Во всем мире идет тренд на повышение использования общественного транспорта, а городское пространство в Казахстане ориентировано на автомобили, но никак не на пешеходов. Кроме того, на улицах казахстанских городов в основном используют освещение в холодных тонах, а научно доказано, что подобный свет не приносит успокоение. Парки должны быть частичкой природы в городской среде, однако там можно встретить большое количество брусчатки, асфальта и железных конструкций. Что необходимо менять в сторону создания комфортной среды для людей, как это делается за рубежом?
Наверняка читатель задался вопросом: «К чему все эти рассуждения?». Да к тому, что недавно Атырау с рабочим визитом посетил министр индустрии и инфраструктурного развития РК Каирбек Ускенбаев, в ходе которого он встретился с представителями Ассоциации урбанистов Казахстана «Q88».Так что же интересного предложили урбанисты в ходе презентации? Это и стало поводом поговорить о тенденциях сегодняшнего дня касательно того, что молодежь покидает аулы, стремится жить в городе. И как бы мы ни хотели это признавать – это факт, это реальность современного общества. А городская жизнь тоже специфична. Применимы ли их идеи в условиях Атырауской области?
ВСЕ В АВТОБУС
Сразу был сделан акцент на необходимости трансформации городских пространств. Именно такой подход предлагает применить Ассоциация урбанистов.
— Большинство населения стремится жить в городах. К примеру, в городах Беларуси уже 75 процентов людей живет в городской черте. Главное сделать так, чтобы города были устойчивые и решали те проблемы, которые появляются. Ежегодный прирост населения в Казахстане составляет порядка 240 тысяч человек, прирост в городах нашей страны это равносильно появлению небольшого города, такого как, например, Уральск, Экибастуз и другие. Это «давление» экономически погасить невозможно без применения научных подходов. Если перевести на язык цифр, то содержание такого города обходится в большие тенге, — поясняет председатель ассоциации Ерлан Аекенов. — Речь идёт о сумме почти в 3 трлн тенге — на жилье, инфраструктуру и так далее. Это почти одна пятая бюджета страны. Давление в два раза больше, чем экономические возможности государства. В этой связи предлагается использование научных подходов для решения проблем, которые есть на сегодняшний день, при проектировании городов. У нас сегодня в стране при проектировании улиц и дорог ориентир идет на пропускную способность дороги, а не на повышение мобильности горожан. За рубежом стандартная классика — сокращение времени в пути, которое человек проводит каждый день. К примеру, в Йоханнесбурге (город в Южно-Африканской Республике), или в Нью-Йорке при строительстве основной транспортной артерии несколько лет назад индикатором стало именно сокращение времени жителя в пути, то есть с двух часов до получаса от одного края города до другого. Одним словом, во всем мире идет формирование акцента развития общественного транспорта. У нас приоритет отдается личному индивидуальному транспорту.
Кстати, и надземный пешеходный переход тоже не пользуется особой популярностью, люди до сих пор перебегают дорогу в нарушение правил. За границей все города ушли от такого подхода, американские еще в 90-х годах, и пешеходные зоны делают на уровне земли. Автомобили, наоборот, «загоняются» под землю. Значит, что необходимо? «Выдавливать» личный транспорт.
ОБЩАЯ ЖИЗНЬ
В Казахстане 88 городов. По заявлениям урбанистов, городские площади являются мертвым пространством в 99% времени, максимум люди ее просто пересекают и идут дальше. Почему? Не за что зацепиться, остановиться вот на таких общественных пространствах. В идеале 24 часа в сутки они должны быть наполнены жизнью. В таких местах люди себя идентифицируют, что они жители города Атырау, происходит социальное сплочение.
— Большинство площадей спроектированы в советское время для выставления военной техники, парадов, люди собираются два-три раза, и все. Но если посмотреть на опыт Москвы, то на Красной площади круглый год создаются тематические площадки различных выставок, мероприятий, в том числе с элементами торговли, — приводит пример глава ассоциации урбанистов.
В последнее время идет тренд на строительство детских площадок. Казалось бы, дело хорошее. Однако строят только для детей в возрасте от 0 до 3 лет, от 3 до 6 лет, между тем во многих странах понятие «дети» весьма растяжимо – до 20 лет. В результате у нас засилье маленьких площадок, дети в возрасте от 6 до 10 лет, с 10 до 20 лет фактически не могут найти себе применение во дворах. В результате появляется подростковая преступность, такие проблемы, как групповые драки между ребятами из разных районов. Более того, все площадки находятся внутри кварталов, и каждый идентифицирует себя как житель лишь этого жилого комплекса в отрыве от города в целом. В результате разрывается городская ткань, люди друг с другом не общаются.
— Например, в одной из больших голландских спортивных площадок собирается много народа, так как она рассчитана на посетителей от малых возрастных групп до людей среднего и пожилого возраста. Люди ходят, общаются, положительно себя идентифицируют со всем городом, как одно целое, и не возникает элемента социальной сегрегации, когда кто-то считает, что его жилищный комплекс лучше, чем другое. Никто из горожан не обращает внимание, кто, где и в каких домах живет. А это самая главная проблема, которая имеется в наших городах, возникает социальное неравенство, люди считают, что они обделены, выходят на митинги, — уверен Ерлан Ауекенов.
Урбанисты говорили и о визуальном «загрязнении» разнокалиберных вывесок, баннеров, названий различных заведений, которые тоже относятся к дизайну города. К тому же каждая коммунальная служба использует свои столбы, в то время как за рубежом они используются не только для освещения, а еще для установки камер видеонаблюдения, то есть минимализм визуального загрязнения города. Более того, в Лондоне нет засилья линий различного кабеля, они все под землей.
ДА БУДЕТ СВЕТ! НО НЕ ХОЛОДНЫЙ
С освещением улиц, оказывается, тоже нюансы. Сейчас основной акцент делается на максимальное освещение города, тогда как мировой тренд не только управление светом, а еще забота о здоровье человека.
— В большинстве городов республики используется белый холодный софитный свет, в то время как это сопоставимо тому, который находится в реанимации, когда повышенная концентрация внимания, сам организм находится в состоянии внимания. Вечером нужно успокоение организма, но при этом, наоборот, вызывается на психологическом уровне повышенная концентрация внимания, человек устает, как результат, сказывается на настроении и здоровье горожан, — пояснил Ерлан Ауекенов. — Белый свет привлекает насекомых, которые погибают, и потом это отражается на птицах, и мы удивляемся, почему пропали ласточки и другие виды птиц. При этом, если сравнить, то именно использование теплых тонов является научно обоснованным подходом.
Еще один момент, на что надо обратить внимание, что преимущественно при подсветке зданий и сооружений используется разноцветная подцветка — тоже ошибочный подход, уверены урбанисты. Дюссельдорф, Абу-Даби, Стамбул, Дубай и другие крупнейшие города мира используют однородную тоновую теплую подсветку. В большинстве своем в наших городах «разноцветье» в ночное время мешает спокойствию.
ЭСТЕТИКА ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ
Однозначно озеленение для Атырау остается архиважной задачей. Урбанисты предлагают сделать зеленую стратегию даже на десятилетия вперед, стандартизировать ее, выпустить соответствующие каталоги. Можно обеспечить эстетику городских пространств, если сажать адаптированные многолетние растения и деревья из питомников.
— У нас сажают тополь, карагач и клен, то, что растет в нашей климатической зоне, а практически в каждом городе можно выращивать от 15 до 30 видов деревьев. В Алматы сажали дубы, да, они медленно растут, но обеспечивают долгую эстетику городских пространств. Посадка плодово-ягодных деревьев требует надлежащего ухода, вместе с тем они создают уют и комфорт, что тоже важно, — подчеркнул Е. Ауекенов.
При посадке растений в большинстве городов, на юге и севере страны используют однолетние растения, например, петуньи, а урбанисты предлагают выращивать, в том числе в Атырау, многолетние растения. А вот что касается парков и скверов, то в Казахстане они практически потеряли свою основную функцию, то есть быть частичкой природы в городской среде — засилье железных конструкций, бетона, брусчатки. Парки за рубежом ориентированы на то, чтобы был неповторяющийся ландшафт местности, делают витиеватые дороги, чтобы идти интересно дальше. А у нас человек заходит, он уже видит конечную цель, и у него пропадает желание идти, ему, в принципе, видно, куда он идет и что увидит дальше. И это классическая ошибка при проектировании наших парков. Еще ошибочным подходом является наличие большого количества аттракционов в парках, на самом деле в городской черте подобное недопустимо. Например, Диснейленд находится на краю города. Это, в общем-то, дешевле в плане строительства, и люди выезжают из города, по сути, разгружая его. Важно создание стратегии парков, чтобы их количество не сокращалось, а площадь была обязательно устойчивой, к примеру, в Лондоне парки находятся не просто под защитой законодательства – они в собственности королевской семьи, тем самым, обеспечивается гарантия, в парковой зоне не будет ничего лишнего. В каждом подобном месте должны быть интересы по конкретным целевым группам – семейный, для молодежи или спортивных видов отдыха, то есть каждая целевая группа находила бы для себя нужную точку, и чтобы человек на протяжении всей своей жизни получал удовлетворение от посещения разных парковых зон.
НАУЧИТЬ УРБАНИСТИКЕ
Министерство совместно с Ассоциацией урбанистов Q88 занимается совершенствованием казахстанского законодательства по вопросам градостроительства, модернизации СНиПов, развития городов и создания инклюзивной городской среды. Выяснилось, что готовится большой сборник стандартов комплексного развития территорий, в который войдут 6 книг и 4 каталога. Его выпуск планируется уже летом этого года. А с осени ассоциация планирует запустить программу по обучению депутатов, акимов сельских округов, районов, со временем и акимов городов, чтобы поднять общую информационную осведомленность о правилах научного подхода. К примеру, в Эстонии задействована такая программа, депутаты принимают решения в отношении города, а они обязательно должны пройти вводный курс урбанистики в течение одного дня. Человек не может знать одновременно, и как строить дома, и как заниматься ландшафтным озеленением и вопросами развития социальных факторов.
— Надеемся, что тот план, что мы презентовали, может быть реализован в Атырау, — подчеркнул Ерлан Ауекенов.
А реально ли это у нас?
ДАЕШЬ МИРОВУЮ АРЕНУ!
При разработке предложений столичные урбанисты основывались на международном опыте. Они рассматривали города, которые близки казахстанским по климатическим факторам, а также архитектурному и историческому наследию. По словам исполнительного директора ассоциации Алины Абдрахмановой, площадь города Атырау сопоставима с такими городами, как Штутгарт, Манчестер, Флоренция, Ванкувер и, в принципе, имеет большой потенциал занять свое место на мировой арене и даже конкурировать с этими городами. В первую очередь за счет того, что развита промышленность в городе, как известно, Атырау — один из весомых доноров республики, и это обеспечивает устойчивый рост населения, в первую очередь высококвалифицированного.
— В последние десять лет численность Атырау увеличилась в полтора раза, и это во многом благодаря тому, что молодые образованные профессионалы приезжают в регион делать карьеру, они привозят свои семьи, — говорит Алина Абдрахманова. – Многие болашаковцы здесь работают, и, конечно, этот интеллектуальный потенциал необходимо использовать.
По мнению урбанистов, стоит поработать с историческим наследием города, его архитектурой. В нефтяной столице имеются уникальные архитектурные памятники, такие как «Жилгородок», который в прошлые времена был удостоен сталинской премии. Его можно использовать для развития туристического потенциала города. Пока исторический центр и сохранившиеся архитектурные памятники на сегодняшний день находятся в упадке. Можно комплексно подойти к реконструкции нескольких исторических районов тот же Жилгородок и другие, более 10 отдельно стоящих исторических зданий, создать дизайн код для исторического центра.
За пределами Атырау тоже есть уникальные туристические места, например, меловые плато Аккегершин и Актолагай, которые привлекают сейчас туристов, как местных, так и зарубежных. После пандемии местный туризм получил большой старт, и все это моно использовать как драйвер роста для города.
Отдельно урбанисты «прошлись» по мостам. Город даже сравнили с Лондоном, там тоже река делит его пополам. И если сравнить расстояние между мостами в нефтяной столице, то это примерно от 1,5 км до 3 км. В Лондоне расстояние меньше — от 150 до 800 метров, и это облегчает коммуникацию между двумя берегами. Людям проще переходить как на автомобиле, так и пешком, и это хорошо сказывается на экономическом состоянии города.
Чего не хватает в Атырау? Молодежь проводит досуг в торгово-развлекательных центрах, а это лишняя трата денег, плохо сказывается на здоровье, и, в принципе, не развивает молодых атыраусцев. Следовательно, нужно больше создавать интересных общественных пространств. Социально-культурных проектов недостаточно, подчеркнули урбанисты.
Свои предложения урбанисты разделили на несколько частей – проекты городской инфраструктуры, культуры и досуга, «зеленой экономики», туризма. Например, строить спортивные площадки, чтобы дети и взрослые могли вести здоровый образ жизни, профилактика здоровья должна занимать 85 процентов времени, а лечение — лишь 15 процентов, а у нас, к сожалению, ситуация складывается наоборот. Можно по имеющимся небольшим спортивным центрам провести реновацию согласно современным стандартам качества. Для того, чтобы молодые люди могли развиваться и свою энергию тратить на созидательные вещи, урбанисты предлагают создать в Атырау комплекс молодежных пространств, построить креативный центр, а также центр профориентации, тем самым уделяя внимание их профессиональному росту.
К слову, на платформу «Берекелі бастама» от жителей Атырау поступило 51 предложение по развитию городской инфраструктуры, и сейчас идет активное голосование. В последующем они будут обобщены и рассмотрены урбанистами.
ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ
Идеи и предложения обозначены — все для людей, для их удобства и развития. По словам депутата Мажилиса Парламента РК Дуйсенбая Турганова, раньше тоже были подобные идеи, изучался опыт Москвы, были хорошие предложения, должны быть зоны отдыха, жилье, движение автотранспорта, автостоянки и т.д.
— К сожалению, мы не успели все это довести до логического завершения, на тот момент мы успели утвердить Генеральный план развития города Атырау, но он впоследствии как бы претерпел большие изменения, его нарушили, и никто ответственности не понес, — пояснил мажилисмен. — Думаю, нужно вносить изменения в Генеральный план. Когда я посещал регион в прошлый раз, то возникали вопросы по строениям в дачных массивах, по переводу их в ИЖС. Тема будируется, мне звонят, по этой теме много заявлений. Самое главное, чтобы за этот Генеральный план держались и по нему работали. Тогда будет системный подход, и все идеи и проекты, которые предложила команда урбанистов, можно постепенно, планомерно реализовать. Главное, чтобы все это не осталось лишь на бумаге.
Так будут ли преобразования? Остается верить и ждать.
Светлана НОВАК