Не успела высохнуть типографская краска на бумаге, где обществу были предложены весьма революционные поправки к Закону РК «О жилищных отношениях», как на сайте Мажилиса парламента 10.01.2020 г. появился проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам улучшения бизнес-климата».
Казалось, что может быть общего между бизнес-климатом и жилищными отношениями?
Однако общий знаменатель всё же есть.
В недрах многочисленных поправок содержится весьма интересная информация.
Так, предлагаемые поправки с 96-ой по 100-ю включительно предлагают внести дополнения в Закон РК «О жилищных отношениях», который и в нынешней редакции, все ещё не может заработать в связи с отсутствием подзаконных нормативно-правовых актов.
Получается, что новые поправки вносятся в Мажилис уже на 3 день после вступления в силу изменений в Закон РК «О жилищных отношениях».
Если учесть, что сам по себе законопроект существует достаточное время, у его авторов было достаточно возможностей предложить эти поправки на рассмотрение совместно с остальными профильными поправками, которые достаточно подробно обсуждались обществом и вызывали общественный резонанс.
Однако не успели. И новые поправки поступают уже после принятия основных, когда страсти по новому закону перешли из фазы обсуждения в фазу выполнения новых норм, всеми заинтересованными сторонами.
Между тем, предлагаемые новшества тоже весьма интересны и как ни странно связаны с увеличением полномочий государственных органов, которые могут положительно влиять на бизнес-климат, только в случае объявления моратория на проверки или сокращения участия государства в конкурентной среде.
Итак, предлагается внести дополнение в статью: 2 дополнив основные понятия:
«п. 51) информационно-биллинговый центр – юридическое лицо, определяемое в конкурсном порядке местным исполнительным органом, осуществляющее деятельность по обслуживанию потребителей и выставлению единого платежного документа;
п. 52) единый платежный документ – единый счет на оплату коммунальных и жилищно-эксплуатационных услуг, выставляемый информационно-биллинговым центром по договору с услугодателем».
Внести дополнения в Статью 10-2 Закона РК «О жилищных отношениях» Компетенция уполномоченного органа следующий пункт:
Уполномоченный орган:
10-15) утверждает правила проведения конкурса по определению информационно-биллингового центра и порядка его взаимодействия с услугодателями;
2. Местные исполнительные органы области, города республиканского значения, столицы:
4-8) определяют информационно-биллинговый центр по итогам конкурса.
Внести дополнения в статью 10-4 Закона РК «О жилищных отношениях.
Компетенция органов местного государственного управления районов, городов областного значения
Местные исполнительные органы районов, городов областного значения:
7-1) определяют информационно-биллинговый центр по итогам конкурса.
Делается это с точки зрения авторов законопроекта: «В целях законодательного закрепления деятельности информационно-биллинговых центров, правового порядка определения их отбора на конкурсной основе, а также регулирования деятельности информационно-биллинговых центров, в том числе по порядку их взаимодействия с услугодателями».
При этом, законодательно, правовой статус этих организаций давно закреплён гражданско-правовыми договорами и условный ПКСК «Лакомка» в г. Алматы с 1996 года прекрасно справлялся в выборе биллинговой организации без устройства какого-либо конкурса.
При этом, с 1996 г. по факту наличия конкуренции в г. Алматы сложилась конкурентная среда и сейчас в южной столице несколько десятков организаций, также прекрасно справляются с распечаткой своих квитанций без помощи государства и не подозревают, что кто-то собрался устраивать конкурс о том, кто из них самый лучший с точки зрения местного акимата.
Также не выдерживает критики довод авторов поправок о необходимости законодательного закрепления порядка взаимодействия биллинговых организаций с услугодателями, так как все поставщики коммунальных услуг имеющие государственное участие прекрасно решают эту проблему через систему государственных закупок где они все и устраивают конкурс.
Почему по новому порядку за деньги граждан теперь по всей стране будет устраиваться конкурс для ПКСК «Лакомка», ОСИ, ПТ и всех остальных управляющих и сервисных организаций, которые не просили тратить их на эти мероприятия?
Почему по условиям данных поправок, так не кстати опоздавших к всеобщему рассмотрению, все проигравшие конкурс, устроенный чиновниками, должны будут покинуть рынок?
Условный ПКСК «Лакомка» никак не связан с победителем конкурса и почему кооператив должен будет отказаться от распечатки собственных квитанций своим собственникам, по воле чиновников определивших самого достойного.
Почему под улучшением бизнес-климата понимается уничтожение конкурентного высокотехнологичного рынка предоставления биллинговых услуг, в который вложены частные деньги?
В настоящее время нашей стране многие говорят о цифровизации, но при этом, де факто лишают потребителей реального выбора. На оборот, авторы поправок пытаются создать ещё одного монополиста на рынке биллинговых услуг создав бизнес крематорий для всех остальных.
Кого будет слушаться такой победитель? Для него во главу угла поставлены интересы организаторов конкурса, а не интересы ПКСК «Лакомка», у которого теперь нет альтернативы.
Таким образом, посредством данных поправок в дальнейшем может происходить контроль за создаваемыми Объединениями Собственников Имущества и Простыми Товариществами, управляющими компаниями и субъектами сервисной деятельности.
Не хотелось бы верить, что данная схема будет осуществлена, но сейчас виден крен к созданию предпосылок к демонтажу существующей конкурентной системы по обслуживанию общедомового имущества.
Лично автор убеждён в том, что нашей стране не нужен искусственно созданный монополист.
Сам факт попытки создания конкурсов приведёт к коррупционным рискам.
На рынке побеждать должен тот, кто удобен потребителю и в этом помощь чиновников точно не понадобится.
Председатель Ассоциации КСК г. Алматы
Аркадий Рубцов