Специфика проведения жилищной реформы в городе Шымкент
Исмаилов Жумабек Рысбекұлы – руководитель ТОО УК «Управление домами ЮКО», г. Шымкент
Профессиональная деятельность по управлению и содержанию в г. Шымкент и в г. Туркестан имеет свою специфику, так как в Южно-Казахстанской области, ныне преобразованной в два самостоятельных территориальных субъекта, отсутствовала форма управления в лице КСК, несмотря на существовавшее жилищное законодательство.
Данное обстоятельство сыграло свою положительную роль в проведении жилищной реформы.
Однако, к большому сожалению, предполагаемые поправки, по факту ликвидирующие Простые Товарищества фактически сводят в ноль всю большую работу, проделанную в регионе.
Исторически сложилось, что хронические неплатежи собственников нежилых помещений в Шымкенте позволили только с созданием Простых Товариществ, доверенные лица которого, заключая договоры с Управляющими компаниями смогли вести претензионную работу и начать процесс выставления счетов за содержание общего имущества.
Ликвидация ПТ в течение двух лет в любой перспективе вернёт регионы на первоначальные позиции, так как создание ОСИ в домах с определённым количеством квартир потребует повторной мобилизации, от собственников.
Не имея никаких льгот от создания ОСИ, все жители вторичного жилого фонда уже сейчас критически отзываются на любые призывы по продолжению жилищной реформы.
Практика домовых комитетов, которые заменили советы домов в рамках уже созданных ПТ, идеально вписались в наш регион. Отказ от доработки данной модели управления не сможет быть компенсировать увеличением полномочий жилищной инспекции.
Право по назначению управляющих компаний уже ранее существовало, но реализовать его на практике в нашем регионе никто не смог и три года назад и нет уверенности, что данное право будет реализовано после внесения изменений в Закон РК «О жилищных отношениях».
Не решил проблему и установленный местным маслихатом минимальный тариф на управление и содержание общего имущества по причине банального демпинга на понижение цены среди сервисных компаний. Данная ситуация наблюдается только в нашем регионе и, к сожалению, может быть началом целой тенденции по саботажу по работе по минимально утверждённому тарифу.
Учитывая вышеизложенное, необходимо принять соответствующие законодательные и административные меры по запрету на демпинг и занижение минимального установленного тарифа.
Подобное положение ставит под угрозу жизнь и здоровье собственников.
Следующей проблемой, о которой хотелось бы сказать является вопрос тотального нежелания собственников производить платежи на капитальный ремонт. Управляющие компании, работающие в регионе данных платежей, не собирают. Все попытки выставить данные платежи оканчиваются скандалом.
Сама по себе система накопления денежных средств на капитальный ремонт не мотивирует собственника производить платежи из-за резкого обесценения денежных средств. Практика показала жизнеспособность данной модели только для накопления денежных средств на краткосрочный ремонт, сбор на который согласован соседями и происходит в течении короткого срока.
Эффективных инструментов по сохранению накоплений действующим законодательством не предусмотрено. Нет таких мер и в предполагаемых поправках. Между тем, данные денежные средства целесообразно хранить на депозите извлекая доход, либо позволить их использование для вкладов в ценные бумаги казахстанский предприятий под контролем государства.
Простое хранение денежных средств на счетах банков в нынешних условиях, невыгодно.
Готовы приложить все усилия для совместной работы для решения проблем. Считаем данный съезд началом рождения Казахстанской системы управления и содержания общего имущества.