Затишье исполнительных и законодательных органов, споры и скандалы вокруг Закона РК «О жилищных отношениях» кажется временным.
Однако вопрос о том, сколько реально мы платим в новой системе ОСИ по сравнению с предыдущими КСК, всё более привлекает внимание. Этот вопрос особенно актуален, учитывая установленные в различных городах минимальные тарифы на содержание жилья. Именно на эти деньги с невероятными усилиями должно обеспечиваться содержание и управление. Насколько выполнимо обеспечить нормальное функционирование, содержание и управление домов при тарифах, которые несоизмеримы с текущей инфляцией.
В то время как в обеих столицах, несмотря на многократные дискуссии, так и не было принято решение относительно тарифов. Что может это означать?
Возможно, власти опасаются возмущения и протестов со стороны жильцов, особенно если предлагаемые тарифы будут восприняты как значительное увеличение затрат.
Сложности в утверждении тарифов также могут быть связаны с политическими или экономическими аспектами.
С другой стороны, делегирование ответственности за проведение собраний и принятие решений по тарифам управляющим компаниям может быть попыткой предотвратить возможное недовольство жильцов. Но такой подход с большей вероятностью, создаёт недопонимание и как обычно дополнительные трудности в отношениях между управляющими и собственниками.
Важно, чтобы процесс утверждения тарифов был открытым и справедливым, а обсуждения включали в себя мнения и интересы всех сторон, включая органы власти и собственников. Активное общественное обсуждение и участие жильцов в принятии решений могли бы способствовать нахождению более сбалансированных и приемлемых решений. При этом учитывать, что собственники готовы платить за комфорт, чистоту и безопасность своего проживания, а управляющие предоставлять свои услуги профессионально и эффективно.
Интересный факт, что застройщики упоминают о дороговизне стройматериалов и в этой связи о заморозке строительства домов.
Однако, почему мы не обращаем внимание на дороговизну материалов, необходимых для обслуживания дома, таких как ветошь, моющие средства, швабры, лопаты, веники/метлы, краски/эмульсия и прочее?
Всё это, несомненно, также подвержено инфляции и повышению цен. И это, конечно же, без учета роста цен на продукты первой необходимости.
Таким образом, важно не только задуматься о том, за что мы платим, но и о том, как эти платежи соотносятся с реальными затратами на обслуживание наших домов.
Ведь сохранение стабильного и комфортного жилищного пространства требует внимания ко всем аспектам, включая учет инфляции и повышение цен не только на стройматериалы, но и на бытовые потребности.
Не могу не подчеркнуть, что проведенный анализ, основанный на статданных РК и аналитике только за ОДИН год, бросает свет на эту проблему.
«По сравнению с октябрем прошлого года повышение цен отмечено на капусту на 69,1%, виноград – на 46,7%, рис – на 40,3%, апельсины – на 28,1%, морковь – на 22,4%, молоко консервированное – на 22%, воду минеральную – на 21,1%, напитки негазированные – на 21%, молоко пастеризованное – на 17,2%, кефир 2,5% жирности – на 16,3%, сметану – на 15,6%, булочные и мучные изделия – на 14,6%. Снижение же цен наблюдалось на крупу гречневую на 20,1%, масло подсолнечное – на 16,2%, сахар-песок – на 16%.
Уровень цен на товары личного пользования вырос на 16,6%, мебель и предметы домашнего обихода – на 15,2%, моющие и чистящие средства – на 13,9%, посуду – на 13,7%, одежду и обувь – на 12%, строительные материалы – на 8,4%. Дизельное топливо подорожало на 35,1%, бензин – на 13,6%, сжиженный газ в баллонах – на 12,8%.
Цены на услуги санаториев увеличились на 15,7%, организации комплексного отдыха, услуги здравоохранения – по 14,3%, парикмахерских и заведений личного обслуживания – на 14,2%, в области отдыха и спортивных мероприятий – на 13,9%, услуги общественного питания – на 11,3%, образования – на 10,1%. Услуги железнодорожного и воздушного пассажирского транспорта подорожали по 7,9%.
Тарифы на вывоз мусора повысились на 32%, водоотведение – на 27,6%, горячую воду – на 16,9%, холодную воду – на 16,4%, электроэнергию – на 12,3%, отопление центральное – на 10,1%, содержание жилья – на 9%.»
(https://stat.gov.kz/ru/industries/economy/prices/publications/6164/)
А теперь вернемся к 1995 году курс доллара составлял в среднем 70 тенге за 1 доллар, против 460 тенге в 2023 году, а у нас всё привязано к курсу доллара, как бы мы этого не хотели.
Какие были тарифы на управление и содержание жилья в 1995 году? — а не было тогда изначально никаких тарифов, не секрет, в каком состоянии передавались дома, в статье (https://gkhsp.kz/metamorfozy-v-zhkh-zhilishhnaya-reforma-v-kazahstane/) уже упоминалось.
Понимание необходимости введения определенных тарифов пришло, когда стало очевидным, что энтузиазм отдельных инициативных собственников и председателей КСК неспособен обеспечить устойчивость управления. Именно поэтому были установлены тарифы, которые практически не менялись многие десятилетия. (как мы выжили?).
Только после внедрения реформы о жилищных отношениях и демонстративного внедрения новых форм управления новые управленцы от ОСИ осознали необходимость повышения тарифов. В противном случае дом не мог бы быть поддержан в должном состоянии.
Не задумывались ли вы, а как управляющие домами справлялись с тарифами от 8 до максимум 25 тенге? При упоминании о повышении тарифа, люди шли жаловаться в акимат – мол, нас пытаются ограбить. И местные исполнительные органы, вместо разъяснений, немедленно направляли управляющим органам грозные письма – не смейте!
Тогда же собственникам и внушили, что можно игнорировать инфляцию при содержании и управлении жильем. Более того, многие из них считают нормой ,что все проблемы в своем доме можно решить через местные исполнительные органы, забывая или не понимая, о том, что по закону – это их общедомовое имущество и закон обязывает их принимать решение о том, насколько качественно содержать дом.
Простая логика: если продукты дорожают, мы ведь не перестаем их покупать, свет, газ, вода, отопление дорожают — мы не отказываемся от них. Почему при этом тарифы на содержание и управление жильем должны оставаться на одном месте годами и даже десятилетиями?
Стоит подумать над этим, ведь мало какое ОСИ осталось на тарифе прежней формы управления, хотя изначально хвастались, выкладывая в сети, как они убирают подвалы, красят подъезды, сажают цветы.
А что мешало вам делать это раньше?
И согласитесь с тем, что именно собственники и доводят до такого состояния свое общедомовое имущество.
А ведь это ваш дом, и это вы каждый день заходите в подъезд, проходите мимо мусора и вони из подвала, закрываясь за дверью своей квартиры. Пришло время брать все в свои руки, закон так решил, и наверно это правильно. Вместе или по отдельности это уже ваш выбор. При любом раскладе выбирайте – на управление и содержание дома профессионалов!
И кстати, эти заброшенные подвалы с мусором остались именно во время передачи приватизированных квартир собственникам – почему тогда не возникали вопросы к госорганам? Хотя как ранее упоминалось, что акиматы городов должны были передать дома после проведения капитальных ремонтов. Этого сделано не было.
Почему бы собственникам тогда не задуматься – собраться и всем вместе почистить эти подвалы, привести в порядок всё общедомовое имущество?
Все упиралось в тарифы, и никто не предложил – давайте поднимем тарифы, все хотели за «три копейки», но, чтобы все было на высшем уровне.
Важно подчеркнуть, что и до, и после принятия жилищной реформы в 1995 году никто не проводил обучение по управлению домами. Инициативные люди, взявшие в свои руки управление и содержание домов, проходили этот путь самостоятельно, несмотря на трудности, и уверена, даже без сертификации, являются настоящими профессионалами, способными обучать сами.
Как показывает практика, во многих городах сотрудники местных исполнительных органов, ответственных за жилищную политику, сталкиваются с трудностями в разъяснении принятых статей законов. Это подчеркивает важность их профессионального обучения и постоянного обновления знаний. Работа с собственниками и управляющими требует глубокого понимания законодательства, что выдвигает дополнительные требования к квалификации специалистов.
Уже становится очевидным, что управление жилым фондом должно быть в руках профессиональных управляющих, готовых не только задавать вопросы, но и постоянно совершенствовать свои знания и навыки.
Мы активно работаем в этом направлении – ведь повторять ошибки прошлых десятилетий, когда все варились в «собственном соку», недопустимо. Наша задача – вырастить поколение профессиональных управленцев, обладающих знаниями не только в теории, но и на практике.
Недвижимость – это не просто инвестиция, это самое значимое вложение для каждого из нас. И управление ею должно быть доверено профессионалам.
Как гласит известная цитата: «Для того, чтобы понять, что может произойти в течение следующих десяти лет, нужно изучить то, что произошло в предыдущих десяти лет».
В этом заключается наш подход – извлекать уроки из опыта и стремиться к построению более эффективной и устойчивой системы управления недвижимостью.
Руководитель УЦ «ЖКХ-ИНФО» Алия Богаева