Жилищная реформа – это не количество созданных ОСИ/ПТ, а качество предлагаемых услуг по управлению и содержанию общего имущества, создания комфортных условий проживания и качественных сервисных услуг.
Прошло почти два года, а процесс перехода на новые формы управления проходит в неспешном темпе. Конечно, уполномоченный орган старается на всю мощь и прилагает все ресурсы, привлекая «серьёзную» ассоциацию УиСК ОСИ МО, заключив с ней меморандум о взаимовыгодном сотрудничестве.
Оказывается, для ускоренного выполнения количества созданных ОСИ и ПТ все средства и обоснования хороши, неважно, законны ли они, отвечают ли они чаяниям самих собственников квартир, нежилых помещений или нет.
Согласился бы с намерениями помочь жильцам малоквартирных МЖД вторичного жилого фонда и попытаться объединить их с одной только целью, чтобы их обслуживала одна управляющая компания, один субъект сервисной деятельности.
Согласился бы с тем, что, если бы в проводимых собраниях с жильцами, объясняли необходимость выбора той или иной формы. И как показывает практика лучше конечно ПТ, так как их не надо регистрировать в юстиции через ЦОН, выбрать в каждом доме Совет, руководителя, ревизора, открыть на каждый дом счета и заключить договоры на управление и содержание с одним управляющим, с одним субъектом сервисной деятельности.
Что же мы видим на самом деле.
В погоне за количеством создаваемых ОСИ, стали регистрировать одно ОСИ на несколько домов, не обращая внимания на то, что у них отдельные фундаменты, единые общедомовые инженерные системы. Применили очень странный довод для регистрации новых форм управления, прилагая справку от коммунальных служб города о том, что граница раздела по балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности проходит от колодцев ТК, ВК, ТП. При этом, мотивируя этой справкой, организаторы создания ОСИ на несколько домов, не уведомляют самих собственников квартир и нежилых помещений о том, что после регистрации ОСИ все собственники квартир, нежилых помещений обязаны будут содержать и эксплуатировать несколько десятков метров этих инженерных сетей. А какие ещё дополнительные расходы будут нести на их содержание и эксплуатацию, кто-то задумывался?
Риски надо предусматривать заранее, а если будет аварийная ситуация, надо будет проводить мероприятия для предотвращения их на участке, а ведь это вскрышные работы с привлечением специализированной техники, восстановление участка, после ремонтных работ, хорошо если там обычный грунт, а если территория благоустроена (метлахская плитка, брусчатка, асфальтовое покрытие)? Все эти работы будут проводиться за счет средств собственников ОСИ, а они знают об этом?
Границы раздела эксплуатационной ответственности на объектах кондоминиума является:
— по водоснабжению – разделительный фланец первой задвижки на вводе в дом;
— по водоотведению – колодец, в месте присоединения к сетям водоотведения.
Ст.39 параграф 2 Глава 2 Правил пользования системами водоснабжения и водоотведения №832 от 05.06.2009г.
Границей раздела по балансовой принадлежности на объектах кондоминиума является:
— по водоснабжению- наружная стена дома (здания);
— по водоотведению – выпуск в месте сопряжения с колодцем на сети водоотведения населенного пункта
Ст.40 параграф 2 Глава 2 Правил пользования системами водоснабжения и водоотведения №832 от 05.06.2009г.
При регистрации одного ОСИ на несколько домов не задаются вопросом, имеется ли зарегистрированный объект кондоминиума. Можно было бы понять такую позицию регистрирующего органа, если объект кондоминиума зарегистрирован один на все эти дома с единой земельной территорией с малыми архитектурными формами и с этими же инженерными системами. Не понятно, почему статью 43 п.2 Закона «О жилищных отношениях» истолковывают по-своему усмотрению, когда там четко написано: «В многоквартирных жилых домах, расположенных на едином фундаменте либо имеющих единые общедомовые инженерные системы, собственники квартир, нежилых помещений вправе создать одно объединение собственников имущества при согласии более двух третей собственников квартир, нежилых помещений каждого дома». В справке от коммунальных служб города подтверждается наличие инженерных сетей, которые ведутся к дому от границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Акт раздела границ, в свое время, подписали руководители компании Застройщика и передали аффилированным управляющим компаниям. Эти инженерные системы никак не могут являться общедомовыми, как того требует Закон, они являются наружными распределительными сетями до ввода в дом.
Границей раздела эксплуатационной ответственности между потребителем и энергопередающей организацией в много квартирных жилых домах, находящихся под управление КСК или органа управления объектом кондоминиума, определяется по первому разделительному фланцу или сварному шву входных задвижек узла управления со стороны источника тепловой энергии – в соответствии п.п. 22) ст. 5 Закона РК «Об электроэнергетике» от 09.07.2004г., Правил пользования тепловой энергии №211 от 18.12.2014г. п. 62 (Приказ Министра Энергетики РК №678 от 30.11.2015г., №228 от 31.05.2016г., введенного в действие 01.01.2017г.).
Согласно Правилам — пользования тепловой энергии, технической эксплуатации электрических станций и сетей, пользования системами водоснабжения и водоотведения, границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности четко определены и то, что организатор создания одного ОСИ на несколько домов апеллирует такой справкой, противоречащей всем, выше перечисленным Правилам, не просто противоречит требованиям Закона, а дискредитирует его.
Если и далее так будут производиться регистрации одного ОСИ на три, пять и даже девять домов, то зачем соблюдать принцип: один дом-один ОСИ-один счет?
Можно просто, используя справку от коммунальных служб о том, что десятки домов расположены на одной ветке от ТК по теплоснабжению, зарегистрировать одно ОСИ на все эти дома и не обращать внимания на то, что эти сети не общедомовые, а транзитные, которые на сегодняшний день содержат и эксплуатируют службы предприятия, являющиеся энергопередающей организацией.
То есть, уважаемые собственники квартир, нежилых помещений, будьте любезны теперь обслуживать эти сети сами и включите свои расходы, дополнительно в свой минимальные тариф, который пока еще не утвержден.
Я все-таки надеюсь на порядочность людей, которые правдами и неправдами стараются увеличить количество зарегистрированных ОСИ в нашем городе, что они начнут вникать в суть закона и не трактовать по-своему. Закон для всех один и лучше будет, если исполнять его не в ускоренном темпе (а потом будь, что будет), а спокойно, с толком и правдивой информацией для собственников квартир и нежилых помещений.
По моему мнению надо не гнаться за количеством зарегистрированных ОСИ, а за его качеством. Ведь в конечном итоге, это делается для простых людей – собственников квартир и нежилых помещений.
И связи с вышеизложенным у меня вопрос к департаменту юстиции г. Актау, до каких пор закрыв глаза на откровенные нарушения закона «О жилищных отношениях», будете давать разрешения на регистрацию, таких вот неполноценных ОСИ?
Считаете ли правомерным создание одного ОСИ на три, девять домов, стоящих на отдельных фундаментах с едиными инженерными сетями, описанными выше?
Председатель ОЮЛ и ИП «Ассоциация Қамқор»,
член Комитета по реформированию жилищного законодательства РК
Баймагамбетов Тлеп Джумаевич
Послесловие: Мы наблюдаем печальную статистику жилищной реформы, не только в городе Актау, но и в других городах. В погоне за цифрами и исполнением закона все способы хороши, а кто- то задумывался в конечном итоге, с чем останутся собственники. Вроде в законе прописано один дом на одном фундаменте, со своими инженерными сетями. А на деле оказывается можно и несколько домов в одном ОСИ вопреки закону. Так чем тогда они отличаются от действующих форм управления? И самое печальное то,что юстиция пропускает такие документы. Кто в конечном итоге ответит за все эти нарушения?
А тем временем ИСПОЛНЕНИЕ ПЛАНА по переходу на ОСИ и ПТ – продолжается.
Главный редактор Алия Богаева