
СИТУАЦИЯ: Жители дома по адресу Самал, 84 в городе Уральск в течение трёх лет пользовались водой без оплаты, не имея заключённого договора с водоснабжающей организацией. Причина техническая — несоответствие установленных счётчиков требованиям. Но если вчитаться в законодательство, становится очевидным: нарушены были нормы сразу нескольких актов, а последствия перекладываются на потребителей. Дом построен по заказу городского акимата, застройщиком выступила СК «Отдел Строй». В доме были установлены импульсные счётчики, но водоснабжающая организация ТОО «БатысСу Арнасы» отказалась их принимать на баланс, так как они не соответствовали требованиям о наличии дистанционной передачи данных, предусмотренным для новых объектов.
Результат — три года без договора. А значит, и без оплаты. Теперь жителям выставлен счёт за весь период. И хотя перерасчёт производится по архивным тарифам и без штрафов, сумма может оказаться значительной. Ссылка на ситуацию:
https://www.instagram.com/reel/DLCE9G_OyKV/?utm_source=ig_web_copy_link
РАЗБОР СИТУАЦИИ: Договор — обязательное условие оказания услуг. Согласно пункту 7 Правил пользования системами водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства РК от 28 февраля 2015 года № 163:
«Услуги по водоснабжению и водоотведению предоставляются на основании заключённого договора между услугодателем и потребителем».
Договор с физическим лицом считается заключённым с момента подключения к системе (п. 8). Однако в данном случае подключение состоялось, но из-за конфликта по типу счётчиков договор не заключили — нарушив тем самым сам принцип правового оказания коммунальных услуг.
Согласно Правилам выбора, монтажа и эксплуатации приборов учёта воды (приказ МНЭ РК от 28 августа 2015 г. № 621), в новых, строящихся и реконструируемых зданиях приборы учёта должны быть оснащены средствами дистанционной передачи данных (п. 22–23):
«Независимо от сроков строительства, объекты вводятся в эксплуатацию оснащёнными приборами учёта воды и элементами ИИС необходимой комплектности…»
Таким образом, ответственность за установку неподходящих приборов лежит на застройщике и заказчике — акимате.
Согласно Закону РК «Об обеспечении единства измерений» (от 7 июня 2000 года), к эксплуатации допускаются только приборы, соответствующие метрологическим требованиям и внесённые в реестр. «БатысСу Арнасы» обязано было либо аргументированно отказать, либо принять их с временными условиями.
На практике — всегда потребитель. Даже если счётчик не опломбирован, услуга оказывается, и долги накапливаются. А согласно пункту 30 Правил, неплательщикам могут ограничить подачу воды, но в случае Уральска этого не произошло. Почему? Потому что договор отсутствовал, и официального статуса «потребителей» у жильцов тоже не было. Абсурд, но это позволило временно игнорировать ответственность — пока не пришёл счёт.
На каком этапе — проектирования, экспертизы или реализации — были допущены нарушения, и кто должен нести ответственность за возникшие убытки:
- Акимат и застройщик – допустили установку устаревшего оборудования.
- Ресурсоснабжающая организация – не обеспечила альтернативный путь временного учёта.
- Контролирующие органы – не выявили проблему на этапе приёмки.
- Управляющая организация или КСК – не донесли до жильцов суть проблемы и её последствия.
- Сами жильцы – проявили правовую пассивность: не инициировали временный договор, не оспаривали действия, не откладывали средства на счёт
Вся ситуация демонстрирует кризис исполнения законодательства, а не его отсутствие. Правила, положения, нормы — всё есть. Но когда даже при наличии полной правовой базы дом три года живёт «вне закона» — это уже системный сбой.
Если государство не собирается покрывать долги жильцов за собственные ошибки, тогда необходимо:
- Признать ответственность заказчика строительства — акимата — за последствия.
- Требовать списания части задолженности, возникшей по вине чиновников и подрядчика.
- Установить обязательные процедуры временного подключения и учёта, если вопрос с приборами не решён.
- Укреплять юридическую грамотность жильцов: даже без договора вода не бесплатна.
Юридически всё предельно ясно: нет счётчика – платишь по нормативу, нет договора – не освобождает от оплаты. Но когда сам же государственный заказчик закладывает в проект устаревшие устройства, а акимат не обеспечивает замену — возникает главный вопрос:
Кто должен нести финансовую ответственность за чужие просчёты?
Ответ очевиден: точно не жители….но в конечном итоге платить всё равно придётся — если не по счётчику, то по нормативу. И это ляжет на плечи самих собственников. Пусть будет уроком для других подобных случаев.
Руководитель УЦ «ZHKH-INFO» Алия БОГАЕВА