Реестр лицензиатов в сфере строительства будет оцифрован. Данная мера, по мнению НПП «Атамекен», позволит выявить на рынке компании-«пустышки» в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также навести порядок в сфере лицензирования.
Еще в 2018 году бизнес предлагал уполномоченному органу создать Единый электронный реестр лицензиатов в сфере строительства. На тот момент в стране было выдано около 30 тысяч лицензий. На сегодня их уже более 90 тысяч, то есть ежегодно по республике выдается до 10 тысяч новых лицензий. При этом, по мнению экспертов, количество реально действующих компаний гораздо меньше.
Так, по информации вице-министра промышленности и строительства Тимура Карагойшина, озвученной на заседании Рабочей группы Мажилиса Парламента по рассмотрению законопроекта по вопросам ведения бизнеса, из почти 100 тысяч лицензиатов на рынке строительства в действительности работают порядка 12 тысяч компаний.
«Сегодня ни ГАСКи, ни Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, не владеют полной информацией о каждой компании, получившей разрешение на осуществление проектных или строительно-монтажных работ. В частности, осуществляла ли она деятельность за весь период обладания лицензией, или ничем не занималась с момента ее получения, сколько объектов та или иная компания спроектировала или построила, отчисляла ли она налоги, имеет ли в штате требуемое количество квалифицированных специалистов, обладает ли соответствующей материально-технической базой»6 — говорит эксперт Департамента строительства и земельных отношений НПП «Атамекен» Данияр Молкенов.
По его словам, в настоящее время реестр лицензиатов в сфере строительства ведется в ручном режиме и представляет собой обычную таблицу в формате Excel, которая содержит минимальные сведения о лицензиатах. При этом, отсутствует какой-либо мониторинг и анализ выданных лицензий, фактически выполняемых компаниями объемов работ и объемов инвестиций в рамках той или иной лицензии, что является причиной отсутствия актуальной информации о реально действующих и бездействующих компаниях.
Также он рассказал, что это способствует появлению на рынке компаний-«пустышек», а также возможности любому субъекту «зайти» на рынок, не имея соответствующего опыта работы, квалифицированного персонала и материально-технической базы.
Более того, в Интернете есть большое количество объявлений об оказании содействия в получении лицензии, аккредитации и аттестации в сфере строительной деятельности, за вознаграждение, что дает основание полагать о наличии у лиц, предлагающих такие услуги, доступа к центрам принятия решений.
«Зачастую, многие для этого и получают лицензию, чтобы ее продать, обходя различными путями, в том числе коррупционными, установленные квалификационные требования», — считает эксперт.
Он отметил, что в текущем году уполномоченный орган начал активно рассматривать данные вопросы совместно с бизнесом. Так, Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства промышленности и строительства провел общественные обсуждения с участием бизнеса, по итогам которых была достигнута единая позиция о необходимости решения сложившихся проблем на рынке лицензиатов, путем оцифровки Реестра и автоматизации процедур.
Автоматизация будет обеспечена путем ведения реестра лицензиатов на платформе информационной системы «Е-Курылыс», с интеграцией со всеми государственными базами данных, необходимых для сбора информации о лицензиате.
Участники рынка ожидают, что новый автоматизированный Реестр будет содержать полные сведения о каждом лицензиате (опыте и стаже работы, введенных и спроектированных объектах, самостоятельно и в качестве субподрядной организации, материально-техническом оснащении, составе квалифицированных кадров, наличии налоговых отчислений и др.). Одной из основных мер будет закрепление сертифицированных инженерно-технических работников к каждой компании, получившей лицензию.
Для исключения перепродажи «пустых» лицензий, не обеспеченных соответствующими кадрами и материально-технической базой, уполномоченный орган предложил ввести норму о переподтверждении квалификационных требований при смене учредителя компании.
Бизнес-сообщество считает, что данные меры будут способствовать сокращению чрезмерной выдачи лицензий, выявлению пассивных и бездействующих компаний, а также обеспечению здоровой конкуренции в сфере строительства.
Вместе с тем, эксперты полагают, что автоматизация не искоренит все проблемы. В частности, она не решает вопросы отсутствия на сегодня ответственности должностных лиц за выданные лицензии. По их мнению, назрела необходимость передачи отдельных госфункций в саморегулирование, одним из главных аспектов которого, будет введение материальной и иной ответственности участников саморегулируемой организации за своих членов.
Стоит отметить, что опыт развитых стран в саморегулировании строительной отрасли (Англия, Италия, Германия, США, Польша, Чехия, Япония, Австралия, Испания и др.) показал свою эффективность в вопросах качества строительства, проектирования, экспертизы проектов и повышения ответственности всех участников строительства объектов за результаты деятельности.
Нацпалата надеется на дальнейшую положительную проработку данного вопроса с ответственными госорганами.