29 ноября прошла конференция, организованная «Бюллетенем собственника и предпринимателя ЖКХ» и Ассоциацией КСК г. Алматы при поддержке PROHOUSE – профессиональное управление жилищным фондом в Казахстане и Узбекистане. О том, что пишут казахстанские издания по итогам конференции, читайте в нашей статье.
По теме: Общая ситуация рынка управления жильём в Казахстане в рамках последних изменений, вносимых в Закон «О жилищных отношениях в РК»
Новые реалии в сфере ЖКХ или Чего хотят профессиональные участники рынка?
Какое будущее ждет многоквартирные дома и их жителей с принятием готовящегося законопроекта о жилищно-коммунальном хозяйстве? Что нужно, чтобы прийти к профессиональному управлению жильем в Казахстане? Ответы на эти и другие вопросы искали председатели КСК и управляющих компаний, собравшиеся на конференции в Алматы в связи с грядущими изменениями в сфере ЖКХ.
Напомним, что главная идея разрабатываемого законопроекта – отмена КСК, а также других существующих форм управления многоквартирными домами и создание объединений собственников имущества (ОСИ). При этом принцип, которым руководствуется разработчик, звучит так: «Один дом – одно ОСИ – один счет».
С одной стороны, за рубежом собственники жилья уже давно предпочли объединяться в некоммерческие потребительские организации, потому что это позволяет им получать качественные жилищные и коммунальные услуги. С другой – таким подходом они не подменяют профессиональное управление жильем, что происходит у нас, судя по тем опасениям, что были озвучены в ходе прошедшей конференции.
Так, по словам председателя Ассоциации КСК Алматы Аркадия Рубцова, основная проблема в том, что, по сути, законопроект составлен для новых ЖК, которые от жилого фонда республики составляют лишь 10–15%.
«Для них схема ОСИ действительно работоспособна, поскольку их жильцы, скорее всего, смогут финансового поддержать то или иное решение. Однако у собственников, где по 8, 20, 36 квартир в доме, не будет такой возможности. И получается, что в отсутствии альтернативы мы делаем их заложниками системы. Потому что значительная часть денег, которую такой дом мог бы тратить на свое содержание, будет в итоге уходить на заработную плату председателя и бухгалтера ОСИ. Кроме того если учесть, что дворники, сантехники и электрики перейдут в разряд сервисных организаций, финансовая нагрузка на каждый дом значительно увеличится», – поясняет Аркадий.
При этом собравшиеся уточняют, что по факту они не против ОСИ как таковых, но считают важным наличие альтернативы в виде управляющих компаний, которые бы могли выполнять те же функции, что и новые объединения. Иными словами, они считают, что люди, которые хотят остаться в управляющей компании, должны иметь право на общем собрании выбрать свою форму управления.
«В концепции реформирования действующего закона и системы коммунального хозяйства написано, что оно должно предусматривать регламентацию отношений, связанных с управлением и содержанием общедомового имущества. Однако управляющие и сервисные компании упоминаются в предлагаемом законопроекте вскользь. В нем лишь говорится, что управляющая компания – это организация, упоминаемая в Законе, которая занимается сервисным обслуживанием по договору», – рассказывает председатель Ассоциации КСК Алматы.
Таким образом, позиция профессиональных участников рынка заключается в том, что в законопроект необходимо внести сервисные и управляющие компании, прописав их права и обязанности. Например, за рубежом рынок жилищно-коммунальных услуг формирует требования к управляющим компаниям, невыполнение которых делает их неконкурентоспособными. Прежде всего, это относится к страхованию управляющей компанией (управляющим) своей гражданской и материальной ответственности на случай нанесения ущерба собственникам жилья в результате неправильных действий управляющего.
При этом участники конференции считают, что накопления денежных средств на капитальный ремонт домов и содержание жилья должны быть освобождены от налогов. «Сейчас, согласно Налоговому кодексу, КСК освобождены от НДС. Однако если кооперативы отменят, то в силу вступит норма о том, что, когда годовое накопление превысит 75 млн тенге, с него уже нужно будет платить налог в размере 12%. И поверьте, такие накопления у некоторых КСК есть, – поясняет Аркадий. – Поэтому в этом случае дискредитируется сама идея накоплений. Как можно тратить деньги жильцов, которые они собирают на капремонт своего дома? Любопытно, что депутаты Мажилиса даже не знали о такой опасности».
Именно поэтому указанные критические замечания и предложения, озвученные на конференции, руководители КСК Алматы в виде петиции направят в Мажилис парламента, чтобы депутаты смогли объективно рассмотреть новый законопроект. Кроме того профессиональные участники рынка возлагают надежды на круглый стол в стенах Парламента, организуемый Коммунистической партией, который должен пройти 6 декабря.
КСК высказались о недостатках законопроекта о ЖКХ
krisha.kz — Крыша.Недвижимость в Казахстане-объявления о продаже недвижимости.
Автор: Инна Пчелянская | Фото: smolensk-i.ru
В Алматы прошла конференция, посвящённая новому законопроекту о ЖКХ. Отметим, главная идея документа — отмена КСК и других существующих сейчас форм управления многоквартирными домами и создание ОСИ (объединение собственников имущества).
Так, председатели КСК и управляющих компаний мегаполиса считают, что предлагаемые изменения могут сильно повредить существующей и уже отлаженной системе управления.
– По сути, законопроект составлен для новых ЖК, которые от жилого фонда республики составляют 10–15 %. Для них схема ОСИ действительно работоспособна, поскольку их жильцы смогут финансового поддержать то или иное решение. Однако у собственников, где по 8, 20, 36 квартир в доме, не будет такой возможности. Мы ни за, ни против ОСИ, мы за альтернативу. Это могут быть ТОО, общества защиты прав потребителей или другие объединения, — заявил председатель Ассоциации КСК Алматы юрист Аркадий Рубцов.
Также эксперты нашли недопустимым обложение налогом на добавленную стоимость (НДС в размере 12 %) накоплений собственников на капремонт.
– Согласно Налоговому кодексу, от НДС освобождены КСК. Однако если кооперативы отменят, то в силу вступит другая норма о том, что, когда годовое накопление превысит 75 млн тенге, с него уже нужно платить налог в размере 12 %. И поверьте, такие накопления у некоторых КСК есть. То есть в этом случае дискредитируется сама идея накоплений. Как можно тратить деньги жильцов, которые они собирают на капремонт своего дома? Любопытно, что депутаты мажилиса даже не знали о такой опасности. Все профессиональные участники рынка считают, что накопления денежных средств на капитальный ремонт домов, на содержание жилья должны быть освобождены от любых налогов, — добавил юрист.
Кроме того, ещё одной палкой в колесе при реализации ОСИ может стать отсутствие профессиональных управляющих. С 1996 года в РК не дают никакого профессионального образования, поэтому, прежде чем внедрять новую форму управления, необходимо создать условия для обучения специалистов.
Указанные критические замечания и предложения руководители КСК Алматы направят в виде петиции в мажилис парламента, чтобы депутаты смогли объективно рассмотреть новый законопроект.