Швеция для многих кажется страной мечты. Высокий уровень образования, культура, живописная природа, множество возможностей для самореализации. Конечно, это есть и в России, однако люди склонны идеализировать что-то чужое и далекое. На самом деле между странами чуть больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Например, «хрущевки». Редакция FTimes расскажет, как они выглядят, особенности конструкции и дизайна.
В Швеции «хрущевки» называют «плоскими» домами. Это небольшие жилые постройки из 3 или 5 этажей. Квартиры в домах небольшие. У них очень узкие коридоры, совмещенный санузел, а кухни откровенно маленькие.
Особого внимания заслуживает фасад здания. Постройкам уже почти сотня лет, а они выглядят не хуже новых. Жилищное управление отвечает за внешний вид домов, поэтому регулярно проводится косметический ремонт.
Когда начали строить шведские «хрущевки»
В послевоенное время многие страны нуждались в восстановлении жилых построек. И хоть Швеция не вошла в число наиболее пострадавших государств, перед властями стояла острая проблема, связанная с улучшением жилищных условий граждан. Города застраивались многоэтажными домами с малогабаритными квартирами.
Однако «плоские» дома начали строить еще раньше. Автором этой конструкции является немецкий архитектор Эрнст Май. Он реализовал крупный проект «Новый Франкфурт». В 1925-1930 гг. он построил более 12 тысяч многоквартирных домов нового типа в нескольких немецких поселках.
Отметим, что таланты Эрнста Мая пригодились и в Советском Союзе, куда он отправился со своей командой после реализации этого проекта. В СССР он спроектировал около 20 городов.
В послевоенное время строители начали активно возводить «плоские» дома. Особенности этих построек:
- имеют 3 или 5 этажей;
- здания располагались близко друг к другу;
- ширина панельных сооружений составляла 8-12 метров.
Объем возведенных зданий впечатляет: за 10 лет было сдано в эксплуатацию свыше 25 тысяч квартир. В то время это было 85% от всего жилого фонда страны. Согласитесь, показатель говорит сам за себя.
Планировка «плоских» домов
Стандарты шведских «хрущевок», которые были введены изначально:
- компактные комнаты;
- небольшие балконы;
- у каждой квартиры есть своя кладовка или бытовка;
- оборудованный цокольный этаж (там находятся сушилки или прачечные);
- нет лифта и чердака.
Долгое время планировка таких домов была неизменна. С годами архитекторы вносили изменения, чтобы сделать проживание более комфортным. Особое внимание уделялось придомовой территории и зонам общего пользования.
Как выглядит подъезд
Чистота шведских домов впечатляет. В их подъездах вы не увидите матерных слов, надщербленных ступенек и древнего ремонта.
У входа расположены выключатели. Также в подъезде можно увидеть информационные доски. На них можно найти информацию о жильцах, а также номера экстренных служб.
В холле расположены ящики для почты. Они могут быть старыми, но всегда чистые и целые. Шведские подъезды всегда теплые, ведь на каждом этаже есть радиаторы отопления.
Обустройство придомовой территории
В Швеции дворы похожих домов могут значительно отличаться. Дело в том, что обустройство территории производилось исходя из требований социальной программы, которая реализовывалась по конкретному адресу.
Если здание называли barnrikehus, то есть в переводе «дом, богатый детьми», то в дворе строили детские площадки и оборудовали места для хранения колясок. Отметим, что большинство «хрущевок» строились именно для семей. Практически в каждом дворе были барбекю и зоны отдыха.
Что закон запрещает жителям многоквартирных домов
Хорошие отношения между соседями, чистота и целостность ㅡ это результат соблюдения общепринятых норм. Однако некоторые моменты регулирует закон.
Жителям шведских «хрущевок» запрещено:
- остеклять балкон (исключение ㅡ требование проекта);
- ставить решетки на окнах;
- хранить крупногабаритные предметы на балконе, вывешивать там белье;
- менять входные двери и оконные блоки (только по согласованию, при этом форма и цвет должны быть идентичными);
- парковаться у входа в подъезд.
В некоторых дворах организованы специальные парковки для велосипедов. Там можно оставлять транспорт, не боясь получить штраф.