
Очередной шаг в рамках продолжающейся жилищной реформы был сделан депутатами Мажилиса: во втором чтении приняты поправки в ряд законодательных актов, регулирующих жилищные отношения. Реформа, уже не раз подвергавшаяся критике, в своей третьей попытке достичь баланса начинает приобретать более отчётливые очертания.
Однако некоторые её аспекты вызывают серьёзные опасения. В условиях законодательной турбулентности становится всё труднее реализовать потенциал, заложенный в Закон РК «О жилищных отношениях». Как это часто бывает, внезапные изменения в Налоговом кодексе могут свести на нет усилия по развитию целой отрасли — профессионального управления общедомовым имуществом.
На протяжении последних лет формировался рынок управляющих компаний: возникла реальная конкурентная среда, обучаются специалисты, внедрены механизмы повышения квалификации.
Тем не менее, по причинам, не зависящим от профессионального сообщества, приостановлена работа по признанию квалификаций специалистов, что уже оказывает негативное влияние на рынок. И всё же, это — проблема отложенного действия.
Куда более разрушительным может оказаться эффект от непродуманной налоговой реформы. Обложение налогами всех поступлений в управляющие компании может привести к их вытеснению с рынка.
Денежные средства, которые собственники квартир и нежилых помещений направляют на содержание общего имущества, не являются доходом управляющих компаний. Это средства на обслуживание, и несправедливо облагать их НДС.
Следовательно, весь оборот в этой части должен быть освобождён от налогообложения. Облагаться налогом может только реальный доход, получаемый управляющей компанией за управление общедомовым имуществом.
Законодатели уже определили предельные доли расходов, направляемых на управление, ограничив тем самым нецелевое использование средств. Однако параллельные поправки в Налоговый кодекс, включающие КСК в перечень некоммерческих организаций и освобождающие их от НДС, создают рыночный перекос в пользу КСК и ОСИ.
Очевидно, что теперь КСК получили возможность объединять дома, не пожелавшие оставаться в составе ОСИ. При этом управляющие компании, выполняющие ту же работу, лишены аналогичных преимуществ.
Фактически, мы вводим недобросовестный налог «на профессионализм», рискуя отбросить рынок назад и потерять квалифицированные кадры, которые формировались десятилетиями.
Нужен ли стране дополнительный налог на собственников, проживающих в многоквартирных домах?
Не разумнее ли направлять их средства исключительно на содержание их же имущества?
Лишая жителей права выбора формы управления, мы разрушаем профессиональный рынок, который с таким трудом создавался в последние 20 лет. КСК, безусловно, смогут принять часть специалистов из управляющих компаний, но принципы их работы иные.
Предприниматели в сфере управления многоквартирным жильём необходимы стране — и сейчас, и в будущем.
Председатель Ассоциации КСК г. Алматы
Рубцов А.А.