Вопросы безопасной эксплуатации и обслуживания внутригазового оборудования в квартирах и частных домах в республике остаются актуальными по сей день. На встрече с членами Атырауского областного общественного совета директор ТОО «РЦКУ-Атырау» Аполлон Бектаубаев рассказал об основных аспектах работы предприятия в этом направлении, пояснив, что представляет собой ВДГО, и насколько оно нужно потребителям.
Сначала нужен договор
По информации руководства ТОО «РЦКУ-Атырау», согласно внесённым изменениям в действующее законодательство о газоснабжении техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (ВДГО) было переведено в категорию услуг на договорной, то есть платной основе, и оно выведено из тарифа на газ. Это означает, что расходы на содержание и техническое обслуживание ВДГО отнесены к затратам потребителей, их обязанностью является своевременное заключение договоров на техобслуживание газопотребляющего оборудования (техобслуживанием любого газового оборудования должны заниматься специализированные организации, имеющие в штате квалифицированный персонал, способный своевременно устранить неполадки в газовом оборудовании, используя технику и оборудование). Это является гарантией безопасного использования природного газа в быту. На конкретный вопрос члена общественного совета Бахыт Исхаковой: «Как происходит вызов мастера на дом?» Аполлон Бектаубаев пояснил, если у потребителя нет на руках договора по техобслуживанию ВДГО, то сначала этот договор с потребителем заключается, затем его заявку с указанием адреса абонента ставят в график или в очередность. Только потом мастер идет на вызов на плановую проверку газопотребляющего оборудования.
Если же произошла неожиданная утечка газа, то это другой случай. Тогда в оперативном порядке вызывается аварийная газотехническая служба по номеру 104 или по единому номеру 109. И мастера-газовики, приехав, перекрывают подачу газа и выясняют причину утечки газа. Если причина утечки кроется в неисправной работе во внутридомовом газопотребляющем оборудовании, то временно устранив утечку газа, специалисты аварийной газотехнической службы настоятельно порекомендуют обратиться в специализированную организацию, с кем у потребителя заключен договор на техобслуживание ВГДО.
Не РЦКУ единым…
В городе Атырау ТОО «РЦКУ-Атырау» — не единственное предприятие, имеющее аттестацию на предоставление услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (ВДГО). В ходе обсуждения члены областного общественного совета отметили, что были факты когда в квартиры горожан приходили работники «РЦКУ-Атырау» и якобы требовали заключения договоров только с их организацией на техобслуживание газового оборудования в доме, оставляя письменное предписание, грозясь оштрафовать их.
– Если они навязывают, настаивают, оставляют уведомление, значит, надо четко понимать, что это является ограничением конкуренции, нарушением законодательства о защите прав потребителей и антимонопольных нормативно-правовых актов. А этого быть не должно. У потребителя есть полное право позвонить, обратиться в антимонопольный орган, департамент Агентства по защите и развитию конкуренции и сообщить о любом факте ущемления прав потребителя. И они начнут проводить анализ, расследование, и у них по мерам реагирования предусмотрены большие штрафы, так как ТОО «РЦКУ-Атырау» является частной организацией, которая оказывает услуги в конкурентной сфере. По техобслуживанию ВДГО, по установке приборов учета и другим услугам можно обратиться в любую другую компанию. В областном департаменте ЧС есть служба, в которой имеются списки аккредитованных, сертифицированных компаний, оказывающих такого рода услуги. Для получения информации можно обратиться туда, — разъяснила Балжан Досмухамбетова – президент ОО «Защита прав потребителей по Атырауской области». Иначе говоря, работники РЦКУ не вправе требовать ни от кого заключение договоров только с их предприятием. Потребитель вправе заключить договор по техобслуживанию ВДГО с любым специализированным предприятием, имеющим аттестат на право проведения работ в области промышленной безопасности. В регионе работает ряд компаний, предоставляющих такого рода услуги.
А газ-то могут и отключить
Услугодатель — поставщик газа в лице Атырауского производственного филиала АО «КазТрансГаз- Аймак» действует, как правило, на основании публичного договора, который не требует оформления на бумаге и его последующего подписания сторонами. Этот договор обладает юридической силой в силу совершения сторонами определенных действий, указывающих на их волеизъявление вступить в договорные отношения. То есть «КазТрансГаз-Аймак», являясь монополией, поставляет нам газ, а мы, потребители, покупаем его. Так что данное предприятие вправе в одностороннем порядке отключить газ, если у абонента на руках нет договора со специализированной организацией о техобслуживании ВДГО. В идеале любой абонент должен заключать такой договор ежегодно. Правда, на практике все далеко от идеала, договора заключается в основном лицами, имеющими газовые котлы обогрева в доме, да и то не всеми подряд. Кроме того, подачи газа можно лишиться в следующих случаях: при неудовлетворительном состоянии и неисправности газового оборудования, дымовых и вентиляционных каналов, отсутствии актов обследования с положительным заключением о техсостоянии; при самовольном переносе, монтаже и демонтаже газового оборудования, самовольной установке дополнительного газового оборудования, использовании его не по назначению, то есть при нарушении правил эксплуатации. Также если по истечении двухмесячного письменного предупреждения заказчика (потребителя) не обеспечен доступ представителям специализированной организации для техобслуживания (ремонта) газопотребляющих систем и газового оборудования. Так, согласно п. 5 ст. 19 Закона «О газе и газоснабжении», запрещается эксплуатация газопотребляющих систем и газового оборудования коммунально-бытовых и бытовых потребителей без заключения договора на их техническое обслуживание. Отключённый потребитель получит газ после полной оплаты долгов, пени и услуг по отключению/подключению к системе газоснабжения.
Что представляет собой ВДГО?
По словам директора «РЦКУ-Атырау» Аполлона Бектаубаева,техобслуживание наружных и внутренних газопроводов должно производиться не реже одного раза в год для частных потребителей/физлиц и раз в квартал для коммунально-бытовых предприятий/юрлиц, предприятий малого и среднего бизнеса. В эти работы включены: 1. визуальная проверка газопроводов и газового оборудования на предмет соответствия проекту газоснабжения и карточке абонента; 2. проверка состояния окраски и креплений, герметичности соединений и арматуры, непосредственно бытовых газовых приборов, наличия и целостности футляров в местах прокладки газопроводов через наружные и внутренние конструкции зданий; 3. проверка работоспособности и смазки кранов, автоматики безопасности бытовых приборов, выявление дефектов, очистка горелок от загрязнений, их наладка и регулировка, наличие тяги в дымоходах и другие виды работ; 4. проведение инструктажа потребителей по правильному использованию газопотребляющего оборудования; 5. в случае обнаружения утечек газа в течение года с момента заключения договора их устранение производится бесплатно. Остальные работы выполняются в соответствии с заявкой абонента и относятся к ремонтным. Другие виды работ по замене и ремонту, не входящие в данный перечень, конечно же, оплачиваются.
–Так нужно ли обслуживать внутридомовое газовое оборудование? – могут спросить несведующие люди. Честно говоря, сегодня это даже не должно обсуждаться, потому что в стране и за её пределами ежегодно происходят ЧП, связанные со взрывами газа в жилых домах, где страдают и гибнут люди. Большой объём по профилактике ВДГО ведётся с началом отопительного сезона, когда абоненты обращаются с заявками для проверки технического состояния, прежде всего, отопительных котлов.
– Техобслуживание необходимо для предотвращения насчастных случаев на газопотребляющем оборудовании. Это и осмотр, и профилактика, и инструктаж абонентов по безопасному использованию газа. Количество коммунально-бытовых (юридических) абонентов у нас составляет порядка 2800 ед. и 33 тыс.частных абонентов, – сообщил Аполлон Исаевич.- У нас в штате для осуществления данной услуги, то есть техобслуживания по коммунально-бытовым предприятиям/юрлицам, состоит 13 человек и по частным абонентам/физлицам — 10 человек. В настоящее время наш охват абонентов составляет порядка 20 процентов от общего числа потребителей по газоснабжению. Всего же на сегодня в Атырауской области зарегистрировано 137 тыс. 900 потребителей по газу. Деятельность предприятия регламентируется Законом РК «О газе и газоснабжении» и другими нормативными документами, в том числе аттестатом о промышленной безопасности. Как пояснил директор ТОО «РЦКУ», проверку на заключение договоров на техобслуживание это предприятие осуществляет двумя способами. Первый — это когда потребитель обращается в абонентские участки для проведения каких-либо работ или проведения инвентаризации. И это в необязательном порядке с РЦКУ, но в плане обязательного предоставления аналогичного договора с другими организациями, оказывающими услуги по техобслуживанию ВДГО. Второй способ для охвата клиентов это поквартирный и подворовой обход абонентов по утверждённому графику. И если договор по техобслуживанию ВДГО отстутствует, то абоненту предлагается его заключить и им выставляется счёт на оплату на следующий месяц после проведения работ. Зачастую потребители сразу же оплачивают услугу и никак не могут дождаться потом мастера. Сам факт оплаты свидельствует о наличии проведённых работ. Этого делать не надо. Принцип прост. Нет техобслуживания, нет и оплаты. Эта сумма должна выплачиваться абонентом один раз в год и только после проведения работ по техобслуживанию газового оборудования. При этом составляется Акт о выполненных работах в двух экземплярах с печатью, который подписывается абонентом. Акт подписывается, когда абонент полностью удостоверится в том, что его газовое оборудование реально проверили на его глазах. И лишь после проведения работ абоненту должен позвонить мастер или техник, курирующий этого слесаря, расспросив — был ли проведён на деле профосмотр. Лишь потом выставляется счет на оплату. Таков алгоритм действий. Как утверждает Аполлон Бектаубаев, в стоимость техобслуживания ВДГО основную долю входит заработная плата слесарей, и поэтому сервисная компания, как правило, заинтересована качественно обслужить клиента. ТОО «РЦКУ» на рынке Атырауской области по оказанию услуг техобслуживания ВДГО включёно с 2015 года областным антимонопольным ведомством в список услугодателей по Атырауской области, и его деятельность регулируется антимонопольным законодательством с утверждённой стоимостью услуг. Например, стоимость обслуживания в год газовой четырёхконфорочной плиты – 2351 тенге, напольного котла – 2843 тенге. Если взять частный дом, то в год техобслуживание газового оборудования обойдётся в сумму около 5 тысяч тенге.