Капремонт для избранных? Почему форма управления стала барьером для господдержки


В настоящее время из многих городов страны приходят сообщения от управляющих разных форм управления о том, что жилищная инспекция рассылает уведомление на проведение собраний и создание форм управления ОСИ (объединение собственников имущества) и ПТ (простое товарищество) со ссылкой на утверждении Концепции развития жилищно-коммунальной инфраструктуры на 2023 – 2029 годы, далее на Приказ Министерства промышленности и строительства РК «О внесении изменения в приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 29 апреля 2020 года № 246 «Об утверждении Порядка проведения капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума» (далее:  Приказ)

Основанием для разработки концепции послужили:

  •  Указ Президента Республики Казахстан от 26 февраля 2021 года № 521 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 «Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан»;
  • Указ Президента Республики Казахстан от 21 февраля 2022 года № 812 «Об утверждении Плана территориального развития Республики Казахстан до 2025 года»;
  • Указ Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2022 года № 1008 «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество»;
  • Указ Президента Республики Казахстан от 26 ноября 2022 года №2 «О мерах по реализации предвыборной программы Президента Республики Казахстан «Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда»;
  • постановление Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года №790 «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан»;
  • предвыборная программа партии «Аманат» «Путь перемен: достойную жизнь каждому!».

Концепция была разработана и размещена в открытые НПА 23 сентября 2022 года, последние изменения внесены 28 марта 2023 года

(https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2200000736/history)

Ключевые моменты Концепции развития жилищно-коммунальной инфраструктуры на 2023–2029 годы:

  • Модернизация и развитие коммунальной инфраструктуры (водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газификация).
  • Развитие жилищного фонда, повышение его энергоэффективности.
  • Внедрение цифровых технологий и интеллектуальных систем в ЖКХ.
  • Привлечение частных инвестиций и совершенствование тарифной политики.

А также ряд других важных вопросов относительно — высокого уровня износа коммунальных сетей (тепло-, водоснабжение и водоотведение), недостаток квалифицированных кадров в сфере ЖКХ, дефицита финансирования для капитального ремонта жилых домов, высокая стоимость коммунальных услуг и низкая платежеспособность населения, и многие другие моменты.

Сам Приказ к Концепции ужесточает требования к накоплению и возврату средств на капремонт, создаёт обязательства для собственников и вводит контроль за расходованием денег. Однако он не учитывает дома под управлением других форм управления (например, управляющих компаний, ТОО, КСК итп), что создаёт дискриминацию и ограничивает доступ к господдержке. Необходимо учесть, что форма управления — это лишь инструмент, а не цель, да и орудия труда у всех одинаковые — «лопаты, веники, ветошь» итд. Всё зависит от профессионализма управляющего, а не от вывески на двери.

Также хочется отметить, что в настоящее время идут поправки в Закон о жилищных отношениях, где форма управления ПТ (простое товарищество) идет на упразднение, в связи с тем, что не прижилась на практике. Основные причины для исключения:

  1. Сложность получения доверенности – требуется нотариальное согласие всех собственников, что проблематично из-за пассивности жильцов и неплательщиков.
  2. Юридические ограничения – невозможность получить БИН из-за противоречий с Налоговым кодексом.

Если сам Министр может быть не в курсе, то в рабочей группе присутствуют представители Министерства промышленности и строительства РК, которые должны знатьи о поправках, и о том, что согласно Закону Республики Казахстан от 29 июня 2023 года № 13-VIII ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования оборота сжиженного газа и жилищно-коммунального хозяйства», в Закон РК от 26 декабря 2019 года «О внесении изменений и дополнений по вопросам ЖКХ» вносятся изменения, предусматривающие исключение пунктов 5 и 6 статьи 2. Проще говоря, это означает отмену статьи о ликвидации КСК (Кооперативов собственников квартир).

Получается, что, требуя исполнения статей закона от управляющих и жильцов, сам курирующий отрасль орган не вносит своевременные изменения в свои нормативные правовые акты в соответствии с обновлённым законодательством. Это вызывает серьёзные вопросы: почему изменения в законах не отслеживаются и не отражаются в действующих приказах? Почему отраслевой орган, отвечающий за ЖКХ, допускает правовую несогласованность, создавая тем самым правовую неопределённость для всех участников процесса?

Кроме того, важный момент – в п.32  Приказа о порядке проведения капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума установлено требование о заключении трёхстороннего договора между оператором, подрядчиком и председателем ОСИ или доверенным лицом ПТ. Однако конечными бенефициарами являются именно собственники, и они обязательно должны быть стороной договора, поскольку именно они осуществляют возврат займа и должны чётко понимать свои права и обязанности.

В противном случае, как показывает практика, оператор неизбежно столкнётся с проблемами при возврате денежных средств, что приведёт к дополнительным рискам, финансовым задержкам и затягиванию процесса капитального ремонта. Такие примеры уже были во многих городах страны, почему не учли?

Необходимо пересмотреть положения приказа и исключить дискриминационные нормы, обеспечив равные условия участия в программах капитального ремонта для всех многоквартирных домов. Если государство действительно заботится о модернизации ЖКХ, почему доступ к программам капремонта ограничивается бюрократическими рамками? Ремонт должен получать сам ДОМ, поскольку главная цель концепции— сохранение жилищного фонда страны.  

Также необходимо внести в Приказ обязательное включение собственников в состав сторон договора, так как именно они главные бенефициары капитального ремонта, но их почему-то не включили в решение ключевых вопросов. Именно они совместно со своими управляющими, будут принимать результаты выполненных работ и нести финансовые обязательства по их оплате.

P.S. Официальный запрос отправлен в МПС РК для разъяснения сложившейся ситуации.

Руководитель УЦ «GHKH-INFO»                              Алия Богаева

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ