
Изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития столицы и городов республиканского значения, национальных проектов, предпринимательства и оптимизации функций государственных органов действительно масштабные, охватывают всю систему ЖКХ, включая технологии, управление, платежи, строительство и даже учет воды.
Кажется, началась новая эра в коммунальной сфере. Но готовы ли мы к ней?
Для руководителей ОСИ, КСК, управляющих компаний, а также специалистов акиматов происходящее сейчас выглядит как что-то нереальное. Всё, к чему привыкли за годы работы — схемы взаимодействия, механизмы отчётности, формы общения с собственниками — меняется.
Теперь — только через электронные платформы и технического оператора.
Уже ни для кого не секрет, что несколько лет обсуждается создание единой электронной системы — платформы «Шанырак», которая должна была бы объединить всю информацию по дому, упростить процесс голосований, обеспечить прозрачность отчётности и коммуникацию между собственниками и управляющими. Однако до сих пор:
- система не имеет полноценного функционала;
- отсутствует техническая поддержка;
- большинство ОСИ, КСК и УК даже не зарегистрированы на платформе;
- ни один акимат не предоставляет обучающих или разъяснительных материалов.
И несмотря на это, с 2025 года цифровая отчётность становится обязательной.
Между тем, проблемы с интернет-связью наблюдаются не только в сельской местности, но и в самих городах, включая столицу. Уровень цифровой грамотности среди председателей и бухгалтеров ОСИ, а также самих собственников — крайне низкий. Однако в новой редакции закона нет ни слова о государственной ответственности за доступ, обучение, поддержку в переходный период.
Одна из ключевых угроз — безопасность персональных данных. В последние годы имели место массовые утечки ИИН, адресов, номеров телефонов, что уже привело к активности мошенников, рассылающих фальшивые жировки, квитанции и ссылки на «платформы». При этом ответственность за защиту данных в рамках новой системы по-прежнему размыта между техническим оператором, государством и участниками рынка.
Цифровые реформы требуют поэтапности: пилотные проекты, тестирование, анализ проблем, обучение. Но в ЖКХ всё выглядит иначе: громкие заявления, резкие изменения в законе, жёсткие сроки и отсутствие инструментов на местах.
Такой подход не только дестабилизирует сферу, но и порождает недоверие как со стороны собственников, так и со стороны специалистов, которые оказываются крайними в случае сбоев.
Цифровизация ЖКХ — это безусловно важное направление. Но без инфраструктуры, поддержки, реального технического решения и времени на адаптацию — это не реформа, а имитация.
Если государство хочет двигаться вперёд — нужен реалистичный план, а не декларации.
Иначе даже самые хорошие идеи станут источником хаоса.
С чем мы столкнемся на самом деле? От каждого потребуется цифровизация, причём быстро, без длительного переходного периода. Ответственность и контроль усиливаются, а за не подключение к системам будут последствия. Бизнесу в ЖКХ придётся перестроиться: как закупать, кому отчитываться, как работать с данными и приборами. Ниже рассмотрены возможные плюсы и минусы, а также предположительные рекомендации- что делать?
№ | Плюсы | Краткое описание |
1 | Цифровизация | Внедрение единого расчетного центра (ЕРЦ), единого платежного документа (ЕПД), цифровых платформ и учета. |
2 | Прозрачность | Автоматизация расчетов и контроль начислений через ИС снижает коррупционные риски. |
3 | Государственная поддержка | Запуск национального проекта модернизации ЖКХ с привлечением госфинансирования и стандартов. |
4 | Комплексное обновление инфраструктуры | Модернизация инженерных сетей, водоснабжения, тепла и электричества. |
5 | Поддержка отечественного производителя | Вводятся офтейк-контракты, приоритет казахстанским производителям и подрядчикам. |
6 | Единый подход по всей стране | Свод правил, платформ и требований — для всех регионов и населённых пунктов. |
№ | Минусы | Что может пойти не так |
1 | Централизация и монополизация | Один технический оператор, единый центр — без альтернатив. |
2 | Рост нагрузки на управляющих и ОСИ | Нужно закупать оборудование, настраивать ИТ, обучать людей. |
3 | Не учёт реальных потребностей на местах | Сёла, маленькие города, дома без цифровой инфраструктуры. |
4 | Отсутствие переходного периода | Практически сразу вступают в силу ключевые положения, без времени на адаптацию. |
5 | Уход от самоуправления | ОСИ, КСК,УК жильцы отдаляются от управления своими домами. |
6 | Сложность законодательства | Большая фрагментация и технические детали, непонятные большинству участников ЖКХ. |
Что делать?
Целевая группа | Рекомендации |
Управляющие организации (УК, КСК, ОСИ) | 1. Оценить готовность к цифровой интеграции (приборы учёта, программы). 2. Назначить ИТ-специалиста или подрядчика. 3. Участвовать в пилотных проектах, обучениях, запросить поддержку акимата. |
Акиматы | 1. Разработать дорожные карты перехода в ЖКХ по районам/домам. 2. Помочь с закупкой оборудования, кадровой поддержкой. 3. Проводить информационные кампании среди жителей и специалистов. |
Жильцы | 1. Требовать открытой информации по начислениям в ЕПД. 2. Объединяться в инициативные группы по контролю за модернизацией. 3. Следить за сроками и качеством работ. |
Министерства и парламент | 1. Ввести льготные субсидии для сельских и малообеспеченных домов. 2. Установить переходный период (например, до 2028 г.) 3. Включить ОСИ/КСК/УК в процесс планирования. |
С законодательными актами РК по вопросам развития столицы и городов республиканского значения, национальных проектов, предпринимательства и оптимизации функций государственных органов можно ознакомиться по ссылке:
Руководитель УЦ «GHKH-INFO» Алия БОГАЕВА