Каждое здание или пристройка подключены к электричеству и даже к газу.
В Шымкенте озаботились незаконными постройками, которых в мегаполисе насчитали 2300. В мегаполисе всерьез опасаются повторения недавних трагедий, как в Уральске или алматинском хостеле, ведь каждый такой незаконный объект, тем не менее, подключен к электричеству и многие даже к газоснабжению, передает корреспондент inbusiness.kz.
Как незаконно построенные здания или пристройки к жилым домам внезапно обретают вполне законные договоры с монополистами и почему ДЧС и комитет по регулированию естественных монополий остаются в стороне от подобных нарушений? Такие вопросы на специальном совещании в акимате Шымкента задавал депутат мажилиса Болатбек Нажметдинулы.
«Мы видели, что сгорел хостел в Алматы, и аким сказал, что он незаконный, но как он тогда работал?! И 4 дня назад взорвалось кафе в Уральске, и арестовали человека, который арендует. Мы должны дать оценку и обратить внимание на коммунальные предприятия, которые подают газ и электричество, если бы они не подавали, и там трагедии бы не было. Да, бывает природный катаклизм, но тут искусственный. Там приборы электрические, готовится еда, если на этих объектах нет допуска к магистральным газовым сетям, значит, у них газовые баллоны. Мы ждем в будущем замыкание либо взрыв этого баллона, соответственно, опять будет министр ЧС говорить о том, что там короткое замыкание или газ неправильно эксплуатировался. Мы все знаем, что все правила пишут все на крови, но почему должны допускать, чтобы в Шымкенте что-то взорвалось, что-то сгорело, чтобы были последствия такие тяжкие», – заявил мажилисмен Болатбек Нажметдинулы.
Свои претензии депутат направил в первую очередь представителям ЧС, однако в департаменте парировали претензии тем, что не имели права проверять объекты бизнеса. Мало того, чеэсники не могут по этой же причине контролировать состояние пожарных гидрантов, их в городе 6 тысяч, но проверить можно только 2500, остальные в частной собственности.
«Да, мы постфактум реагируем ввиду того, что на этапах отвода земляных участков, разработки ПСД и строительства мы контроль не осуществляем. Помимо этого, закон запрещает проверять объекты в течение года. После того, как они приняты в эксплуатацию органами газа и взяты на учет, после этого только мы имеем право планировать проверку. В городе 230 тысяч абонентов по газу, 190 тысяч частных жилых домов, которые подключены к газу. За последние 5 лет в геометрической прогрессии люди гибнут и травятся от газа ввиду отсутствия газотехнической инспекции. Сегодня данный вопрос нашёл свое логическое завершение. В городе создаётся на базе коммунального государственного предприятия, создается газотехническая инспекция, ориентировочно со штатом 30 человек, которые будут заниматься вопросами предупреждения и профилактики. Также МЧС прорабатывается вопрос о наделению органов гражданской защиты функцией участия в приёмки в эксплуатацию. То есть это будет выглядеть так, что органы гражданской защиты будут подписывать декларацию безопасности по приёмке. В настоящий момент изменения в закон о гражданской защите внесены на рассмотрение в Сенат», — и. о. начальника ДЧС города Шымкента Еркин Отаргалымулы.
Больше всего незаконного самостроя чиновники обнаружили в Абайском районе в микрорайонах Ынтымак и Достык. Зампрокурора Шымкента задался вопросом, почему так происходит. За 2023 прокуроры выявили 90 фактов начала строительства без регистрации уведомления о начале строительства. В 2024 году представители надзорного органа обещают провести тотальную проверку объектов строительства в мегаполисе.
«Вот мы привлекаем всех бизнесменов за нарушения, останавливаем работу. Но нам надо поднять вопрос, почему человек начал строить без разрешения? Или его довели или он такой беспредельщик? Мы же хотим создать благоприятные условия для бизнеса. Вот он проект запускает, ресторан построить хочет, и куча местных исполнительных органов ему начинают препоны строить. И либо они внаглую строятся, либо обивают пороги ходят. Ему надо, чтобы сразу он знал, что у него правильно или неправильно со стороны ЧС и так далее. Мы создаем фронт-офис, чтобы этот вопрос решался из одного окна. Сейчас у нас 2300 самозахватов земли, но у них есть вода и газ, им кто-то подвел, а как подвели, если они самозахватили землю? Причём мы туда все выехали, там самозахват, реально землю захватили. «, — сокрушается заместитель прокурора Шымкента Бахтияр Мухамеджан.
В то же время, по информации начальника управления строительства, снести все незаконные постройки, будь то бизнес объекты или жилые дома на самозахваченных территориях, просто так не получится. По каждому факту идут длительные судебные тяжбы.
«В течение двух лет мы выявили по городу 3000 незаконно построенных домов. И сейчас мы отрабатываем все дома, которые непригодны к использованию и те, в которых люди живут уже. Мы сейчас анализируем эту всё ситуацию и уже готовы будем через суд их сносить, которые непригодны. А по пригодным будем решать вопрос, как мы будем выселять людей, они там живут, они подключили все коммуникации. У нас тоже вопрос насчет коммуникаций, как они подключили без госактов, без разрешения. У нас есть комплексный план с прокуратурой, чтобы сделать все по закону. Ведь сейчас легализации у нас нет. Однако, если суд посчитает это строение пригодным для проживания, то судом будет признано право собственности. Тогда мы, акимат, будем узаконивать данное судебное решение»,- прокомментировал руководитель управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений акимата Шымкента Нурбол Жунусбеков.