Сенат принял поправки в закон «О жилищных отношениях»: что изменится для жильцов многоквартирных домов


23 июня 2025 года в двух чтениях Сената Парламента Республики Казахстан были приняты долгожданные поправки в Закон «О жилищных отношениях», который затрагивает интересы миллионов граждан и касается как уже действующих субъектов управления, так и тех домов, где форма управления ещё не определена.

Поправки касаются всех форм и субъектов управления многоквартирными жилыми домами (МЖД) — от КСК/ ОСИ до управляющих компаний. Разбираемся, какие возможности открываются перед собственниками, какие требования теперь предъявляются к субъектам управления и какую роль будет играть государство.

Главное: собственники сами выбирают, кто и как будет управлять домом

Ключевое нововведение — закрепление принципа, что только собственники квартир (не менее 51%) определяют форму управления домом: ОСИ (объединение собственников имущества) или НСУ (непосредственное совместное управление). Они же утверждают, кто будет субъектом управления: председатель ОСИ, управляющая компания, профессиональный управляющий или КСК.

Это означает, что жильцы получают реальный контроль: они могут сменить субъект управления, пересмотреть тариф или прекратить договор. Государство не навязывает форму управления, но требует прозрачности и отчётности.

КСК остаются, но в новом формате

С принятием новых норм законодательства кооперативы собственников квартир (КСК) официально получили статус субъектов управления многоквартирными домами. Это важный шаг в сторону легализации, прозрачности и профессионализации их деятельности. При этом КСК сохраняют статус некоммерческих организаций, а значит, весь полученный доход должен направляться исключительно на уставные цели — содержание и обслуживание домов.

Все действующие КСК подлежат обязательной перерегистрации. Теперь они могут работать только на основании типового устава, утверждённого уполномоченным органом. Это исключает разночтения и произвольные формулировки, делает управление более прозрачным и единообразным. Решения о создании, перерегистрации КСК, выборе тарифа и делегировании представителей принимаются простым большинством51% от общего числа собственников квартир. В частности, собственники могут:

  • принять участие в создании или перерегистрации КСК, в том числе для нескольких домов;
  • утвердить размер тарифа на содержание;
  • делегировать представителя в инициативную группу и правление КСК.

В целях предотвращения непрозрачной финансовой практики и перекрёстным субсидированием, каждый обслуживаемый дом должен иметь отдельный банковский счёт, КСК обязаны предоставлять регулярную отчётность собственникам.

В составе КСК теперь обязательно должны быть сотрудники с профильной квалификацией — это условие направлено на повышение профессионального уровня управления и обслуживания жилфонда.

КСК получили право участвовать в государственных программах модернизации жилья, что открывает новые возможности для капитального ремонта и обновления инфраструктуры домов.

Важный момент все формы кооперативов — КСП, ПКСК и другие — теперь унифицированы под одним наименованием: КСК. Это техническое изменение, но оно существенно упрощает правовое регулирование и требует соответствующей перерегистрации.

Таким образом, КСК — это не устаревшая форма, а адаптированный и модернизированный институт управления, особенно удобный для небольших, зрелых многоквартирных домов, где жители хотят сохранить доступный, коллективный и понятный способ управления своим жильём.

ОСИ: новые полномочия, больше ответственности

Для действующих ОСИ изменения направлены на повышение устойчивости:

  • Председатель избирается на 3 года с возможностью переизбрания;
  • ОСИ может привлекать управляющую компанию или профессионального управляющего;
  • Вводится типовой устав, облегчается регистрация, но усложняется ликвидация (не менее 2/3 голосов);
  • Срок запуска взыскания долгов сокращён с 3 до 2 месяцев;
  • Собственники обязаны уведомлять ОСИ о квартирантах и подтверждать право голоса.

Это сделает работу ОСИ более стабильной и профессиональной, а права собственников — лучше защищёнными.

Простое товарищество исключается

Простое товарищество (ПТ) как форма управления официально исключено. Оно показало низкую эффективность, так как не имело правового статуса, не могло открывать счета и часто существовало лишь формально. Дома, где использовалась эта форма, переходят в категорию НСУ.

Управляющие компании (УК) — только с одобрения собственников

Если дом обслуживает управляющая компания, её работа должна быть утверждена решением общего собрания. Такое решение имеет силу договора — дополнительное соглашение не требуется. УК работает на основании утверждённого тарифа и условий.

Для домов, где не определена форма управления («бесхозные»), акимат вправе временно назначить управляющую компанию с минимальным тарифом — чтобы обеспечить безопасность и санитарное содержание.

Общие принципы для всех форм управления

Независимо от формы, теперь обязательны:

  • Отдельные текущие и накопительные счета на каждый МЖД;
  • Протоколы собраний и опросные листы приравниваются к официальным документам;
  • Минимальный тариф теперь привязан к МРП (минимальному расчетному показателю) и утверждается маслихатами;
  • Ежемесячная отчётность перед собственниками;
  • Ускоренная процедура взыскания задолженности — не более 2 месяцев.

Жилищная инспекция получает реальные полномочия

Согласно изменениям в Закон РК «О жилищных отношениях», принятым в 2025 году, существенно усиливается роль жилищной инспекции — теперь это не только надзорный орган, но и координационный центр, обеспечивающий развитие и прозрачность управления многоквартирным жилищным фондом.

Жилищная инспекция наделяется правом проверять, как ОСИ, КСК и управляющие компании:

  • открывают отдельные банковские счета на каждый дом;
  • применяют утвержденные типовые уставы;
  • своевременно и прозрачно отчитываются перед жильцами;
  • соблюдают стандарты технического обслуживания и содержания дома.

Инспекция может инициировать внеплановые проверки и выносить предписания об устранении нарушений.

Одним из ключевых новшеств является запуск единого электронного реестра всех форм управления МЖД, в который включаются:

  • ОСИ, КСК, управляющие компании и иные действующие формы;
  • информация об использовании типового устава, наличии открытых счетов, цифровизации деятельности, отчетности.

Реестр ведет жилищная инспекция, обеспечивая его актуальность и открытый доступ к информации для собственников, органов МСУ и заинтересованных госорганов.

Цель: прозрачность, контроль и повышение доверия собственников к управлению их домом.

С 2026 года все формы управления обязаны действовать исключительно по типовым уставам, утвержденным уполномоченным органом.
Жилищная инспекция контролирует соответствие деятельности субъектов требованиям этих уставов, что:

  • упрощает надзор и проверки;
  • исключает двусмысленные положения;
  • облегчает жителям понимание прав и обязанностей всех сторон.

Инспекция теперь обязана не просто регистрировать обращения, но и:

  • выдавать предписания об устранении нарушений;
  • применять меры административного воздействия;
  • при необходимости — содействовать инициированию собраний собственников.

Это делает систему обращений более действенной и ориентированной на результат.

Жилищная инспекция получает координационную роль в реализации государственных и местных программ по модернизации жилого фонда. В её задачи входит:

  • методическая поддержка КСК, ОСИ и УК;
  • контроль за прозрачностью и доступностью участия;
  • содействие в подаче заявок и организации технической документации.

Новая редакция закона укрепляет систему жилищного контроля и делает управление многоквартирными домами более открытым, предсказуемым и ориентированным на интересы собственников. Впереди — цифровизация, единые стандарты и реальный надзор.

Штрафы за нарушения

Изменения внесены и в Кодекс об административных правонарушениях:

  • За несвоевременное открытие счетов — штраф 50 МРП;
  • За непредоставление отчётности — 50 МРП;
  • За не передачу документации от застройщика — до 200 МРП;
  • За нарушения при передаче документации между субъектами управления — до 100 МРП.

При этом в законе прямо закреплено, что штрафы налагаются персонально на физическое или юридическое лицо, осуществляющее управление домом. Эта норма направлена на повышение индивидуальной ответственности и снижение количества нарушений в практике управления многоквартирными жилыми домами.

Руководитель УЦ «ZHKH -INFO»             Алия БОГАЕВА

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ