Метаморфозы в ЖКХ. Жилищная реформа в Казахстане


Согласно Закону РК «О жилищных отношениях», необходимо «Установить, что для кооперативов собственников помещений (квартир), потребительских кооперативов собственников квартир, нежилых помещений, потребительских кооперативов статьи 45464748 и 51 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» сохраняют свое действие до 1 июля 2022 года.

Статья 42 гласит: Формы управления объектом кондоминиума

  1. Собственники квартир, нежилых помещений для управления объектом кондоминиума, финансирования его содержания и обеспечения сохранности общего имущества объекта кондоминиума обязаны выбрать одну из форм управления объектом кондоминиума:

1) объединение собственников имущества;

2) простое товарищество многоквартирного жилого дома (простое товарищество).

Почему отсутствует альтернатива, разве мы не в правовом государстве живем?

И почему если людей устраивает действующая форма управления домом их ограничивают только двумя формами, тогда как их больше.

Согласно Конституции, в которой Казахстан провозгласил себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями являются человек, его жизнь, права и свободы. Так почему же эти права ущемляются и загоняются в определенные рамки.

И чем ближе эта дата, тем изощреннее методы продвижения несостоявшейся реформы.

Мы как информационный портал мониторим ситуацию вокруг закона с самого начала.

Одними из первых начали предоставлять информацию о предстоящей реформе. С этой целью провели множество конференций, вебинаров, выпустили несколько полезных для широкого круга читателей брошюр. Наш учебный центр проводит повышение квалификации с дальнейшей сертификацией руководителей управляющих органов ЖКХ. Запустили курсы для председателей ОСИ и собственников.

            Удивительные метаморфозы происходят в отрасли ЖКХ. И одно из самых интересных, что ещё в 2018 году на международной конференции в презентации от ПРООН была озвучена информация по количеству домов в РК – 80 000, заметьте — 2018 год. В прошлом 2020 году количество домов уменьшились до 54 000, а буквально недавно директор департамента регионального развития и методологии АО «Казцентр ЖКХ» Абдикаримов М.Ж. озвучил цифру – 50 000, и при этом оказывается, что на новые формы управления перешли 28% МЖД. Но вот какой, интересный факт, что по данным комитета строительства и жилищно-коммунального хозяйства МИИР РК на октябрь 2021 года количество жилищ – 89 102.

А еще вот какую информацию обнаружила «По данным Комитета статистики РК, в 2019 году жилищный фонд страны насчитывал 2,3 миллиона домов, из них более двух миллионов – частные. Многоэтажек – 314 тысяч домов. Большая часть из них расположена в Карагандинской (42,3 тысячи.), Алматинской (35,9 тысячи) и Восточно-Казахстанской (31,7 тысячи) областях.»  

АО «КАЗЦЕНТР ЖКХ» —  почему так разнятся данные разных источников, кому верить?

Теперь если говорить о созданных ОСИ и ПТ, согласно инфографике АО «Казцентра ЖКХ», у нас по всему Казахстану процесс идет полным ходом, а в некоторых даже завершен.

Мы бывали в Актау, Атырау, Уральске, Павлодаре, Шымкенте, Туркестане, а также практически во всех областях страны есть наши коллеги, проходившие обучение и принимающие активное участие на наших мероприятиях. И мы прекрасно владеем ситуацией в областях, и она недостоверная.

Почему предоставляя информацию о количестве созданных ОСИ и ПТ, АО «Казцентр ЖКХ» не мониторит и не показывает количество действующих ОСИ и ПТ.

И кто ответит за нарисованные, подогнанные цифры?

Почему не показать и не рассказать с какими проблемами сталкиваются новые формы управления, кроме того, что им не передают документы, деньги, дома. Спросите почему?

Можем вспомнить в каком состоянии передавались дома в период приватизации и становления КСК.  Всё ЖКХ управлялось через систему Минжилкомхоза, плюс Минэнерго, а городским жилым фондом заведовали домоуправления, охватывающих многие десятки, а то и сотни многоквартирных домов. Реформа ЖКХ 1996 года собственно, свелась к тому, что государство разом отказалось от бюджетного финансирования, а домоуправления были директивно перерегистрированы в КСК. Тогда, государство ушло как от финансовой, так и организационной ответственности за жилищно-коммунальное хозяйство, оставив этому хозяйству приспосабливаться как-то самому. Кому делегировали полномочия по обслуживанию и содержанию домами, кто-то учил управлению, содержанию, кто проводил какие-то курсы для начинающих?

В настоящее время под лозунгом «всё ваше, сами управляете» дома передаются самим собственникам, а готовы ли собственники?

В  новых ЖК вероятнее всего получится, то как быть со вторичным жильем, у многих из которых тарифы были от 15,00 тенге. И где взять столько желающих управлять домами, со знанием специфики сервиса и управления домами?

Если в той же Германии на которую мы отчасти равняемся, выбрав форму управления «один дом-один счет», одним из основополагающих было проведение капитального ремонта до передачи на приватизацию, тогда как у нас дома отпущены были в «свободное плавание» в том состоянии котором они были, вплоть до того, что брошены были и водопроводы, и коммунальные сети. И кстати до сих пор есть такая проблема, на примере Наурызбайского района, где район вошел в город, а сети остались на переферии.

Мне удалось лично встретиться с руководителями разных форм управления, в разных городах. Вся информациях в статьях:

https://gkhsp.kz/predsedatel-ksk-shkolnik-v-i-naumov-k-rabote-nado-podhodit-po-hozyajski/

https://gkhsp.kz/roza-uruntaevna-almeneva-predsedatel-ksk-nadezhda-g-almaty/

https://gkhsp.kz/predsedatel-ksk-eto-ne-professiya-eto-obraz-zhizni/

https://gkhsp.kz/lyudi-v-zhkh-27-let-za-rukovodstvom-raznogo-form-upravleniya-mzhd-stoyat-prezhde-vsego-lyudi/

https://gkhsp.kz/zapadnyj-kazahstan-malaya-rodina-vstrecha-s-upravlyayushhimi-mzhd/

https://gkhsp.kz/luchshij-v-g-almaty-pksk-samal/

https://gkhsp.kz/domkom-kak-prodolzhenie-zhilishhnoj-reformy-na-yuge-kazahstana/

https://gkhsp.kz/forma-upravleniya-ksp-kooperativ-sobstvennikov-pomeshhenij-progress/

Все прошли непростой путь становления, справлялись как могли и у них это получилось, без помощи местных исполнительных органов и государства в целом.

В настоящий момент со стороны разработчиков прозвучало, что обязуются помочь отремонтировать фасад и крыши за счет бюджета местных исполнительных органов, если они создадут ОСИ, так ли это увидим позднее.

Недавно один из жильцов посетовал: «Мы перешли в ОСИ, и все что нам сделали так это покрасили подъезд ядовито вонючей краской и теперь всем показывают наш подъезд после перехода из КСК в ОСИ, мы не этого ждали», это отчасти является показателем реформы.

Зачем обманывать себя и тем более других?

И когда некоторые ассоциации, отдельные люди начинают в сети выкладывать фото каких-то заброшенных, страшных подвалов, то очень хочется спросить, почему сами собственники всё это время терпели этот беспредел? Значит их это устраивало.

А может потому, что мало кто интересовался чем заняты «кскшники», на собрания не ходили, участие в содержании общедомового имущества не принимали, должников в доме терпели. Что мешало поменять такого председателя?

Но пытаться всех подвести под одну «гребенку» — крайне непорядочно. Есть те, кто по-хозяйски профессионально ведет свою деятельность, и те, кто пришел потому, что больше некому было взять ответственность за дом и его отношение к дому и к работе было соответственное.

            Реформе почти два года — какими результатами можно похвастаться:

  • Количеством созданных, но не действующих ОСИ/ПТ
  • Споры между собственниками
  • Скандалы из-за дележа детских и спортивных площадок
  • Шлагбаумы вокруг дома
  • Нападки на председателей КСК
  • Куча судебных исков относительно созданных ОСИ в нарушение закона
  • В одном доме два ОСИ на одном фундаменте
  • Одно ОСИ на одном земельном участке 5 разных домов с разными фундаментами
  • Подтасовка подписей при создании ОСИ
  • Отсутствие кворума
  • Война с собственниками нежилых помещений и многое другое.

Вместо улучшения жизни собственников получили массу негатива.

И это, несмотря на то, что были выделены немалые бюджетные средства на цели «Повышение инвестиционной привлекательности сектора ЖКХ», расходы по бюджетной программе предусматривались на:

  1. Разработку и организацию обсуждения концепции нового закона «О жилищных отношениях».
  2. Разработку нормативно-правовых основ и апробирование в пилотном режиме Декларации о разграничении индивидуальной и общей собственности в МЖД; установление границ и режима использования земельного участка объекта кондоминиума.
  3. Разработку и пилотную демонстрация стандартов жилья для Казахстана.
  4. Разработку нормативно-правовых основ и апробирование в пилотном режиме формирования величины эксплуатационных расходов на содержание объекта кондоминиума с учетом текущих расходов на оказание жилищно-коммунальных услуг и накоплений на ремонт.
  5. Разработку нормативно-правовых условий для функционирования управляющих компаний и обеспечения бесперебойного и качественного оказания жилищно-коммунальных услуг в МЖД, включая соответствующие требования и нормативы, а также новые/обновленные правила оказания коммунальных услуг, правила пользования тепловой и электроэнергией и прочее.

Итого расходы составили за 2017-2018 год – 650 791 000 тнг. (https://budget.egov.kz)

ничего нового и привлекательного собственник не получил, более того тарифы на расходы содержания жилья так и не предложили, как, впрочем, и многое другое из обещанного по бюджетной программе.

Вопросов много-ответов нет. Почему?

Кто наконец-то обратит внимание на несостоявшуюся жилищную реформу, проведёт тщательное расследование и призовет к ответственности тех, кто допустил этот беспорядок.

 

Главный редактор                                                                                                 Алия Богаева

             

 

 

 

 

 

 

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ