Несогласованная логика: телекоммуникации — вне демократии собственников?


Казахстан модернизирует телекоммуникационное законодательство: что изменится?

В Республике Казахстан принимается масштабный пакет законодательных изменений, направленных на развитие рынка телекоммуникаций и центров обработки данных.

Ссылка: https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=1552448

Нововведения затрагивают более десяти действующих законов и кодексов, включая Земельный кодекс, законы о связи, жилищных отношениях, персональных данных и другие. Основная цель изменений — обеспечить устойчивое развитие цифровой инфраструктуры страны, повысить качество услуг связи и защитить права граждан в условиях стремительной цифровизации.

В Земельный кодекс вводятся нормы, облегчающие строительство и эксплуатацию антенно-мачтовых сооружений, опор связи и волоконно-оптических линий. Теперь право собственности на такие объекты отделяется от права собственности на землю, что позволяет инвесторам строить инфраструктуру связи на арендованных участках без риска утраты прав на сооружения. Также упрощается процедура получения участков под строительство объектов связи: отменяется обязательное наличие градостроительной документации в населённых пунктах с численностью до 20 тысяч человек при размещении телекоммуникационных объектов.

Поправки в Кодекс об административных правонарушениях устанавливают ответственность владельцев инфраструктуры за нарушение правил доступа к объектам связи и превышение предельных тарифов на аренду. Это направлено на недопущение монополизации инфраструктуры и создание равных условий для всех операторов.

В сфере предпринимательства разрешается сдавать здания и сооружения в аренду под размещение сотового оборудования, что упрощает взаимодействие между операторами и владельцами недвижимости.

В проекте предлагается дополнить Закон РК о «О жилищных отношениях» статьей 38-1, которая позволяет операторам связи размещать телекоммуникационное оборудование на зданиях, включая объекты кондоминиума, без согласия собственников, даже при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. При этом оборудование остаётся в собственности операторов, а собственники помещений обязаны обеспечивать равный доступ всем операторам. Государственный контроль должна будет осуществлять жилищная инспекция.

Здесь особое внимание вызывает юридическая непоследовательность в подходе к управлению объектами кондоминиума.

Закон РК «О жилищных отношениях» на протяжении многих лет усиливает роль общего собрания собственников как высшего органа управления домом:

  • Передача в аренду элементов общего имущества (чердаков, подвалов, фасадов) — только по решению собрания;
  • Ремонт, модернизация, капремонт — по решению собрания;
  • Утверждение бюджета, тарифов, заключение договоров — по решению собрания.

Но размещение оборудования связи — без собрания. Что-то тут не так?

Это исключение размывает юридическую логику, создавая правовой дисбаланс: почему для размещения, например, рекламы или баннеров требуется решение собственников, а антенна оператора сотовой связи может быть установлена без согласования, на основании специальной нормы закона, что фактически отменяет демократический механизм управления общим имуществом?

Такой подход вызывает обеспокоенность, ведь телекоммуникационное оборудование — не нейтральный элемент: оно требует питания, создает нагрузку на конструкцию, потенциально влияет на техническое состояние крыши и фасада, и даже может быть источником беспокойства с точки зрения санитарной или электромагнитной безопасности. При этом оно устанавливается без учёта мнения жильцов, что может привести к конфликтам интересов и нарушению принципа равного доступа к общему имуществу без компенсаций.

Было бы справедливым и законным предусмотреть возврат к принципу равных условий: любые действия с общим имуществом — только через собрание. А так как, как правило, есть сложности проводить собрание — ввести упрощённую процедуру голосования: например, электронное голосование с упрощённым кворумом для решений, связанных со связью. Как обязательное приложение к любому монтажу оборудования — разработать типовой договор и условия размещения.

В законе «О телекоммуникации» (новое название закона «О связи») впервые законодательно закреплены требования к центрам обработки данных (ЦОД). Центры могут быть капитальными, модульными или серверными помещениями. Их деятельность подлежит регулированию, а также может проходить технический аудит — национальный или международный.

Одним из резонансных изменений становится обязательство продавцов устанавливать на мобильные устройства программные продукты из утверждённого перечня, обеспечивающих информационную безопасность. Также усилены требования по хранению персональных данных и служебной информации: теперь это возможно только на территории Казахстана, за исключением случаев, предусмотренных согласием пользователя.

В проекте закона «О связи» операторы обязаны предоставлять государственным службам приоритетный доступ к сетям в случае ЧС, а также передавать оборудование для мобильной связи в распоряжение штабов. Строже регулируется деятельность в сфере защищённой связи, включая президентскую и правительственную связь.

Для защиты видеопотока от атак закон требует использования VPN-каналов без выхода в интернет между объектом и ситуационным центром. Это создаёт дополнительную гарантию информационной безопасности.

Поддержка цифровизации — важная государственная задача.

Комплексные изменения в законодательстве отражают стратегический курс Казахстана на цифровое развитие. Обеспечивая правовые гарантии для инвестиций в телекоммуникационную инфраструктуру, создавая условия для конкуренции и повышая стандарты кибербезопасности, государство делает важный шаг к построению надёжной, современной и безопасной цифровой экосистемы. Но её реализация не должна противоречить нормам жилищного законодательства и принципам управления многоквартирными жилыми домами, основанным на коллективной собственности. Исключение операторов связи из этого механизма может создать опасный прецедент, в котором интересы жильцов будут игнорироваться, несмотря на декларируемую роль общего собрания как ключевого института жилищной демократии.

Руководитель УЦ «ZHKH-INFO»                         Алия БОГАЕВА

P.S. В материале использована информация проекта О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития рынка телекоммуникаций и центров обработки данных» https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=15524487

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ