С 15 ноября автодороги, связывающие Кызылорду с соседними регионами, станут платными, по цене 1 тенге за километр, сообщает inbusiness.kz.
Со следующего понедельника у кызылординских автолюбителей появится еще одна статья расходов – плата за проезд по трассе в Шымкент или Актобе.
Реакция населения на ввод платной дороги неоднозначная. С одной стороны, оператор в лице нацкомпании «КазАвтоЖол» обещает безопасный проезд, своевременный ремонт, улучшенную инфраструктуру.
С другой стороны, общественность задается вопросом – на что идут налоги, в том числе на транспорт. Кроме того, данная трасса прошла реконструкцию в рамках проекта «Западная Европа – Западный Китай», для реализации которого были привлечены зарубежные займы.
В феврале 2021 года «КазАвтоЖол» провел общественные слушания в Кызылординской области, представив проект платной дороги в районах и областном центре.
На слушаниях, которые прошли в райцентрах, мы побывать не смогли. Но посетили ОС в городе Кызылорде. Тогда общественники отметили, что на слушания не пришли ни госорганы, ни депутаты. Впрочем, об этих ОС мало кто знал.
Также было отмечено, что трасса Самара – Шымкент, проходящая через регион, – единственная автомагистраль, связывающая Кызылорду с другими областями. И замены ей нет. Трасса Кызылорда – Шымкент с трафиком, который летом достигает 15 тыс. авто в сутки, – одна из 7 дорог в республике, которые станут платными в этом году.
Кайрат Абсултанов, заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Кызылординской области, сообщил, что одна из причин ввода платной дороги – эффективное использование средств из республиканского бюджета.
Шанжархан Мырзабай, заместитель директора КОФ НК «АО «КазАвтоЖол», рассказал, что под проектом свою подпись поставил премьер-министр страны и сейчас документ проходит регистрацию в министерстве юстиции. Он в очередной раз сообщил, что плата за проезд обеспечит своевременный ремонт дороги, безопасное движение, необходимую придорожную инфраструктуру. И все по цене 1 тенге за километр.
В частности, на трассе не будут установлены шлагбаумы. Информацию о проезде авто будут собирать камеры наблюдения дорожных комплексов в виде арок. Оплатить проезд можно будет разными способами. Кроме того, разработаны наклейки с информацией об оплате в автомашине для размещения на лобовом стекле.
Протяженность платного участка, проходящего по Кызылординской области, 812 км. На всей дистанции установлены 9 арок, а в трех местах – центры обслуживания клиентов.
От оплаты освобождены автомашины скорой медицинской помощи, противопожарной, аварийно-спасательной, дорожно-патрульной служб и военная техника при исполнении служебных полномочий.
Не будет платить за проезд общественный транспорт, обслуживающий пригород и населенные пункты, расположенные рядом с платной дорогой. Еще автомашины в пределах одного района, зарегистрированные в указанном населенном пункте.
Для легковых автомашин стоимость тарифа составит 1 тенге за 1 километр. Грузовые машины и автобусы в зависимости от технических объемов будут платить от 5 до 25 тенге за 1 километр.
На вопрос об альтернативной дороге Мырзабай сообщил, что строительство такой дороги потребует расходов. В Казахстане приходится строить длинные трассы. И строительство альтернативной магистрали нерентабельно.
Через три года к платным дорогам в Кызылординской области присоединится и трасса Кызылорда – Жезказган. По крайней мере, такие планы у нацкомпании «КазАвтоЖол», которая подписала договор займа с Европейским банком реконструкции и развития на 96,9 млрд тенге ($240 млн).
На эти средства планируется отремонтировать 204 км дороги и построить объездную дорогу в 14,8 км вокруг Кызылорды. Эта трасса связывает Кызылорду с Жезказганом, Карагандой и Нур-Султаном. Поэтому по ней часто ездят автомашины в обе стороны. В последний раз дорогу ремонтировали еще в советское время. За последние 10 лет часто поднимался вопрос ремонта этой трассы, но дальше разработки ПСД дело не шло. Хотя на это дело выделялись солидные суммы.
Автор не раз ездил по этой трассе на междугороднем автобусе. Поездка по разбитой дороге, больше подходящей для верблюжьего каравана, занимала 24 часа.
По заверениям нацкомпании, после ремонта, который займет три года, время в пути составит 11 часов.
К слову, за 9 месяцев 2021 года пассажиропоток в регионе составил 52,3 млн человек, или 48% по сравнению с 2020 годом (107,2 млн). Причиной снижения стала пандемия КВИ.
Махмуд Байходжаев, Кызылорда