Как изменится управление и содержание домами в Казахстане: ключевые нововведения


 Сегодняшнее заседание Мажилиса, на котором в первом чтении приняли поправки в Закон РК «О жилищных отношениях», вызвало бурную реакцию в социальных сетях. Повсюду звучат заявления: «КСК не будет!», «КСК исчезнут окончательно!». Особенно активно распространяют такие сообщения те, кто ну очень «переживает» за деньги собственников, что вместо работы заняты лишь бурной деятельностью написания жалоб во все инстанции. При этом важно отметить, что многие из называющих себя экспертами в отрасли ЖКХ входят в рабочую группу Мажилиса, и все предполагаемые поправки были прописаны в законопроекте и сравнительной таблице. Так что ничего неожиданного не произошло. Интересно, кто-нибудь вообще читает документы, прежде чем возмущаться?

 Но давайте разберемся в сути изменений, не поддаваясь эмоциям.

Что меняется?

Действительно, в новой редакции закона КСК перестает быть формой управления многоквартирными домами. Однако это не означает их полного исчезновения. КСК остается субъектом управления и будут работать по типовым уставам как юридические лица с правом объединения многоквартирных жилых домов для которых форма управления ОСИ не кажется целесообразной, и именно этот нюанс часто упускается из виду. Теперь управление многоквартирными домами будет осуществляться профессиональными сертифицированными управляющими, и КСК может продолжить свою деятельность в этом статусе.

В чем принципиальная разница?

Управление смогут осуществлять специализированные компании, ОСИ, НСУ или профессиональные управляющие, соответствующие требованиям законодательства. При этом КСК смогут обслуживать не один, а несколько домов, что делает их работу более устойчивой и эффективной.

Таким образом, реформа направлена не на ликвидацию, а на профессионализацию рынка управления многоквартирными домами. Это должно привести к повышению качества обслуживания и прозрачности работы управляющих структур.

Конечно, не все пройдет гладко. Переходный период потребует:

  • Разъяснительной работы среди жильцов, чтобы они понимали, какие у них теперь есть варианты управления домом.
  • Повышения квалификации и сертификации для управляющих.
  • Контроля со стороны государства за исполнением новых норм.
  • Организации эффективного взаимодействия между ОСИ, НСУ и профессиональными управляющими.

Одним из ключевых моментов стало введение в минимальный тариф добавочного коэффициента, зависящего от срока эксплуатации здания. Этот вопрос особенно важен, поскольку многие местные исполнительные органы выступали против его внедрения, несмотря на то, что он предусмотрен в Приложении к Методике расчета минимального тарифа на содержание жилья. Очевидно, что старые дома требуют больших затрат на обслуживание и ремонт. Такой подход позволит учитывать реальные потребности зданий разного возраста и обеспечивать справедливое распределение расходов.

Определены три вида взносов: текущие, накопительные и целевые. И да, независимо от формы или субъекта управления, наличие накопительного счета становится обязательным для всех домов. Как, впрочем, и ранее накопительные счета были предусмотрены в законе, но не во всех городах это работало.

Также предлагается привязка минимальных тарифов к МРП, с учетом коэффициентов для разных типов домов. Ежегодный пересмотр тарифов будет происходить автоматически, без зависимостей от решений маслихатов, с учетом уровня инфляции. Это обеспечит устойчивое финансирование и своевременное обслуживание многоквартирных домов. Во многих городах тарифы не меняются годами. Например, в Алматы тариф не пересматривался более 14 лет, а затем был скорректирован лишь с учетом инфляции за предыдущий год, что не учитывает реальных потребностей домов.

Цель законопроекта сделает систему ЖКХ более гибкой. Жители получат реальную свободу выбора формы управления и смогут адаптировать ее к своим потребностям. Упрощение законодательных норм устранит бюрократические барьеры и повысит прозрачность деятельности субъектов управления.

Введение цифровых решений сократит риски подделки подписей,  а появление сертифицированных управляющих повысит качество управления многоквартирными домами. В результате ожидается повышение уровня доверия к управлению домами и более эффективное содержание жилого фонда.

Не забываем и о роли государства, которое будет продолжать регулировать сферу ЖКХ, устанавливая четкие правила и контролируя работу управляющих организаций. Усиливаются полномочия жилищной инспекции, включая надзор за управляющими, контроль за выполнением обязательств и наложение штрафов за нарушения.

Кроме того, государство продолжит поддержку капитального ремонта через льготные кредитные программы. Однако государственное регулирование – это лишь часть решения. Необходимо взаимодействие всех участников процесса: как управляющих организаций, так и самих собственников жилья. Только совместная работа позволит достичь конструктивных решений.

Реформа в отрасли ЖКХ в Казахстане продолжается. Новые изменения направлены на баланс между свободой выбора жильцов и эффективным управлением многоквартирными домами. Поправки в закон – это не ликвидация существующих форм управления, а их трансформация в более профессиональные и прозрачные структуры. Теперь жильцы смогут выбирать между квалифицированными управляющими, управляющими компаниями и, при желании, обновленными КСК, которые пройдут сертификацию и будут соответствовать новым требованиям.

Важно не поддаваться панике, а внимательно изучать законопроект и готовиться к новым правилам управления.

Руководитель УЦ «GHKH-INFO»                         Алия БОГАЕВА

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ