Порядок обеспечения национальным институтом развития социальным жильем граждан, нуждающихся в жилище, по дате постановке и согласно доходам
Очередность предоставления гражданам жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного МИО в частном жилищном фонде, устанавливается статьей 74 Закона о жилищных отношениях.
Согласно п. 2 статьи 74 Закона о жилищных отношениях местные исполнительные органы района, города областного значения, города республиканского значения, столицы ведут раздельные списки учета нуждающихся в жилище из коммунального жилищного фонда или жилище, арендованном МИО в частном жилищном фонде:
1) ветеранов Великой Отечественной войны;
2) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
3) многодетных матерей, награжденных подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получивших ранее звание «Мать-героиня», а также награжденных орденами «Материнская слава» I и II степени, многодетных семей;
4) социально уязвимых слоев населения, указанных в подпунктах 1-1) – 5), 7), 8), 10) и 11) статьи 68 настоящего Закона;
5) государственных служащих, работников бюджетных организаций, военнослужащих, кандидатов в космонавты, космонавтов, сотрудников специальных государственных органов и лиц, занимающих государственные выборные должности;
6) граждан, единственное жилище которых признано аварийным в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан).
Распределение жилищ (вновь введенных в эксплуатацию или освобожденных жильцами) из коммунального жилищного фонда или жилищ, арендованных МИО в частном жилищном фонде, по раздельным спискам производится МИО района, города областного значения, города республиканского значения, столицы, в том числе с использованием программы централизованного учета распределения жилищ, пропорционально численности раздельных списков, а также списков нуждающихся в жилище, состоящих на учете в государственном предприятии и (или) государственном учреждении, государственных органах, указанных в пункте 3-1 статьи 67 Закона о жилищных отношениях, если иное не установлено Законом о жилищных отношениях или другими законодательными актами Республики Казахстан.
Государственные предприятия и государственные учреждения ведут списки очередности граждан Республики Казахстан, нуждающихся в жилище из жилищного фонда соответственно государственного предприятия и государственного учреждения.
Права граждан, включенных в указанные списки, признаются равными.
Исключение из общего правила очередности составляют: ветераны Великой Отечественной войны, дети-сироты, дети, оставшихся без попечения родителей, многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени, многодетные семьи.
Указанная категория граждан обладает первоочередным правом перед другими, включенными в данные списки на получение жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного МИО в частном жилищном фонде, если иное не предусмотрено Законом.
Также предусматриваются специальные правила по распределению жилищ (вновь введенных в эксплуатацию или освобожденных жильцами) из государственного жилищного фонда или жилищ, арендованных МИО в частном жилищном фонде. Так, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделяется не менее двадцати процентов от общего количества жилищ из коммунального жилищного фонда или жилищ, арендованных МИО в частном жилищном фонде. Объем предоставляемого многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившим ранее звание «Мать-героиня», а также награжденным орденами «Материнская слава» I и II степени, многодетным семьям арендного жилища без права выкупа определяется в соответствии с документами Системы государственного планирования Республики Казахстан.
Существующий механизм ведения очередности нуждающихся в жилье по категориям населения, имеющих инвалидность, сиротам, многодетным, не имеющим достаточного дохода, не достаточно прозрачен и проводится МИО без однозначного понимания пропорциональности и справедливости в удовлетворении жилищных запросов населения.
Согласно официальным данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики численность населения на 1 января 2020 года составила 18,6 млн. человек, в том числе городского населения 10,8 млн. человек (58,2%), сельского – 7,8 млн. человек (41,8%).
Ежегодно население страны увеличивается в среднем на 240 тыс. человек, или на 1,3% по отношению к предыдущему периоду.
Общий жилой фонд Казахстана на 2019 год составил 364,3 млн. кв.м., обеспеченность жильем в Казахстане в 2019 году выросла до 22,2 кв. м на одного проживающего. Наиболее высокий показатель обеспеченности в городах Нур-Султан (30,5 кв. м) и Алматы (28,0 кв. м.), наименьший – в Жамбылской (17,2 кв. м), Туркестанской (18,4 кв. м) областях. Однако показатель обеспеченности жильем не учитывает неравномерность распределения жилого фонда среди населения.
Ежегодный прирост количества граждан, состоящих в единой республиканской электронной базе очередников значительно превышает темпы строительства социального жилья. С 2012 года по 2019 год ежегодный прирост очередников составил порядка 50 тыс. человек, увеличившись за 7 лет в 3,7 раз — со 146,9 тыс. человек до 540,7 тыс. человек.
При текущих темпах строительства жилья, чтобы обеспечить жильем всех граждан, состоящих в единой республиканской электронной базе очередников, потребуется более 18 лет, и это без учета ежегодной рождаемости – порядка 400 тысяч детей, которым в будущем также будет необходимо приобрести жилье.
Помимо низких темпов строительства социального жилья, нарекание граждан вызывала непрозрачность процесса формирования и продвижения очередности при предоставлении МИО социальных квартир.
С другой стороны, рост количества очередников показал, что реализация целевых социальных программ поддержки граждан, нуждающихся в жилье, порождала иждивенческие настроения. Фальсификация документов, фиктивные разводы, отчуждение собственности, занижение доходов – подобные факты мошенничества не раз освещались в средствах массовой информации. МИО приходилось перепроверять достоверность предоставленных документов, отнесение заявителя к той или иной категории по несколько раз, что также замедляло процесс распределения жилья.
В целях реформирования текущей жилищной политики и внедрения инициатив необходимо разработать соответствующий законопроект.
В рамках предлагаемой новой модели распределение жилья среди нуждающихся будет осуществляться по дате постановки на учет (без учета приоритетных категорий) и уровня доходов заявителя.
Распределение жилья будет осуществляться по дате постановки на учет (только при распределении социального жилья в аренду) и уровня доходов заявителя (при распределении кредитного жилья) согласно Лестнице доступности жилья. Во втором случае будет применяться балльная система. Данные критерии будут применяться для новой базы ЦОЖ. А для текущих очередников критерий «Дата постановки на учет» при распределении кредитного жилья сохранится. С введением Закона граждане без жилья будут подавать заявки для включения в новую базу ЦОЖ.
При этом для каждой категории граждан в зависимости от уровня дохода будут предоставляться различные возможности по предоставлению жилья.
Лестница доступности жилья
Арендное жилье из частного жилищного фонда будет предоставляться очередникам сроком до 5 лет с возможностью продления при подтверждении статуса, нуждающегося в жилье.
За счет средств государственного бюджета планируется оплачивать ежемесячно до 80% от размера арендной платы очередников.
Например, при стоимости арендной платы 90 тыс. тенге в месяц, Банк, будет оплачивать до 72 тыс. тенге, а очередник будет платить оставшиеся 18 тыс. тенге.
Таким образом, граждане, включенные в базу ЦОЖ и, к примеру, получившие арендное жилье из частного жилищного фонда, в зависимости от своего дохода (ниже 1 ПМ), в дальнейшем при увеличении своего дохода могут участвовать в лестнице доступности жилья (кредитное жилье). Данные очередники остаются в очереди.
Арендные платежи очередников, проживающих в арендном жилье, построенном МИО, не подлежат субсидированию.
При получении арендного жилья, построенного МИО, очередник будет исключен из списка единой республиканской электронной базы очередников и базы ЦОЖ.
Повторное включение в базу ЦОЖ не допускается, граждане могут участвовать в государственных программах только 1 раз.
На каждую заявку будет формироваться «цифровой портрет семьи», раскрывающий доходы, имущество и активы заявителя. Данное нововведение позволит в полной мере применить принцип справедливого распределения социального жилья, учитывая все характеристики семейного положения: состав семьи, наличие в семье детей – инвалидов, людей с заболеваниями, количество членов семьи и т.д.
Подобный подход соответствует конституционным требованиям по обеспечению жильем социально уязвимых слоев населения. Так, согласно пункту 2 статьи 25 Конституции Республики Казахстан в Республике Казахстан создаются условия для обеспечения граждан жильем. Указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилье, оно предоставляется за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Таким образом, новая модель обеспечения социальным жильем граждан, нуждающихся в жилище, по дате постановки и согласно доходам позволит повысить прозрачность предоставления социальных мер поддержки, обеспечит равный доступ, а также благодаря лестнице доступности жилья создаст возможность охватить всех граждан, нуждающихся в социальном жилье.