- Какова основная миссия Конституционного Совета?
Ответ: В соответствии с положениями статьи 1 Конституционного закона «О Конституционном Совете Республики Казахстан» основной миссией Конституционного Совета является обеспечение верховенства Конституции на всей территории Республики.
При осуществлении своих полномочий Конституционный Совет самостоятелен и независим от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, подчиняется только Конституции Республики и не может исходить из политических и иных мотивов.
Совет осуществляет свои полномочия, руководствуясь Конституцией Республики и Конституционным законом «О Конституционном Совете Республики Казахстан», воздерживаясь от установления и исследования иных вопросов во всех случаях, когда это входит в компетенцию судов или других государственных органов.
- Какими нормативными правовыми актами регулируется деятельность Конституционного Совета Республики Казахстан?
Ответ: Статус, компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Совета определяются Конституцией Республики и Конституционным законом от 29 декабря 1995 года «О Конституционном Совете Республики Казахстан».
По вопросам организации и порядка своей деятельности, не урегулированным Конституцией и настоящим Конституционным законом, Конституционный Совет принимает регламент Конституционного Совета.
- Каков состав Конституционного Совета?
Ответ: Конституционный Совет состоит из семи членов, в том числе Председателя Конституционного Совета. Кроме этого, пожизненными членами Конституционного Совета являются по праву экс-Президенты Республики.
- В каком порядке формируется Конституционный Совет?
Ответ: Председатель Конституционного Совета назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики.
Два члена Конституционного Совета назначаются на должность Президентом Республики, по два члена Конституционного Совета назначаются по представлению председателей Палат Парламента соответственно Сенатом и Мажилисом Парламента. Половина членов Конституционного Совета обновляется каждые три года.
- Какие требования предъявляются к членам Конституционного Совета?
Ответ: В состав Конституционного Совета может быть назначен гражданин Республики не моложе тридцати лет, проживающий на территории Республики, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.
Указанные выше требования не распространяются на экс-Президентов Республики.
- Какой срок полномочий членов Конституционного Совета?
Ответ: Полномочия Председателя и членов Конституционного Совета длятся шесть лет.
В случае выбытия или истечения срока пребывания в должности Председатель и члены Конституционного Совета замещаются в порядке, установленном Конституцией и Конституционным законом.
Должности Председателя и членов Конституционного Совета замещаются в течение месяца со дня выбытия или истечения срока пребывания лиц в этих должностях.
Если срок полномочий Председателя или членов Конституционного Совета истекает в период рассмотрения с их участием вопроса, находящегося в производстве Конституционного Совета, то их полномочия сохраняются до вынесения итогового решения.
- Кто обладает правом обращения в Конституционный Совет?
Ответ: Согласно статье 72 Конституции правом обращения в Конституционный Совет наделены Президент Республики Казахстан, Премьер-Министр, Председатель Сената, Председатель Мажилиса, не менее одна пятая часть от общего числа депутатов Парламента, а также суды в соответствии со статьей 78 Конституции.
- Рассмотрение каких вопросов входит в компетенцию Конституционного Совета?
Ответ: Конституционный Совет по обращению Президента Республики Казахстан, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-Министра:
1) решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума;
2) рассматривает до подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики;
2-1) рассматривает на соответствие Конституции Республики принятые Парламентом и его Палатами постановления;
3) рассматривает до ратификации международные договоры Республики на соответствие их Конституции;
4) дает официальное толкование норм Конституции;
5) дает заключения в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 47 Конституции.
Конституционный Совет рассматривает обращения Президента Республики в случаях, предусмотренных подпунктом 10-1) статьи 44 Конституции, а также обращения судов в случаях, установленных статьей 78 Конституции.
- В какие сроки Конституционным Советом рассматриваются обращения?
Ответ: Конституционный Совет рассматривает принятое к производству обращение и выносит по нему итоговое решение в течение месяца со дня поступления обращения, который заканчивается в соответствующий день (число) следующего месяца. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
Месячный срок для принятия итогового решения по требованию Президента Республики, изложенному в письменной форме, может быть сокращен до десяти календарных дней, если вопрос не терпит отлагательства.
В случае объединения Конституционным Советом в одно производство связанных между собой обращений месячный срок, предусмотренный Конституцией для вынесения итогового решения, исчисляется со дня поступления последнего обращения.
- Основания принятия или отказа в принятии обращения к производству?
Ответ: Конституционный Совет, проверив обращение, отказывает в принятии обращения к производству и возвращает его, если
1) обращение не соответствует установленным Конституционным законом форме и содержанию обращения или исходит от ненадлежащего субъекта;
2) предмет обращения не входит в компетенцию Конституционного Совета;
3) конституционность указанного в обращении вопроса уже проверялась Конституционным Советом и имеется сохраняющее юридическую силу решение Конституционного Совета;
4) указанный в обращении вопрос не получил разрешения в Конституции;
5) акт, конституционность которого оспаривается, отменен или утратил силу.
11.На каком языке ведется конституционное производство?
Ответ: Конституционное производство осуществляется, а принимаемые Конституционным Советом решения излагаются на казахском либо русском языках.
Участвующим в конституционном производстве лицам, не владеющим языком конституционного производства, Конституционный Совет обеспечивает перевод на их родной язык или язык, которым они владеют.
- Как оформляются обращения в Конституционный Совет (форма и содержание)?
Ответ: Обращения в Конституционный Совет подаются в письменной форме.
В обращении должны быть указаны:
1) наименование Конституционного Совета;
2) наименование, местонахождение, адрес и иные необходимые данные об обращающемся;
3) наименование, адрес и иные данные о представителе обращающегося и его полномочиях, кроме случаев представительства по должности;
3-1) проект изменений и дополнений в Конституцию Республики, если в обращении ставится вопрос о даче заключения в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 91 Конституции;
4) наименование, местонахождение и адреса государственных органов, должностных лиц, подписавших или издавших акты, связанные с проведением выборов Президента, депутатов Парламента и республиканского референдума, в случае, если в обращении ставится вопрос о правильности их проведения;
5) наименование, дата принятия законов в случае, если в обращении ставится вопрос о соответствии Конституции республики законов, принятых Парламентом;
5-1) наименование, дата принятия постановлений Парламента и его Палат в случае, если в обращении ставится вопрос о соответствии постановлений Парламента и его Палат Конституции Республики;
6) наименование, дата и место подписания международных договоров республики, должностные лица, подписавшие их от имени Республики Казахстан или ее государственных органов, в случае, если в обращении ставится вопрос о соответствии Конституции международных договоров республики;
7) нормы Конституции республики, об официальном толковании которых ставится вопрос в обращении;
7-1) наименование, номер, дата принятия, источники опубликования и иные реквизиты закона или иного правового акта в случае, если в обращении ставится вопрос о рассмотрении вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции Республики;
8) наименование, местонахождение и адрес государственного органа, должностного лица, подписавшего или издавшего акт, наименование, номер, дата принятия, источники опубликования и иные реквизиты закона или иного нормативного правового акта в случае, если в представлении суда ставится вопрос о признании акта неконституционным, если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина;
9) наименование, состав образуемой Парламентом в соответствии с пунктом 1 статьи 47 Конституции комиссии и ее заключение; наименование, дата принятия и содержание актов, связанных с рассмотрением Парламентом вопроса о досрочном освобождении от должности Президента республики;
10) сведения о количестве депутатов, инициировавших вопрос об отрешении от должности Президента; сведения о результатах голосования в Палатах Парламента; сведения о результатах расследования выдвинутого против Президента обвинения; сведения о заключении Верховного Суда об обоснованности выдвинутого обвинения; наименование, дата принятия и содержание актов, связанных с рассмотрением Парламентом вопроса об отрешении от должности Президента республики;
11) сущность обращения;
12) иные факты, обстоятельства и доказательства, служащие основанием для обращения и подтверждающие его обоснованность;
13) нормы Конституции республики и настоящего Конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Совет;
14) перечень прилагаемых документов.
Обращение должно быть подписано надлежащим субъектом.
К обращению прилагаются:
1) копии текстов актов, на которые ссылаются субъекты обращения;
2) документы о полномочиях представителя, кроме случаев, когда представительство осуществляется по должности;
3) копии обращения и приложений к нему в количестве десяти экземпляров.
К документам, изложенным не на языках конституционного производства, должен быть приложен их перевод на казахский или русский язык.
- Каким образом граждане могут обращаться в Конституционный Совет?
Ответ: Конституционный Совет не обладает полномочиями по рассмотрению обращений физических лиц. Однако это не лишает их возможности защиты своих конституционных прав и свобод. Такое право может быть реализовано через суды Республики посредством заявления ходатайств об обращении суда в Конституционный Совет с представлением о признании закона или иного нормативного правового акта, подлежащего применению в данном деле неконституционным в соответствии со статьей 78 Конституции.
Согласно части 2 статьи 45 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан суд обязан приостановить полностью или в соответствующей части производство по делу в случае обращения суда в Конституционный Совет Республики Казахстан с представлением о признании неконституционным подлежащего применению в данном уголовном деле закона или иного нормативного правового акта, ущемляющего закрепленные Конституцией Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина. Суд по ходатайству сторон обязан приостановить полностью или в соответствующей части производство по делу, если Конституционным Советом Республики Казахстан по инициативе другого суда принято к производству представление о признании закона или иного нормативного правового акта, подлежащего применению по данному уголовному делу, неконституционным.
Аналогичная обязанность суда приостановить производство по делу установлена статьей 272 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, частью 3 статьи 7 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан и частью 3 статьи 8 Кодекса об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 29 декабря 2021 года «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан» в случаях, имеющих особое общественное значение, либо связанных с массовым нарушением прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Республики Казахстан, Уполномоченный по правам человека ходатайствует о направлении обращения в Конституционный Совет лицами, имеющими такое право в соответствии с Конституцией и Конституционным законом от 29 декабря 1995 года «О Конституционном Совете Республики Казахстан».
- В какой форме принимаются решения Конституционного Совета?
Ответ: Решения Конституционного Совета принимаются в форме:
1) постановлений, в том числе нормативных постановлений, являющихся составной частью действующего права Республики Казахстан;
2) заключений;
3) посланий.
- Юридическая сила решений Конституционного Совета?
Ответ: Итоговое решение Конституционного Совета вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и не подлежащим обжалованию. Порядок вступления в силу иных решений определяется Конституционным Советом.
- Каковы последствия итоговых решений КС?
Ответ: Законы и международные договоры Республики, признанные не соответствующими Конституции, не могут быть подписаны либо соответственно ратифицированы и введены в действие. Признание законов соответствующими Конституции возобновляет течение сроков их подписания. Признание международных договоров республики соответствующими Конституции возобновляет процесс их ратификации.
Изменения и дополнения в Конституцию Республики, признанные не соответствующими требованиям, установленным пунктом 2 статьи 91 Конституции Республики, не могут быть вынесены на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента Республики.
Законы и иные правовые акты, признанные неконституционными, в том числе ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, утрачивают юридическую силу, не подлежат применению и отменяются. Решения судов и иных правоприменительных органов, основанные на таком законе или ином правовом акте, исполнению не подлежат.
Выборы Президента Республики, признанные не соответствующими Конституции, решением Центральной избирательной комиссии на соответствующих избирательных участках (административно-территориальных единицах) признаются недействительными. Признание выборов Президента соответствующими Конституции влечет регистрацию избранного Президента Республики.
Выборы депутатов Сената и Мажилиса Парламента, признанные не соответствующими Конституции, решением Центральной избирательной комиссии в соответствующих административно-территориальных единицах и избирательных округах признаются недействительными. Признание выборов депутатов Сената и Мажилиса Парламента соответствующими Конституции влечет регистрацию избранных депутатов.
Результаты республиканского референдума, признанного не соответствующим Конституции, решением Центральной комиссии референдума на соответствующих участках голосования (административно-территориальных единицах) признаются недействительными. Признание проведенного референдума соответствующим Конституции влечет возобновление подведения итогов референдума.
Заключение о несоблюдении установленных конституционных процедур перед принятием Парламентом в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 47 Конституции соответственно решения о досрочном освобождении от должности, окончательного решения об отрешении Президента Республики влечет прекращение рассмотрения вопроса соответственно о досрочном освобождении от должности, об отрешении Президента. Заключение о соблюдении установленных конституционных процедур влечет продолжение рассмотрения вопроса соответственно о досрочном освобождении от должности Президента Республики, об отрешении от должности Президента Республики.
- Какой порядок исполнения решений Конституционного Совета?
Ответ: Конституционный Совет может определить порядок и сроки исполнения принятых им решений.
В случае если решение Конституционного Совета требует увеличения государственных расходов или сокращения государственных доходов, то Конституционный Совет определяет сроки исполнения принятых им решений по согласованию с Правительством Республики Казахстан.
О мерах, принятых во исполнение решения Конституционного Совета, сообщается ему соответствующими государственными органами и должностными лицами в срок, установленный Конституционным Советом.
Содержащиеся в решениях Конституционного Совета рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства подлежат обязательному рассмотрению уполномоченными государственными органами и должностными лицами с обязательным уведомлением Конституционного Совета о принятом решении.
- В каком порядке пересматриваются судебные решения, если закон признан неконституционным?
Ответ: Согласно Гражданскому процессуальному кодексу РК (далее — ГПК) судебные акты, основанные на законе или ином нормативном правовом акте, который признан Конституционным Советом Республики Казахстан неконституционным, исполнению не подлежат (часть 2 статьи 21 ГПК).
Решения, определения и постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (часть 1 статьи 455 ГПК).
Признание Конституционным Советом Республики Казахстан неконституционными законов и иных нормативных правовых актов, с применением которых вынесен судебный акт, относится к новым обстоятельствам и является основанием для пересмотра судебного акта (подпункт 3) части 3 статьи 455 ГПК).
В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РК (далее — УПК):
Уголовное дело подлежит прекращению, если введен в действие закон, отменяющий уголовную ответственность за совершенное деяние, либо в случае признания Конституционным Советом Республики Казахстан неконституционным закона или иного нормативного правового акта, подлежащего применению по данному уголовному делу, от которого зависит квалификация деяния как уголовного правонарушения (пункт 6) части первой статьи 35 УПК). Суд обязан отложить постановление приговора, если Конституционным Советом Республики Казахстан по инициативе другого суда принято к производству представление о признании закона или иного нормативного правового акта, подлежащего применению по данному уголовному делу, неконституционным (часть шестая статьи 390 УПК).
К ведению суда, кроме прочего, относится также и рассмотрение вопроса, связанного с исполнением приговора в случае признания Конституционным Советом Республики Казахстан неконституционным закона или иного нормативного правового акта, примененного судом при вынесении приговора (пункт 15) статьи 476 УПК).
Признание Конституционным Советом Республики Казахстан неконституционным закона или иного нормативного правового акта, который был применен судом при вынесении судебного акта, является основанием для возобновления производства по вновь открывшимся обстоятельствам (пункт 5) части второй статьи 499 УПК).
Днем открытия нового обстоятельства считается день принятия итогового решения Конституционного Совета Республики Казахстан о признании неконституционным закона или иного нормативного правового акта в случае, указанном в пункте 5) части второй статьи 499 УПК (пункт 2) части четвертой статьи 501 УПК).
В соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом РК (далее – АППК) решения судов, уполномоченных рассматривать административные дела, основанные на законе или ином нормативном правовом акте, признанном неконституционным, подлежат отмене (часть 4 статьи 7 АППК).
Судебные акты, основанные на законе или ином нормативном правовом акте, который признан Конституционным Советом Республики Казахстан неконституционным, исполнению не подлежат (часть 2 статьи 18 АППК).
Согласно Кодексу «Об административных правонарушениях» (далее — КоАП) решения судов и органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, основанные на законе или ином нормативном правовом акте, признанном неконституционным, исполнению не подлежат (часть 3 статьи 8 КоАП).
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению если закон или отдельные его положения, устанавливающие административную ответственность, или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению в данном деле об административном правонарушении, от которого зависит квалификация деяния как административного правонарушения, признаны Конституционным Советом Республики Казахстан неконституционными (пункт 4) части 1 статьи 741 КоАП).
Признание Конституционным Советом Республики Казахстан неконституционным закона или иного нормативного правового акта, который был применен в данном деле об административном правонарушении, является основанием для пересмотра постановлений, предписаний по вновь открывшимся обстоятельствам (пункт 5) части 2 статьи 852 КоАП). Срок для подачи заявления исчисляется со дня принятия постановления Конституционного Совета Республики Казахстан о признании неконституционным закона или иного нормативного правового акта, который был применен в данном деле об административном правонарушении (пункт 4) статьи 858 КоАП).
- В каких случаях решения Конституционного Совета подлежат пересмотру?
Ответ: Решение Конституционного Совета может быть пересмотрено им по инициативе Президента Республики Казахстан или по собственной инициативе в случаях, если:
1) изменилась норма Конституции, на основании которой было принято решение;
2) открылись новые существенные для предмета обращения обстоятельства.
В интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства решение Конституционного Совета подлежит пересмотру по инициативе Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы.
- Какую функцию выполняет Аппарат Конституционного Совета?
Ответ: Аппарат Конституционного Совета является государственным органом, выполняющим информационно-справочную, научно-консультативную и другую вспомогательную работу.
Аппарат Конституционного Совета является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения.
Деятельность аппарата Конституционного Совета регулируется законодательством Республики Казахстан, Регламентом Конституционного Совета и Положением об аппарате Конституционного Совета.
Работники аппарата Конституционного Совета являются государственными служащими.