
В марте 2025 года депутаты Мажилиса Парламента РК одобрили в первом чтении законопроект, направленный на улучшение архитектурного облика столицы и городов республиканского значения. Документ предусматривает:
- расширение полномочий маслихатов по утверждению дизайн-кода и акиматов — по регулированию установки нестационарных объектов;
- запрет аудиорекламы на открытых пространствах и размещения наружной рекламы на тротуарах, велодорожках и улицах — для повышения безопасности;
- ограничение на регистрацию неограниченного числа граждан в одной квартире (исключение — близкие родственники).
Этот законопроект отражает обеспокоенность граждан хаотичной застройкой, нарушениями в сфере архитектуры и градостроительства — особенно в Алматы. Жители требуют остановить беспорядочную застройку, усугубляющую экологическую и сейсмическую обстановку, перегружающую инфраструктуру и создающую дефицит социальных объектов.
Хорошие цели — странная реализация
Предлагаемые меры должны способствовать наведению порядка в городской среде. Однако общественное внимание внезапно переключили на другую сторону вопроса: штрафы за установку кондиционеров.
В Алматы, да и как и в других городах страны разговоры об установке кондиционера сегодня превратилась в правовой квест. Жители вынуждены выбирать между:
- жарой и духотой,
- риском штрафа,
- или бесконечными попытками пройти согласование, для которого не существует четко прописанного порядка.
В результате складывается ощущение, что закон разрешает, но система — штрафует. Это и есть юридический абсурд, требующий немедленной корректировки.
Следует также отметить, что участились случаи распространения сообщений в мессенджерах, в которых утверждается, что только создание ОСИ позволяет избежать подобных проблем. Возникает вопрос: с чем связано подобное утверждение? Складывается впечатление, что подобные рассылки являются попыткой информационного давления с целью продвижения формы управления, эффективность которой в многоквартирных жилых домах остаётся крайне сомнительной. В любом случае все решает собрание собственников и не важно какой формы или субъекта управления. И ещё раз стоит отметить, что поправками в Закон РК «О жилищных отношениях» помимо двух форм управления ОСИ и НСУ, внесены и субъекты управления УК и КСК.
Что говорит закон и нормативные акты? Постановление акимата Алматы от 28 февраля 2025 года № 1/215 прямо указывает, что «допускается выполнение работ, связанных с установкой корзин кондиционеров» при согласовании собранием собственников, как высшего органа управления.Также в Дизайн-коде города (примечание: дизайн-код утвержден в 4-х городах страны – Астана, Алматы, Шымкент, Туркестан) четко прописано, что установка кондиционеров регламентирована, при соблюдении следующих условий:
- не на лицевых фасадах домов, выходящих на магистрали;
- с использованием корзин и декоративных решений;
- с прокладкой коммуникаций внутри здания;
- вне зон архитектурного или исторического значения.
Таким образом, установка кондиционеров является допустимой частью благоустройства, при условии соблюдения установленных требований.
Статья 505 КоАП — не про кондиционеры
Часто упоминаемая статья 505 КоАП РК о штрафах касается разрушения объектов инфраструктуры, то есть:
- порывов водопровода;
- обрушений колодцев;
- утечек газа и разрушений теплотрасс;
- отключения электричества;
- аварий лифтов и т. д.
Наружный блок кондиционера, установленный в корзине на стене, не разрушает фасад, не влияет на водопровод, тепло- или электросети. Это не относится к “разрушению инфраструктуры” ни, по сути, ни по букве закона.
Следовательно, применение этой статьи к установке кондиционеров — грубое и неправомерное толкование.
Что с «старыми» установками?
Также в опубликованных статьях утверждается, что за ранее установленный кондиционер можно “откупиться” половиной штрафа. Однако это противоречит статье 62 КоАП РК: срок давности привлечения — 2 месяца, в исключительных случаях — до 1 года, если нарушение длящееся. Таким образом, если кондиционер установлен, например, в 2018 году и с тех пор не было актов или предписаний, взыскивать штраф за такую установку невозможно — срок давности истек.
Прецеденты в истории
Напомним, что в 2015 году на уровне Министерства национальной экономики уже предпринималась попытка обязать демонтировать кондиционеры и спутниковые антенны с фасадов домов на магистралях, что вызвало сильное возмущение, особенно в южных регионах. Эти нормы позднее были смягчены, а требование обязательного согласования — отменено.
Кондиционеры предусмотрены программами ремонта
Согласно тому же Постановлению № 1/215, установка корзин кондиционеров входит в перечень допустимых работв рамках бюджетных программ по ремонту фасадов:
“…по согласованию с собственниками… допускается выполнение работ/услуг, связанных с остеклением, декорированием окон, балконов, подъездов, а также… установкой корзин кондиционеров…”
Это означает, что даже в рамках господдержки такая работа признана легитимной.
(Постановлении акимата города Алматы от 28 февраля 2025 года № 1/215 «Об утверждении Правил организации и проведения мероприятий по реконструкции, текущему или капитальному ремонту наружных стен, кровли многоквартирных жилых домов, включая услуги, в том числе декоративно-светового оформления, направленных на придание единого архитектурного облика городу Алматы»).
Также и в поправках в Закон РК «О жилищных отношениях», в статье 12, пункт 4 упоминается о том, что«В целях придания единого архитектурного облика столице местный исполнительный орган столицы проводит технические обследования многоквартирных жилых домов. На основании актов технических обследований местный исполнительный орган столицы определяет перечень многоквартирных жилых домов, подлежащих ремонту, направленному на придание единого архитектурного облика столице. После определения местным исполнительным органом столицы перечня домов собрание собственников квартир, нежилых помещений многоквартирного жилого дома принимает решение о (об): о проведении ремонта, направленного на придание единого архитектурного облика столице, с привлечением уполномоченной организации;».
Но при этом никаких требований по кондиционерам на рабочей группе Мажилиса не обсуждалось.
Реальные угрозы архитектуре — не кондиционеры
Сегодня в Алматы и других городах страны мы наблюдаем:
- уплотнительную застройку в предгорьях;
- нарушение норм при строительстве у водоемов;
- игнорирование норм при возведении крупных ЖК;
- отсутствие парковок и детских площадок;
- разрушение инфраструктуры в виде старых кровель, изношенных сетей и аварийных лифтов, отсутствие пандусов.
На этом фоне штрафы за кондиционеры выглядят как абсурд и подмена приоритетов.
Если цель государства— сохранить архитектурный облик, нужно:
- обеспечить четкий механизм законной установки кондиционеров;
- утвердить регламент согласования и типовые решения;
- прекратить юридически несостоятельную практику штрафов за то, что само же государство допускает.
Руководитель УЦ «ZHKH-INFO » Алия БОГАЕВА