ЖЭСов больше нет? Разбираемся в структуре столичного ЖКХ


Звонок в редакцию читательницы-пенсионерки:

— Помогите найти управу на наше домоуправление.

— Какое домоуправление?

— Ну, ЖЭС.

— А что случилось?

— В доме сделали капремонт, а к подъезду даже не притронулись…

Объяснил, что ремонт подъезда не включают в проект капремонта, его выполняют другой подрядчик или сами жильцы, но сугубо за свой счет — это предусмотрено законодательством. И ЖЭС тут играет последнюю скрипку. Но вообще звонок подтвердил догадку, что многие минчане, особенно в возрасте, продолжают жить в плену стереотипов в отношении компетенций ЖКХ.

Оно и понятно: ЖЭС как аббревиатура давно стала именем нарицательным. Протекает кровля, задерживается капремонт, повышают услуги ЖКХ — ответственность, пусть и опосредованная, возлагается на жилищно-эксплуатационную службу. Или, как ее называют громким словом, «домоуправление».

Управдом — друг человека

Возможно, так было в 60-е годы прошлого столетия, когда вышла комедия Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Но даже в нулевых годах века нынешнего ЖЭС имела статус юридического лица с довольно широкими полномочиями. Она занималась не только содержанием многоквартирных домов и прилегающих территорий, но и начислением коммунальных платежей, пропиской-выпиской и другими административными процедурами. Помню, как в паспортный отдел выстраивались очереди. При этом в соседнем кабинете могла проходить летучка по производственным вопросам. Вообще, по коридорам туда-сюда постоянно бродили посетители: попросить, предложить, потребовать, поблагодарить. Многие проблемы разрешались при непосредственном общении с коммунальщиками, хотя телефоны тоже не умолкали (эра интернета еще не настала). Если что, жильцы обращались в вышестоящую инстанцию — ЖРЭО района (ЖЭС входили в их структуры) или городское объединение, ныне Минское городское жилищное хозяйство (МГЖХ).

В 2011 году из ЖЭС ушли «бумажные» работники — в расчетно-справочные центры. РСЦ осуществляют учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и пользование жилым помещением, выдают различные справки (о месте жительства, составе семьи). 131 столичная ЖЭС превратилась в 48 ЖЭУ, что позволило почти на 20 % оптимизировать численность работников, не занятых непосредственно содержанием жилфонда.

А в 2016-м завершилась реорганизация системы минского ЖКХ. ЖЭС утратили свою юридическую самостоятельность, ЖРЭО остались балансодержателями жилфонда, но их функции изменились и сузились. Это, в частности, предоставление в аренду нежилых помещений жилищного фонда, подача исков в суд на злостных должников по коммунальным платежам, оказание ремонтно-строительных услуг, консультации по перепланировкам. В МГЖХ не исключают, что в перспективе эти структуры упразднят.

Ушли в тень

Реорганизация ЖКХ включала комплекс мероприятий и преследовала конкретные цели. В частности, улучшить качество жилищно-коммунальных услуг и при этом снизить себестоимость технического обслуживания жилфонда, избавить организации от непрофильных активов, разделить функции заказчика и подрядчика, создать конкурентную среду путем более активного привлечения к участию в тендерах сторонних компаний, организовать единый независимый центр по приему заявок и контролю за их выполнением.

Расскажем подробнее о деятельности обновленных обслуживающих структур.

Итак, ЖЭС в их прежнем виде больше нет. По сути, они превратились в производственные подразделения созданных жилищно-эксплуатационных участков: в состав одного ЖЭУ обычно входят две-четыре бывших ЖЭС. Территориально ЖЭС остались на своих местах и так же занимаются техническим обслуживанием жилфонда, уборкой дворов и подъездов. Но отвечают за всё ЖЭУ, в том числе участвуют в конкурсах по названным направлениям, а также по текущему ремонту. Выиграли тендер, заключили контракт — и в путь. Более того, ЖЭУ подчиняются администрациям районов.

Главный в районе

В то же время были сформированы новые службы заказчика — ЖКХ районов. Они организуют и контролируют проведение работ по техобслуживанию жилфонда, в том числе лифтов, текущему и капитальному ремонту, санитарному содержанию подъездов и дворов, благоустройству, обращению с коммунальными отходами, координируют оказание платных бытовых услуг населению. Также выстраивают работу с поставщиками электро-, водо-, тепло-, газоснабжения, организациями по обслуживанию домофонных и видеосистем.

С другой стороны, районные ЖКХ выступают в роли «коммунальных адвокатов» для жильцов. Эта сфера была законодательно оформлена в 2021 году с введением уполномоченного лица по управлению общим имуществом совместного домовладения, которое обеспечивает в первую очередь права потребителей ЖКУ вплоть до представления интересов собственников жилья в суде. Иными словами, ЖКХ района — заказчик и контролер, ЖЭУ — исполнитель.

Жители столицы могут обращаться по профильным вопросам в ЖЭУ, ЖКХ или администрацию района, наконец, в Минское городское жилищное хозяйство и городской исполком. Но для текущих тем есть более простой вариант.

В контакте

Это контакт-центр ЖКХ Минска с единым номером 115 и порталом «Мая рэспублiка» 115.бел. Поступающие по телефону заявки и — во втором случае — запросы с фото регистрируются и передаются для исполнения ответственной организации, в частности ЖЭУ, а также доводятся руководству районных администраций и ЖКХ. Исполнитель сообщает о принятых мерах. Кроме того, специалисты контакт-центра выборочно обзванивают заявителей, чтобы узнать, все ли в порядке. Если нет, заявка отправляется на доработку, а нерадивого исполнителя могут серьезно наказать. Еще по номеру 115 можно получить тематическую справочную информацию, консультацию. Вместе с тем операторы 2-й линии занимаются аварийными заявками. Кстати, их можно адресовать и напрямую диспетчеру Городской аварийной службы.

Операторы остались и в ЖЭС. Они принимают поступающие из контакт-центра ЖКХ заявки, оговаривают с жильцами время визита мастера для оказания платных бытовых услуг.

Компетентно

Заместитель генерального директора Минского городского жилищного хозяйства Андрей НОВИК:

— Система столичного ЖКХ постоянно совершенствуется. Это живой процесс: одни нововведения доказывают свою эффективность на практике и широко внедряются в жизнь, другие корректируются или упраздняются. Основные ориентиры — доступность и качество жилищно-коммунальных услуг. Не стоит воспринимать сферу ЖКХ как нечто консервативное и зарегулированное нормативными документами. Мы действуем в русле законодательства, но всегда открыты для новых идей и предложений. Особенно если речь идет о поддержке и реализации той или иной инициативы жителей на местном уровне, направленной на улучшение состояния дома, подъезда, двора, квартала. Сегодня у минчан есть широкие возможности для общения с представителями сферы, в том числе с использованием современных средств связи. Мы готовы к диалогу.

Источник: gkx.by

 

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ