности помещений, располагающихся в техническом подвале дома и четких долей в общем имуществе. Понятно, что два собственника квартир, нежилых помещений могут подать заявление в МИО для регистрации кондоминиума их дома, но какой собственник помещений об этом знает?
Таким образом, необходимо создание единой и открытой базы данных для информирования собственников о принятых решениях, о регистрации объекта кондоминиума на их доме.
Со своей стороны мы готовы активно участвовать в процессе разработки всех нормативно-правовых актов в данной сфере. Мы также решительно поддерживаем инициативы по разработке Градостроительного Кодекса РК и готовы принимать активное участие в работе над данным Кодексом.
Наша работа по созданию добросовестной конкуренции в сфере управления и содержания общего имущества находит положительный отклик со стороны местных властей. Наши управляющие имеют соответствующие сертификаты о положительной сдаче квалификационных экзаменов и готовы включиться в работу на благо нашего региона.