1988 год
1988 году в Алматы началось активное строительство метрополитена. Но распад СССР в 1991 году и последовавший за ним разрыв хозяйственных и экономических связей не позволил в полной мере осуществить строительство метрополитена г. Алматы. Многие вопросы остались нерешенными из-за ликвидации ряда министерств и ведомств. И это стало причиной значительного отставания в сроках строительства метро.1990-е годы явились периодом создания собственной материально-технической и научной базы метростроения. Несмотря на минимальное финансирование, продолжалась проходка перегонных и эскалаторных станций, подходных выработок к станциям глубокого заложения, а главное, были сохранены опытные кадры инженеров и рабочих.
Основные вехи строительства метрополитена в г. Алматы
7 сентября — В районе пересечения улицы Фурманова и проспекта им. 50-летия Октября в 16 часов 25 минут экскаваторщик Ромсан Топаев из 59-й мехколонны треста «Средазстроймеханизация» вынул первый ковш грунта под строительство первой станции Алматинского метрополитена – «Октябрьская».
28 сентября — Приказом министра Минтрансстроя № 156-ОР за подписью В.А. Брежнева строительство метрополитена в г. Алма-Ате с 01.01. 1989 г. поручается осуществлять СУС «Бамтоннельстрой».
Октябрь — Приступили к сооружению вентиляционного ствола № 13 перегона ст. «Октябрьская» – ст. «Жибек Жолы».
1989 год
Приступили к сооружению вентиляционного ствола № 17, рабочего ствола № 14-бис, № 15-бис, наклонного хода ст. «Алмалы». Для проходки первого наклонного хода при строительстве метрополитена в г. Алма-Ате СКТБ «Бамтоннельстрой» был сконструирован проходческий комплекс на базе японского экскаватора «Като». Со стороны ст. «Октябрьская» приступили к сооружению левого перегонного тоннеля механизированным проходческим комплексом КТ 5,6-Д2.
1990 год
Приступили к сооружению рабочего ствола № 110-бис, № 114-бис, № 112-бис, вентиляционного ствола № 19, № 15, № 113, наклонного хода ст. «Жибек Жолы».
Со стороны ст. «Алатау» начата проходка левого перегонного тоннеля немеханизированным проходческим комплексом КПЩ-12.
11 мая — Совет Министров КазССР принял Постановление № 182 «Об обеспечении строительства первого участка первой линии метрополитена в г. Алма-Ате» с определением объемов, сроков и исполнителей.
1991 год
Со стороны ст. «Алатау» начата проходка правого перегонного тоннеля немеханизированным проходческим комплексом КПЩ-12.
Приступили к строительству правого перегонного тоннеля со стороны ст. «Райымбек».
1992 год
15июня — В целях создания единой структуры управления строительством первой очереди метрополитена в Алма-Ате и рационального использования финансовых ресурсов решением главы городской администрации З.К. Нуркадиловым № 221 Управление по координации проектирования и строительства метрополитена в г. Алма-Ате упразднено и создано Проектно-строительное объединение на базе ранее существовавших служб заказчика и генподрядчика – «ПСО Алматыметрострой».
Приступили к сооружению вентиляционного ствола № 111.
1993 год
1 января — Из института «Алмаатагипротранс» отдел метро выделился в самостоятельную фирму «Метропроект» во главе П.В. Пашковским, которая вошла в состав «ПСО Алмаатаметрострой».
ТОО «Тоннельный отряд № 1» произвел сбойку левого перегонного тоннеля с подходной выработкой ст. «Жибек Жолы».
Приступили к сооружению рабочего ствола № 18-бис. Начато сооружение перегонных тоннелей под железнодорожными путями вокзала Алматы-2 со стороны южного портала в направлении электродепо.
5 февраля — Сбойка со станцией «Жибек Жолы» правого перегонного тоннеля между двумя станциями «Райымбек» и «Жибек Жолы».
1994 год
31 марта — На основании постановления Алматинского городского территориального комитета госимущества и приватизации образовано ОАО «Алматыметрокурылыс».
1996 год
Июль — Приступили к сооружению наклонного хода ст. «Абай». Применен проходческий комплекс ТНУ-4.
2001 год
22 ноября — Произведена сбойка левого перегонного тоннеля с западной подходной ст. «Тулпар». Тоннель протяженностью 1330 метров от ст. «Алатау» до ст. «Тулпар» пробивался 11 лет.
2004 год
4 августа — Произведена сбойка левого перегонного тоннеля между двумя станциями «Жибек Жолы» и «Алмалы».
4 октября – Произведена сбойка правого перегонного тоннеля между двумя станциями «Жибек жолы» и «Алмалы»
21 декабря — Сбойка правого перегонного тоннеля с восточной подходной ст. «Тулпар». Тоннель протяженностью 1323 метров от ст. «Алатау» до ст. «Тулпар» пробивался 13 лет.
2005 год
19 апреля — Совместно со специалистами австрийской компании «Бетон унд Мониербау» приступили к сооружению левого станционного тоннеля ст. «Жибек Жолы».
7 ноября — Посещение Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым объекта строящегося метрополитена станции «Алмалы».
2006 год
1 января — Завершена проходка левого перегонного тоннеля ст. «Тулпар» – ст. «Байконур». Начато сооружение поперечной камеры ст. «Байконур» через проходческий комплекс КПЩ-12.
Начато сооружение защитного экрана под улицей Жарокова. Для устройства экрана использован микротоннелепроходческий комплекс (МТПК) AVN -600 фирмы «Херренкнехт АГ». Пуск щита «Херренкнехт» на ст. «Алмалы».
9 июня — Сбойка правого перегонного тоннеля с поперечной камерой ст. «Байконур».
7 июля — Сбойка левого перегонного тоннеля с конвейерной камерой на ст. «Алмалы» (первая сбойка проходческого комплекса «Херренкнехт»).
Начато сооружение правого станционного тоннеля ст. «Алмалы» методом НАТМ, а также наклонного хода ст. «Тулпар».
2007 год
Начато сооружение левого станционного тоннеля ст. «Тулпар», левого станционного тоннеля ст. «Алмалы», правого станционного тоннеля ст. «Жибек жолы», левого станционного тоннеля ст. Байконур», среднего станционного тоннеля ст. «Алмалы» методом НАТМ, а также сооружение наклонного хода и подходного коридора ст. «Байконур».
25 мая – Сбойка с поперечной камерой станции «Абай» правого перегонного тоннеля между станциями «Алмалы» и «Абай».
10 июня – Сбойка с поперечной камерой станции «Абай» левого перегонного тоннеля между станциями «Алмалы» и «Абай» ( проходческий комплекс «Херренкнехт»).
Завершено сооружение правого станционного тоннеля ст. «Алмалы» в основной обделке.
Начато сооружение защитного экрана из труб под проспектом Гагарина.
Для устройства экрана использован микротоннелепроходческий комплекс (МТПК) AVN-600 фирмы «Херренкнехт АГ».
3 августа — Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев посетил объекты метрополитена.
Завершено сооружение левого станционного тоннеля ст. «Алмалы» и левого станционного тоннеля ст. «Тулпар» в основной обделке.
2008 год
16 января — Завершено сооружение среднего станционного тоннеля ст. «Алмалы» в основной обделке.
2 марта — Начато сооружение правого станционного тоннеля ст. «Абай» методом НАТМ.
10 марта — Начато сооружение правого станционного тоннеля ст. «Тулпар» методом НАТМ.
15 апреля — Сбойка правого перегонного тоннеля ст. «Абай» – ст. «Байконур» с демонтажной камерой. Данной сбойкой завершена проходка правого перегонного тоннеля от ст. «Райымбек» до ст. «Алатау».
25 июля — Произведена последняя сбойка между станциями «Абай» и «Байконур». Завершение строительства перегонных тоннелей первой очереди.
2011 год
1-декабря первая очередь метрополитена общей протяженностью 8,6 км была сдана в эксплуатацию . В нее входят семь станций: «Райымбек батыр», «Жибек жолы», «Алмалы», «Абай», «Байконыр» и «Драмтеатр им. Ауэзова» и «Алатау».
2015 год
18 апреля – введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс второй очереди первой линии метрополитена: станции «Сайран» и «Москва». Протяженность тоннели метро увеличилась на 2,74 км.
Станция «Сайран» расположена по проспекту Абая, между ул. Брусиловского и ул. Тлендиева.
Станция «Москва» расположена по проспекту Абая, между ул. Утеген батыра и пр. Алтынсарина.
Метрополитен города Алматы