Прочитав в газете «Вечерний Almaty» статью «Дайте счёт» подписанную уважаемыми авторами решил написать импровизированный ответ от имени собственника, так как существует и другой взгляд на проблемные вопросы.
Статья о якобы незаконных действиях АО «АЛСЕКО», которое не печатает квитанции новым ОСИ по причине отсутствия актов приёма-передачи и решений собственников об утверждении размера расходов на содержание и управление домом. Оказывается, именно в АО «АЛСЕКО» видят причину невозможности работы около полутора сотен зарегистрированных председателей ОСИ. Именно там с них требуют немыслимое количество документов, включая протоколы с персональными данными владельцев квартир.
Председатели ОСИ в свою очередь пока ласково спрашивают — «какое ваше дело?»
От имени грамотного собственника отвечаю, что вопрос утверждения размера расходов требует обязательного решения собственников квартир и нежилых помещений. И наличие этого согласия как раз и является предметом договора с АО «АЛСЕКО». Более того, возникает целый ряд вопросов, на которые нужен ответ.
С чего вдруг частной конторе в лице АО «АЛСЕКО» следует верить на слово председателям ОСИ, которые, будут устанавливать тариф на содержание и обслуживание домов на своё усмотрение.
- Почему председатель КСК предоставляет протокол собрания собственников, а председателю ОСИ вдруг должны верить на слово?
- Почему принято думать, что председатели ОСИ не могут «нарисовать» протокол, или листы опроса, утверждая тариф?
- Почему председатели ОСИ также, как и председатели КСК не могут скрывать и не предоставлять протокол об утверждении расходов по письменным обращениям собственников, тем более что факты по не предоставлению информации уже есть?
- Кто в данном случае рвётся к кошелькам собственников пытаясь выставить в квитанции тариф для жителей, но при этом не желает предоставлять документы о законности принятого решения?
Сам по себе факт наличия копии протокола собрания в биллинговой компании АО «АЛСЕКО» или ТОО «ИВЦ» идёт на пользу собственнику, который при случае сможет запросить этот документ и оспорить данное решение в суде, если он не принимал участия на этом мероприятии.
Именно ради жителей затевалась данная реформа и никаких привилегий для юридических лиц в форме ОСИ, желающих выставлять счета, только по регистрации в департаменте юстиции не предусмотрено.
Иначе получится как в анекдоте:
«Возвращается Чапаев из командировки в Англию. Одет весь с иголочки, в лимузине, на руках перстни с бриллиантами. Полный багажник денег. Носильщики выносят кучу чемоданов.
Петька его удивленно спрашивает:
— Василий Иванович, откуда у тебя все это?
— Да так, Петька, в карты выиграл.
— Как это?
— Захожу я в клуб. Там все сидят, выпивают, в карты играют. смотрю — в очко режутся! Сел я за столик, взял карты. У меня — 18. А мой соперник — англичанин говорит — 20. Я ему: «Покажи!» А он — мне: «Мы, джентльмены, верим друг другу на слово». И вот тут-то мне как начало везти…»
На радость, собственников мы не в Англии, и председателю ОСИ не повезёт.
Отдельного ответа требует вопрос, заданный в статье председателями ОСИ — «Какое собственно дело, конторе, всего лишь, печатающей счёта-квитанции по оплате коммунальных услуг, до наших денег, возможных жалоб, скандалов и судебных разбирательств?».
Отвечаю — самое прямое, и чтобы председатели ОСИ не были введены в заблуждение по незнанию объясняю подробно.
Всегда председателей КСК, а в будущем председателей ОСИ будет меньше, чем собственников квартир. Именно по жалобам грамотных собственников в Департамент комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по г. Алматы, неоднократно проводились проверки биллинговых компаний. И в первую очередь от руководства АО «АЛСЕКО» требовали предоставления протоколов собрания собственников по каждому пункту тарифа на содержание жилья.
Проверяющие государственного органа искали нарушения именно в протоколах собраний, процедуре принятия решения. И по каждому заявлению от собственников требовали именно эти документы.
Сумма штрафа в случае выявления нарушения, выше чем сбор всех целевых по среднему дому в г. Алматы за несколько лет.
Как итог, ужесточение процедуры заключения договоров. Государственные органы, как председатели КСК по этому поводу митингов не устраивали и работают по этой схеме ни один год.
В условиях управления одним домом, председатель ОСИ вообще может не связываться с АО «АЛСЕКО» и печатать квитанции самостоятельно, как это делают в регионах и инициируют в г. Алматы.
Председатель ОСИ без проблем может заключить договоры с поставщиками коммунальных услуг и, если не хочет рисковать, передавая личные персональные данные своих соседей, может печатать квитанции хоть на «бересте» и отправлять их «почтовыми голубями».
Также достаточно легко найти ответ на вопрос о том, какие именно «госдокументы, то есть первоисточники, породившие требования о предоставлении протоколов и актов для заключения договора» именно с АО «АЛСЕКО» или любым иным расчётным-биллинговым центром.
Согласно ст. 7 Гражданского Кодекса: «Гражданские права и обязанности возникают, из договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством Республики Казахстан», п. 4 ст. 8 Гражданского Кодекса: «Граждане и юридические лица должны действовать при осуществлении принадлежащих им прав добросовестно, разумно и справедливо, соблюдая содержащиеся в законодательстве требования, нравственные принципы общества, а предприниматели также правила деловой этики. Эта обязанность не может быть исключена или ограничена договором. Добросовестность, разумность и справедливость действий участников гражданских правоотношений предполагаются».
Зачем прятать решение собрания, если всё законно и тариф утверждён.
Для собственника лучше, если одно решение в оригинале у председателя ОСИ, другой в копии в вычислительном центре, третий у себя дома или на сайте организации.
Любые попытки скрыть процесс утверждения тарифа и невозможности ознакомиться с решением должны пресекаться.
Со временем новые руководители поймут эту аксиому и примут её для выполнения.
Директор Сертификационного Центра ЖКХ Аркадий Рубцов