Частным экспертам строительных проектов в РК могут указать на дверь


В Казахстане выступили против утверждения приказа МИИР РК, по которому технически несложные проекты строительства переведут в технически сложные.

Наладить конструктивный диалог с бизнес-сообществом, поменять политику министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) РК и его комитета по делам строительства и ЖКХ в отношении экспертной деятельности предложила НПП «Атамекен» в своем обращении к первому вице-премьеру Роману Скляру, передает inbusiness.kz.

Эксперты подняли острые и широко обсуждаемые в последний месяц вопросы, которые касаются дальнейшей работы частных экспертов строительных проектов, саморегулирования этого рынка, и теперь надеются на обратную связь. Если же разговора по душам не получится и глава МИИР РК подпишет изменения в приказ, по которому технически несложные проекты строительства переведут в технически сложные, то значительный объем работ перейдет от частных экспертов в ведение государственного предприятия РГП «Госэкспертиза».

По предварительным прогнозам, могут закрыться больше 200 частных экспертных компаний, больше 2 тыс. экспертов и специалистов потеряют работу.

Отрицательное заключение

Сейчас экспертизу по технически сложным проектам строительства проводит госпредприятие, а по технически несложным – частные экспертные компании, и на их долю приходится до 80% объемов работ. Если приказ главы МИИР введут в действие, то объем работ частников сократится на 56%, объяснила inbusiness.kz директор департамента строительства и земельных отношений НПП «Атамекен» Назира Усенова. Многие частные компании не смогут остаться на плаву, закроются либо значительно сократят штат.

Формальным поводом для издания проекта приказа и грядущих изменений стало землетрясение в Турции, в результате которых многие дома очень сильно разрушились, но причина, считают в НПП, заключается в другом. 

«Мы провели экспертизу проекта приказа и дали отрицательное заключение. Не поддерживаем предлагаемые поправки, и на это у нас есть свои аргументы, – рассказала Назира Усенова. – Любые изменения в законодательстве должны быть обоснованы, но мы не видим в проекте приказа обоснованных доводов в пользу того, почему вносятся изменения. Считаем, что в целом эти изменения нецелесообразны, и, на наш взгляд, они просто искусственно перераспределяют объемы в пользу государственного предприятия».

По мнению Назиры Усеновой, сейчас необходимо провести анализ регуляторного воздействия проекта приказа главы МИИР, свое заключение должен дать антимонопольный орган.

Рынок развернули, теперь хотят свернуть

В 2015 году был принят «План нации – 100 конкретных шагов», в котором 47-й шаг предусматривал передачу в конкурентную среду деятельность экспертизы проектов и развитие саморегулирования. Ежегодно в стране происходило разрастание рыночных отношений в экспертной сфере, в 2019 году доля частных компаний в экспертизе строительных проектов достигла 70%, а государства – 30%. Уже в этот период, по словам Назиры Усеновой, уполномоченный госорган – комитет по делам строительства МИИР РК вышел с инициативой о том, чтобы приостановить передачу на рынок этих работ, а деятельность частных экспертных компаний стала подвергаться острой критике со стороны комитета.

«В целом мы тоже согласны с тем, что есть вопросы к качеству экспертизы, квалификации организаций этих экспертов. Но пару лет назад НПП «Атамекен», МИИР, Палата экспертных организаций Казахстана договорились о том, что передача экспертиз строительных проектов в конкурентную среду приостанавливается в обмен на то, что рынку дадут возможность регулировать себя самоcтоятельно», – отметила спикер.  

Сегодня сам уполномоченный орган допустил все частные экспертные компании к работе на рынке. Аккредитацию этих юридических лиц проводит сам комитет по делам строительства и ЖКХ. В компаниях работают эксперты, аттестацию которых проводят управления государственно-архитектурного контроля (ГАСК) в регионах. По мнению Назиры Усеновой, это не рынок виноват в том, что некоторые эксперты некомпетентны, а существующая система аттестации и аккредитации непрозрачна, не обеспечивает должный уровень качества квалификации этих экспертов.

Именно те госорганы, которые проводят аттестацию и аккредитацию, отвечают за то, что некачественно выполняются экспертные работы, убежден председатель Палаты экспертных организаций Казахстана Бирлик Ережепов.

«Почему госорганы не принимают меры? Никто не запрещал лишать лицензии, аккредитации тех экспертов и те компании, которые работают с грубыми нарушениями. Мы им сколько писали, что такие-то организации нарушают законодательство, просили лишить их аккредитации, внести изменения в законодательство, давали предложения. За семь лет они ничего не смогли сделать. У них не было заинтересованности навести порядок, а теперь они решили воспользоваться ситуацией», – резюмирует Бирлик Ережепов.

Необходимо повысить уровень требований к самим процедурам аккредитации и аттестации, считает Назира Усенова. Сегодня можно получить аттестат эксперта онлайн, сидя за компьютером, просто ответив на вопросы. А эти ответы можно найти на просторах Интернета.

«Вас во время аттестации никто не видит, с вами никто не беседует, нет постлицензионного контроля, мониторинга. Все компании выпущены на рынок, а мер по эффективному контролю за их деятельностью нет», – добавила она.

По мнению Бирлика Ережепова, кроме вопросов теории, во время аттестации претенденту должны давать и практические задания, чтобы проверить, как он работает, делает расчеты. Для этого аттестацию нужно перевести в режим офлайн, а аттестационная комиссия должна состоять из независимых специалистов.

«Такой одноэтапной системы оценки профессиональной деятельности экспертов строительной отрасли, как сейчас в Казахстане, нет ни в одной развитой стране. При этом в нашей стране аттестация бессрочная, хотя такого тоже нет нигде. Аттестация должна подтверждаться каждые пять лет. Это принцип непрерывного повышения квалификации», – говорит он.

Аккредитация экспертных компаний в Казахстане сейчас тоже проходит формально, добавил Бирлик Ережепов. А учредителем экспертной организации может быть любой гражданин, который ранее не занимался ни экспертной, ни проектной деятельностью. По словам общественника, если передать функции аккредитации в саморегулируемую организацию, то действительно будет проверяться, есть ли у организации квалификационный состав, программное обеспечение, опыт работы.

Саморегулированию дали отбой

Палата экспертных организаций Казахстана была создана в 2016 году. В то время в отраслевом законе прописали норму, что все частные экспертные организации обязаны быть ее членами. Но никакой ответственности за нарушение этого принципа в законе не предусмотрели, говорит Назира Усенова. 

Сегодня 213 компаний входят в состав Палаты экспертных организаций, а около 30 не входят. Но при этом продолжают на рынке работать, нередко – некачественно.  Экспертное объединение давно обращало внимание госорганов на такие коллизии в законодательстве, но реакции не последовало. 

«Сам рынок недоволен, что есть некачественно работающие компании, потому что они в целом влияют на репутацию экспертов. Рынок хочет очиститься, что возможно в условиях саморегулирования. Мы предлагали отдать функции аттестации и аккредитации саморегулируемой организации, которую планируется создать на базе Палаты экспертных организаций Казахстана. Она будет нести ответственность за эти субъекты рынка, компании и экспертов, в том числе имущественную, через страхование, – продолжила Назира Усенова. – Саморегулирование соответствует передовому зарубежному опыту, направлено на повышение качества работы субъектов рынка, экспертизы».

Интересно то, что в проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования сферы строительства и долевого участия в жилищном строительстве», который инициировали мажилисмены, первоначально включили нормы по внедрению саморегулирования в сфере экспертизы проектов, согласовали их с госорганами. Правительство поддержало проект и направило заключение в администрацию президента (АП) РК для согласования. Но в новом варианте заключения, который МИИР РК отработал по замечаниям АП, правительство не поддержало норму о введении саморегулирования, назвав ее преждевременной.

У комитета по делам строительства и ЖКХ МИИР РК на это есть свои доводы.

На недавнем совещании в НПП «Атамекен» заместитель председателя комитета Бакытжан Жунисбеков рассказал, что с 2016 по 2022 год Палата экспертных организаций Казахстана выдала 68 тыс. заключений, при этом по 7 тыс. из них сроки проведения экспертизы были от одного до трех дней. В 2022 году Палата экспертных организаций Казахстана рассмотрела 13,5 тыс. проектов, из них 703 проекта эксперты рассмотрели в течение одного дня, а более 1,8 тыс. проектов – в течение трех дней. По мнению Бакытжана Жунисбековаа, в такие короткие сроки детально рассмотреть проект, выдать замечания и исправить их нереально. Поэтому, заметил он, правительство приняло решение не поддержать вносимые, отработанные со всеми органами изменения в части внедрения саморегулирования.

Но Бирлик Ережепов парировал, что коллизия существует и по нормативным актам, которые касаются экспертной деятельности, и Палата экспертных организаций Казахстана не раз направляла письма в МИИР РК и комитет по делам строительства и ЖКХ, чтобы установить в правилах проведения экспертизы минимальный срок в 7-10 дней, но этого не было сделано.  То есть такие недоработки МИИР РК должен принять на себя. А у Палаты экспертных организаций Казахстана нет рычагов для привлечения нарушителей к ответственности.

По словам же Назиры Усеновой, причины такого резкого разворота во мнении правительства относительно саморегулирования экспертного рынка в другом – уполномоченный орган не хочет отдавать все эти работы в конкурентную среду, поэтому перечеркивает всю ту работу по формированию и развитию рынка в сфере экспертизы проектов, которая поэтапно велась в течение восьми лет. Она утверждает, что многие эксперты, работающие в частных компаниях, – выходцы из РГП «Госэкспертиза», и к госпредприятию, и к частникам законодательство предъявляет одинаковые требования.

«Мы знаем факты, что и со стороны «Госэкспертизы» есть нарушения, включая завышение сметной стоимости проекта строительства», – отметила она.

По мнению Бирлика Ережепова, основная проблема заключается в том, что в Казахстане нет государственной комплексной программы развития строительной отрасли, включая нормативную базу, систему разрешений и допуска, контроля и надзора за строительной деятельностью, производство строительных материалов. 

«Мы не повысим качество в отрасли, внося точечные изменения в приказы. Решить вопрос можно комплексно и системно. «Атамекен» с 2017 года в целом говорит о необходимых комплексных изменениях в сферах экспертизы проектов, строительно-монтажных работах, проектировании», – вторит ему Назира Усенова.

Сейчас в архитектурной, строительной и градостроительной сферах Казахстана выдали 100 тыс. лицензий, а их число ежегодно возрастает на 10 тыс. штук. Хотя фактически такого количества работающих субъектов на рынке страны просто нет, приводит пример Назира Усенова. По ее словам, купить лицензии всех категорий на сайтах объявлений не составляет труда. А один эксперт предлагает свой аттестат разным компаниям, чтобы те получили аккредитацию. О каком качестве строительства можно говорить в таком случае?  

К слову, в МИИР РК нам обещали прокомментировать ситуацию по письменному запросу, что мы и сделали, отправив свои вопросы в министерство.

Ранее строители Казахстана рассказывали, что и госэкпертиза проекта не дает гарантии, что жилые дома не разрушатся.

Проект приказа МИИР по экспертизе проектов назвали бомбой под всем строительным сектором в Казахстане.

inbusiness.kz

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ