В Финляндии 1,4 миллиона домов объединены в 70 000 акционерных обществ – владельцев жилой недвижимости. 50 000 из них пользуются услугами компаний по управлению недвижимостью (операторов), 20 000 управляются самостоятельно. Оператор (управляющая компания), прежде всего, отвечает за ежедневное управление в соответствии и согласно договору на управление, в котором оговариваются условия и перечень услуг и расценки.
При этом оператор выбирает подрядную эксплуатирующую организацию, для небольших объектов члены товарищества выбирают ее сами.
Эксплуатирующая организация предоставляет жилищнокоммунальные услуги либо самостоятельно, либо по договору со специализированными компаниями (ремонтно-строительные, уборка территории, снега, охрана, вывоз мусора и пр.).
Эксплуатирующая организация ежегодно отчитывается перед жильцами о доходах и расходах, а также балансе общества собственников жилья.
РАБОТА КОММУНАЛЬНЫХ СЛУЖБ
В Хельсинки всеми коммунальными системами владеет город. Мэр города считает, что так надежнее: никто не отключит отопление ни при каких обстоятельствах. Правда, при этом множество электростанций в Финляндии находится в частных руках, хотя теплоснабжение в Хельсинки централизованное. Однако это не мешает бесперебойно и качественно предоставлять услуги ЖКХ.
На оплату коммунальных услуг у среднего финского гражданина уходит около 20 % доходов.
Надёжное функционирование ЖКХ обеспечивается за счёт того, что система управления строится по одинаковым правилам: минимизация издержек, устранение потерь и использование передовых технологий. Например, для выработки электроэнергии и тепла можно использовать три источника – уголь, газ и гидроэнергию. Выбирается то, что дешевле. А на случай сильных морозов (-30° и ниже) в городе есть резервные станции, которые работают на масле7 . Особая гордость мэра – две отапливаемые улицы Хельсинки за счёт того, что туда без всяких дополнительных затрат идет вторичное тепло из домов. Проблемным вопросом остаются для муниципалитетов споры с федеральной властью за бюджетные отчисления, поскольку в Финляндии все доходы муниципалитетов централизуются в госбюджете, а затем перераспределяются по муниципалитетам, в распоряжении муниципалитетов остается лишь коммунальный налог. При дефиците средств муниципалитет имеет право воспользоваться кредитом.
Что касается конкурентной среды, то у горожанина есть право и технические возможности выбрать: у кого выгоднее покупать услуги. В этом случае он должен оплатить городским сетям услуги передачи электроэнергии от альтернативных источников. При этом власти следят, чтобы у компаний не возникло конкурентных преимуществ и за счёт административных и иных факторов.
В Хельсинки износ коммунального оборудования не критичный, однако на поддержание систем в рабочем состоянии, на их обновление, реализацию новых проектов необходимы инвестиции. И они направляются туда, где система управления прозрачна и стабильна, где получение кредита нереально и для муниципальной, и для частной структуры с гарантией возврата вложений с прибылью.
Например, местный водоканал – структура, которой полностью владеет город. Это коммерческое предприятие со своим бюджетом. В его распоряжении находятся инфраструктура водоснабжения, канализационные сети, все водонапорные башни. Предприятие получило кредит в 150 млн. евро на 20 лет и постепенно выплачивает его из своих доходов. Доходы стабильны, поскольку все жители оплачивают коммунальные услуги. Причем и льготы, и дотации для определенных категорий населения имеются, как и в России.
РАБОТА С ПОДРЯДЧИКАМИ
Исполнителей 80 % подрядных работ в сфере строительства и ЖКХ власти отбирают по конкурсу. Часть сложных работ, касающихся реконструкции инфраструктуры городских сетей, связанных с особым риском, осуществляют муниципальные организации. Все проекты в городе разрабатываются и утверждаются специальными комиссиями в местном горсовете, причем многие вопросы решают не чиновники, а горожане через своих представителей в местном самоуправлении.
Фирмы, занимающиеся электро-, газо- и водоснабжением, канализацией, сбором и переработкой мусора и вообще всех промышленных отходов, работают по контракту с муниципалитетами.
Существует много типов контрактов. Одни предусматривают только эксплуатацию указанных систем, другие – ответственность за ремонт, третьи – за строительство новых объектов, и в том числе за строительство инфраструктуры ЖКХ для новых городских районов.
Заказы на эксплуатацию и строительство распределяются через тендеры, которые проводятся муниципалитетами с обеспечением регулярного контроля.
На уровне правительства устанавливаются стандарты на обеспечение жилых домов коммунальными услугами. В каждом контракте между муниципалитетом и эксплуатационной компанией определяются конкретные технические условия и регламенты работы систем: давление воды, диаметр труб, их материал и т.д. В этом же контракте определяются будущие тарифы на производимые услуги.
Если говорить об опыте по предоставлению коммунальных услуг, то необходимо отметить, что для управления объектами жизнеобеспечения городов в указанных странах распространены формы привлечения частных предпринимателей с помощью концессий.