История ЖКХ. Жилищная реформа Хрущёва


После смерти Сталина в 1953 году в СССР происходят значительные изменения политики партийного руководства. К власти приходит Никита Сергеевич Хрущёв, смело критиковавший предшественника. Так, в 1956 году, на XX съезде КПСС он представил доклад «О культе личности и его последствиях».

Однако деятельность Никиты Хрущёва касалась не только политических рокировок, но была связана и с социальной политикой Советского государства. Гражданам требовались оптимальные условия для жизни и поддержания трудоспособности, которая должна была помочь «догнать и перегнать передовые капиталистические страны».

Жилищная реформа Хрущёва (фото 1)

Предпосылки преобразований

По данным переписи 1959 года в СССР насчитывалось 208,8 миллионов человек, а в 1939 году было 170,5 миллионов человек. Прирост населения существенный! Но это не всё, в 1962 году впервые в отечественной истории доля городского населения (111,2 миллионов человек) превысила численность сельских жителей (108,6 миллиона). Выходцы из колхозов становились работниками крупных промышленных предприятий. В связи с этими изменениями появилась необходимость решения жилищного вопроса в Советском Союзе.

Конечно, одним из главных условий разрастания городского домостроения стало развитие промышленности. С начала 1950-х годов по 1965 год темпы развития советской экономики неуклонно росли. Так, производство после V пятилетки (1951−1955 годы) увеличилось на 85%, за три года VI пятилетки – на 64%, а за семилетку (1959 – 1965 гг.) – на 84%.

Жилищная реформа Хрущёва (фото 2)

Строительство «хрущёвки»

За хрущёвские годы в стране построили 3,2 тысячи новых промышленных предприятий, в том числе доменные печи в Череповце, на Орско-Халиловском комбинате, шахты в Донбассе, Кузбассе, Караганде, в Печорском угольном бассейне, нефтеперерабатывающий комбинат в Новокуйбышевске и т.д. Было сооружено множество ГРЭС в разных областях СССР. Объем капиталовложений был в почти два раза большим, чем в IV пятилетке (1946−1950 годы). Предприятиям военной, атомной, металлургической, нефтеперерабатывающей, угольной, энергетической промышленности были необходимы новые работники.

Стоит отметить, что жилищная проблема существовала ещё с 1928 года. Судя по секретной справке ЦСУ СССР Лазарю Кагановичу о состоянии городского жилого фонда в 1940–1952 годах, датированную 18 августа 1953 года, в СССР ситуация с жильём не менялась 30 лет. Согласно расчётам 1928 года, чтобы достичь к концу первой пятилетки санитарной нормы, следовало построить 100 миллионов квадратных метров жилья. В 1953 году до достижения той же нормы не хватало 96 миллионов квадратных метров.

В список проблем стоит добавить качество жилья. На бараки в общем городском жилом фонде в 1952 году приходилось 18 миллионов квадратных метров. Почти четыре миллиона граждан СССР в 1952 году жили в бараках. Такое жильё не соответствовало санитарным нормам и становилось средой для возникновения социальных проблем.

Жилищная реформа Хрущёва (фото 4)

Новые районы в хрущёвский период 

Массовое жилье для населения СССР

Одним из первых шагов по созданию массового жилья можно назвать постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 19 августа 1954 года, «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства». Оно предписывало строительство 402 заводов железобетонных конструкций и организацию изготовления деталей на 200 площадках полигонного типа.

Продолжением намеченных преобразований стало проведение в период с 30 ноября по 7 декабря 1954 года Всесоюзного совещания архитекторов и строителей. Зачинщиком совещания стал Никита Хрущёв. На совещании сталинский ампир осудили за дороговизну и «украшательство». Виновниками объявили первых лиц архитектурной иерархии — Аркадий Мордвинов, Александр Власов и другие. Смысл заключительной речи Хрущёва сводился к тому, что строить надо дёшево, много, из панелей и по типовым проектам. Многих архитекторов лишили премий и наград. Официальной причиной таких репрессий стало «украшательство» и дороговизна проектов.

В августе 1954 года выходят несколько постановлений ЦК КПСС и Совета министров СССР, посвящённых индустриализации строительного производства, снижению стоимости строительства, улучшению работы проектных организаций и реформированию системы управления строительством и архитектурой.
Важным является постановление от 4 ноября 1955 года, которое определило архитектурную реформу в СССР, «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

31 июля 1957 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР». Данный документ стал определяющим в жилищной политике страны и показал основные цели руководства. Выделим ключёвые пункты постановления:

  • «…исходить из необходимости ликвидации в ближайшие 10–12 лет недостатка в жилищах для трудящихся ».
    • «Начиная с 1958 года, в жилых домах, строящихся как в городах, так и в сельской местности, предусматривать экономичные благоустроенные квартиры для заселения одной семьей».
    • «Ввести с 1 января 1959 года планирование и учёт жилищного строительства в квадратных метрах жилой и полезной площади и в количестве квартир».

По сути государство поставило важную задачу: решить жилищную проблему и обеспечить городское население жильём в норме одна квартира на семью. Этот шаг стал первым в истории СССР. Также в постановлении отмечалось увеличение плана жилищного строительства в шестой пятилетке до 215 миллионов квадратных метров.

Жилищная реформа Хрущёва (фото 6)

«Новые Черёмушки» – первый квартал с «хрущёвками» в СССР

Хрущёв и его окружение поднимали планку ещё выше. При принятии программы нового Семилетнего плана показатели жилищного строительства были резко увеличены:

«ЗА СЕМИЛЕТИЕ В ГОРОДАХ, РАБОЧИХ ПОСЕЛКАХ <…> ПОСТРОИТЬ ЖИЛЫЕ ДОМА ОБЩЕЙ ПЛОЩАДЬЮ 650–660 МЛН. КВ. МЕТРОВ, ИЛИ ОКОЛО 15 МЛН. КВАРТИР <…>. КРОМЕ ТОГО, В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ СИЛАМИ КОЛХОЗНИКОВ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ С ПОМОЩЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА БУДЕТ ВОЗВЕДЕНО 7 МЛН. ЖИЛЫХ ДОМОВ».

Данные цифры предполагали, что граждане СССР к 1965 году должны быть обеспечены жильем в норме шесть квадратных метров жилой площади на человека. Средняя жилая площадь квартиры должна была составить 43 квадратных метра и предназначалась для заселения шести-семи человек. Конечно, такая ситуация не решала полностью жилищную проблему, но все же это было кардинальным шагом по улучшению уровня жизни населения.

Параллельно Хрущёв продолжил изменения в сфере архитектурных стилей советского градостроения. В 1956 году правительство объявило конкурс на проектирование Дворца Советов. Победителем стал архитектор Александр Васильевич Власов. Он представил проект с простыми формами и полным отсутствием архитектурного декора. Так Власов стал образцом для подражания для всех проектных организаций страны.

Жилищная реформа Хрущёва (фото 8)

Александр Васильевич Власов

Жилищная реформа Хрущёва (фото 10)

Дворец Советов

В эти годы в СССР кардинально меняются основные градостроительные принципы сталинского времени. Ранее они не предполагали разработку города как системы больших жилых массивов с соответствующей инфраструктурой. В связи с этим необходимо было воспользоваться опытом западных архитекторов. Идеи Ле Корбюзье, забытые в сталинский период, снова стали популярны среди архитекторов Советского Союза.

Жилищная реформа Хрущёва (фото 12)

Здание центрального статистического управления СССР, созданное по проекту Ле Корбюзье

Город для архитектора новой эпохи воспринимался не как пространство, где строится жильё для незначительной части граждан, а как комфортное пространство для всех граждан СССР. Поэтому можно наблюдать контраст между сталинскими и хрущёвскими застройками: в них прослеживается разный подход к строительству жилья. Новый город становился единым целым, в отличии от города прошлого периода, где сосуществовали центр со сталинскими высотками и окраины с бараками.

Итоги массовой застройки

Массовое жилищное строительство в нашей стране имело огромное значение. Многие жители СССР не могли приобрести жилье, которое удовлетворяло бы хотя бы базовые потребности. Население городов, начиная с 1920-х годов, непрерывно росло. Руководство принялось за осуществление важной задачи: за 1959–1960 годы в новые квартиры переселились почти 54 миллиона человек, то есть четвёртую часть жителей СССР.

Несмотря на успехи, жилищная реформа Хрущёва имела серьёзные недостатки. Контроль государства над деятельность архитекторов остался прежним. Многие специалисты не могли создать что-либо уникальное: каждый проект утверждала партия, а творцы вынуждены были приспосабливаться к вкусу чиновников. Жилые здания строились по типовому образцу, ни о каком разнообразии не было и речи. Это создавало однотипные города. Да и жилищное строительство по-прежнему носило казарменный характер. Квартиры распределялись по казённым нормам, были типовыми, усреднёнными и низкого качества.

Хрущеву не удалось полностью решить жилищную проблему, несмотря на все постановления, где ставилась подобная задача. Расселить всех граждан Советского Союза по санитарной норме руководство Хрущёва не смогло, многие жители коммунальных квартир остались в старых комнатах. Впрочем, следующие руководители окончательно решить эту проблему так и не сумели.

Источник: www.vatnikstan.ru

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ