
Весной 2024 года наводнение в Уральске оставило дачные поселки («Колос», «Энергетик», «Механик», «Сокол-Ромашка», «Коммунальник» и др.), без дорог, инфраструктуры и поддержки. Здесь до сих пор живут семьи, для которых эти разрушенные дома — единственное жильё. Многие дома разрушены, инфраструктура не восстановлена, а тысячи семей до сих пор живут там без поддержки местных властей. (ссылка на статью: https://gkhsp.kz/kogda-beda-prihodit-s-vodoj-a-pomoshh-ne-prihodit-vovse/)
По просьбе жителей дачных массивов мы от СМИ сделали запрос в акимат города Уральск. По данным городского ЖКХ, подъездные пути к дачным ПСТ не числятся на их балансе, ремонт и финансирование не предусмотрены. Фактически дороги, ведущие к участкам в городской черте, остаются без ответственного за их содержание. При этом следует учесть, что из справки, полученной в ЦОНе, строения на этой территории входят в черту города. Плюс ко всему налог на имущество исправно оплачиваются в бюджет города. (во вложении). Это значит, что земля — в юрисдикции города, жители — платят налоги как жители города и они вправе ожидать городской инфраструктуры.
В Казахстане часто встречается ситуация, когда территория формально входит в границы города, но инфраструктура (дороги, сети, освещение) фактически не передана на баланс ни одному государственному органу, особенно если это бывшие дачные, садоводческие или ПСТ-зоны. Но по логике — нет, так не должно быть.
Если земля — это городская территория, значит ответственность за дороги и инфраструктуру должна быть определена. Либо поставить их на баланс (через процедуру передачи), либо включить в программу развития, благоустройства или реконструкции.
Для примера, в Наурызбайском районе города Алматы поначалу также возникали трудности, однако со временем все они были решены. Сегодня акимат города активно участвует в развитии инфраструктуры, включая территории присоединённых садоводческих обществ.
Но вернемся к проблеме садоводческих товариществ в Уральске. Нами были направлены основные вопросы в отдел Архитектуры и градостроительства города:
1.Включены ли территории « ПСТ «Колос», «Энергетик», «Механик», «Сокол-Ромашка», «Коммунальник», «Малиновый сад», «Урожайный», «Мелиоратор», «Автомобилист», «Элеватор-Строй», «Ремонтник», «Никиль»» в действующий Генеральный план города Уральска?
– Если да, то в каком статусе (садоводство, ИЖС, жилая зона, производственная зона и т.д.)?
– Если нет – по какой причине?
2.Планируется ли включение территории ПСТ в новый (перспективный) Генеральный план?
– Если да, то на какой стадии разработка/утверждение?
3.Какие документы или действия необходимы для инициирования включения территории ПСТ в Генеральный план?
– Кто может быть инициатором (жители, ПСТ, акимат)?
– Нужно ли готовить схемы, заявления, обоснования?
4.Есть ли утверждённый Детальный план застройки (ДПЗ) для этой территории или вблизи неё?
– Если есть – можно ли ознакомиться с ним?
5.Какие ограничения и требования действуют в отношении территории ПСТ согласно градостроительной документации?
– Возможно ли изменение целевого назначения земельных участков в рамках существующего Генплана?
6.Существуют ли проекты развития инфраструктуры (дороги, сети, общественный транспорт) вблизи ПСТ?
– Есть ли долгосрочные планы на проведение инженерных сетей и дорог?
Дополнительно:
Можете ли предоставить выписку или карту с указанием статуса территорий, указанных выше в Генплане?
Из ответа отдела архитектуры и градостроительства города (во вложении) следует, что да, все перечисленные садоводческие товарищества (СТ) уже показаны в действующем Генплане города Уральска. Статус в Генплане (2014 г.) — территории садоводческих товариществ, а не ИЖС, не жилая зона и не производственная зона. Это значит, что официально они рассматриваются как зоны сельскохозяйственного использования для ведения садоводства и дачного хозяйства, а не как полноценная городская жилая застройка.
В проекте корректировки Генплана (который сейчас находится на стадии согласования с местными и региональными исполнительными органами) эти территории сохраняют тот же статус — садоводческие товарищества. То есть перевод в ИЖС или жилую зону в рамках текущей корректировки не планируется. Изменение статуса территории в Генплане возможно, но только по инициативе: жителей/собственников, правления ПСТ, акимата.
Для этого нужны: письменное обращение, схема расположения, обоснование (зачем требуется перевод, например, для подключения коммуникаций, развития постоянного жилья). Однако, даже при инициативе процедура долгая: требуется внесение изменений в градостроительную документацию (Генплан, ПДП). На территории этих СТ детальный план застройки ДПЗ не разработан. Это значит, что детальной градостроительной планировки с размещением дорог, сетей и объектов инфраструктуры нет, а значит, и инженерные сети, дороги и транспортное обслуживание не запланированы в рамках ДПЗ.
Основной правовой режим — зона сельскохозяйственного использования (СХ), подзона СХ-1 — садоводческие и дачные участки. Назначение — выращивание сельхозкультур, отдых, сезонное проживание. Ключевые ограничения:
- Максимальная площадь дачного дома — 50 м².
- Площадь застройки (дом + хозпостройки) — не более 10% участка.
- Отступы: 3 м от границы участка до жилого дома, 1 м до хозяйственных построек, 6 м между окнами соседних домов, туалет — не ближе 12 м от жилого дома и 25 м от колодца.
- Разрешено блокировать дома/постройки только при согласии соседей и соблюдении противопожарных норм.
- Разрешённые виды использования: садовый/дачный дом, хозпостройки, гараж (1–2 машины), постройки для мелких животных.
Относительно инфраструктуры — через территории проходят линии электропередачи (ВЭЛ) 110 кВ и 220 кВ. Основная транспортная артерия, автодорога Уральск–Подстепное.
Прямых планов на проведение централизованных инженерных сетей (вода, газ, канализация) и дорог в ответе не указано.
Таким образом, по сведениям отдела Архитектуры и градостроительства все перечисленные СТ официально закреплены в Генплане (и в действующем, и в проекте корректировки) как дачные территории. Изменение их статуса в ИЖС или жилую зону не запланировано, но теоретически возможно при инициативе жителей и внесении изменений в Генплан. Пока ДПЗ нет — инфраструктурное развитие (дороги, сети) будет ограничено. На этих территориях действуют жёсткие ограничения по площади и назначению строений, так как они относятся к сельхоззонам (СХ-1).
А тем временем, жильцы этих ПСТ продолжают пополнять бюджет города оплачивая налоги на имущество и транспорт, при этом не имея возможности ездить по качественным дорогам. Такая ситуация вызывает вопросы и выглядит как минимум противоречиво А скоро осень, начало занятий в школах, и других учебных заведениях города, а качественной дороги как не было, так и нет.
Руководитель УЦ «ZHKH-INFO» Алия БОГАЕВА
