Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищных отношений и реновации, а также дальнейшего развития столицы Республики Казахстан – города Астаны»

  1. Название проекта закона

Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищных отношений и реновации, а также дальнейшего развития столицы Республики Казахстан города Астаны» (далее — законопроект).

  1. Обоснование необходимости принятия проекта закона

Законопроект разработан во исполнение поручений:

— Президента Республики Казахстан от 4 марта 2016 года № 972-1, где указано: «Очереди в акиматах – рудименты советских времен. Надо продумать, чтобы все начали пользоваться арендным и жильем по линии жилстройсбережений. Те же средства можно перенаправить (без иждивенчества). Наш не совершенен. Проработать с акимами (Алматы и Астаны)».

— Премьер-Министра Республики Казахстан от 14 марта 2016 года № 20-36/5128//5059 касательно оптимизации очередников на жилье в местных исполнительных органах;

— Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Досаева Е.А. от 30 января 2018 года № 23-4/05-1895 дсп касательно расширения возможностей приобретения иностранцами жилья и другого недвижимого имущества в Республике Казахстан.

Таким образом, в рамках поручений предлагается оптимизация и сокращение категорий граждан, имеющих право на получение жилищ из государственного жилищного фонда или жилищ, арендованных местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, а также предоставление иностранцам, временно пребывающим в Республике Казахстан, права на приобретение в собственность квартир в многоквартирном жилом доме.

— Президента Республики Казахстан, данного по итогам совещания о социально-экономическом развитии города Астаны и ходе подготовки к празднованию 20-летия столицы от 5 апреля 2018 года № 18-01-7.2 касательно проработки вопросов, связанных с определением на законодательном уровне механизма выкупа земельных участков в соответствии с Генеральным планом, с учетом реальной стоимости за счет средств застройщиков, также с усовершенствованием нормативно-правовых актов, касающихся деятельности местного исполнительного и представительного органов в части усиления полномочий местных исполнительных и представительных органов в принятии НПА, регулирующих вопросы благоустройства и архитектуры города Астаны.

— Президента Республики Казахстан, данного по итогам совещания о социально-экономическом развитии города Астаны и ходе подготовки к празднованию 20-летия столицы от 5 апреля 2018 года № 18-01-7.2 касательно приостановления развитие индивидуальной жилой застройки в зонах первоочередного освоения города, формировать районы индивидуального жилого строительства только на окраинах города. До 1 августа 2018 года совместно с акиматом Акмолинской области проработать вопрос запрета строительства новых районов индивидуальной жилой застройки в 30 км пригородной зоне.

В этой части, законопроект направлен на определения на законодательном уровне механизма принудительного изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости с выплатой собственникам равноценного возмещения за счет частных застройщиков, на совершенствование и детализацию осуществляемых функций местного исполнительного и представительного органов столицы, а также на устранение законодательных пробелов и коллизий в действующем законодательстве регулирующих их деятельность и в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

 I. Оптимизация порядка предоставления жилища из коммунального жилищного фонда отдельным категориям граждан.

Касательно сокращения категорий получателей жилище из государственного жилищного фонда.

В соответствии со статьей 67 Закона «О жилищных отношениях» жилища из коммунального жилищного фонда или жилища, арендованные местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, предоставляются в пользование нуждающимся в жилье и состоящим на учете гражданам Республики Казахстан, относящимся к:

  1. инвалидам и участникам Великой Отечественной войны;
  2. детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей;
  3. социально уязвимым слоям населения, в том числе:

— инвалиды и участники Великой Отечественной войны;

— лица, приравненные к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны;

— инвалиды 1 и 2 групп;

— семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов;

— лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом Правительством Республики Казахстан;

— пенсионеры по возрасту;

— дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие двадцати девяти лет, потерявшие родителей до совершеннолетия;

— оралманы;

— лица, лишившиеся жилища в результате экологических бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— многодетные семьи;

— семьи лиц, погибших (умерших) при исполнении государственных или общественных обязанностей, воинской службы, при подготовке или осуществлении полета в космическое пространство, при спасании человеческой жизни, при охране правопорядка;

— неполные семьи.

  1. государственным служащим, работникам бюджетных организаций, военнослужащим, кандидатам в космонавты, космонавтам, сотрудникам специальных государственных органов и лицам, занимающим государственные выборные должности;
  2. гражданам Республики Казахстан, единственное жилище которых признано аварийным в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

По информации местных исполнительных органов количество граждан состоящих на учете постоянно увеличивается, так по состоянию на 1 июля 2018 года – 492 511 чел, из них инвалиды и участники ВОВ – 184, дети-сироты – 61 104, социально-уязвимые слои населения – 216 704, бюджетники, госслужащие, сотрудники специальных государственных органов – 212 103 чел, граждане с аварийным жильем – 2 416 человек.

Сравнительный анализ показывает, если на 1 января 2012 года перед введением Программы «Доступное жилье 2020» количество очередников составляло всего 147 тыс. человек, то в 2018 году – 492 тыс.человек, т.е. произошло увеличение количества очередников более чем в 3,3 раза.

В основном это связано с тем, что основные направления Программы были направлены на более полное обеспечение жильем именно очередников МИО, так из всего построенного жилья по линии АО «Жилстройсбербанк» — 50% предоставлялось очередникам, по линии АО «КИК» — 70%, по линии АО ФН «Самрук Казына» — 100% жилья, что повлияло на рост числа очередников. Нахождение для граждан в списке очередников стало привлекательным для получения более доступного по стоимости жилья и повлияло на стремление граждан встать в очередь.

Глава государства неоднократно в своих выступлениях отмечал, что бесплатное жилье должно предоставляться только социально-уязвимым слоям населения и действительно нуждающимся в жилье, так как в условиях рыночной экономики предоставление бесплатных жилищ всем способствует развитию в обществе иждивенческих настроений.

Настало время оптимизировать категории получателей жилья из государственного жилищного фонда для стимулирования населения в участии в программах по приобретению жилья в собственность, при этом возможность предоставления бесплатного жилья оставить только для тех категорий граждан, которые физически не могут накопить средства для приобретения жилья и их материальное положение не позволяет без поддержки государства обеспечить надлежащее содержание многоквартирного жилого дома, в том числе осуществлять накопления на его капитальный ремонт (социально-уязвимые слои населения).

Поэтому в целях повышения сознательности граждан, модернизации их сознания и искоренения иждивенческих настроений в обществе, предлагается пересмотреть категории граждан, имеющих право на получение бесплатного жилья от государства и изменение его правового режима.

В связи с этим, предлагается из действующих 19 категорий получателей жилище исключить следующие категорий:

— оралманы, так как согласно действующему законодательству Республики Казахстан статус оралмана прекращается после получения ими гражданства Республики Казахстан и по истечении одного года со дня получения статуса оралмана. Учитывая, что средний срок ожидания жилища по очереди составляет около 10 лет, статус оралмана за данный период утрачивается и на основании статьи 73 Закона РК «О жилищных отношениях» данные лица подлежат снятию с учета, что показывает нецелесообразность включения в очередь людей по данной категории. Вместе с тем, в соответствии с Законами Республики Казахстан «Об адресной социальной помощи», «О специальной государственной пособии в Республики Казахстан», Земельному Кодексу оралманам предусмотрены дополнительные льготы, пособия, подъемные выплаты, также выделение земельного участка для постройки индивидуальных жилых домов;

— военнослужащие и сотрудники специальных государственных органов ввиду того, что в соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам жилищных отношений», предусмотрен переход военнослужащих на механизм жилищных выплат. Указанный закон введен в действие с 1 января 2018 года, поэтому военнослужащих и сотрудников специальных государственных органов, как имеющих отдельный механизм обеспечения жильем, в целях исключения двойного учета в акимате и госоргане, необходимо исключить из списка очередников МИО;

лица, лишившиеся жилища в результате экологических бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также граждане, единственное жилище которых признано аварийным. В соответствии с Правилами предоставления жилищ гражданам, оставшимся без жилища в результате чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 ноября 2014 года № 1222, предусматривается специальный порядок для обеспечения их жилищем, таким образом указанную категорию предлагается также исключить из списка имеющих право как социально-уязвимые слои населения на получение жилья от государства.

Обрушение зданий и сооружений в соответствии с Законом «О гражданской защите» относится к чрезвычайной ситуации техногенного характера.

При этом, обрушение зданий, в том числе жилых является, как правило, следствием аварийного состояния соответствующих строений.

В соответствии со статьей 58 Закона «О жилищных отношениях» вред (ущерб), причиненный здоровью и имуществу физических лиц чрезвычайными ситуациями природного характера, возмещается в пределах необходимых для удовлетворения минимальных потребностей пострадавших в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

Построенное жилище предоставляется гражданам, оставшимся без жилища в результате чрезвычайной ситуации, в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

Жилище из государственного жилищного фонда предоставляется на безвозмездной основе гражданам, жилище которых в результате экологических бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Казахстан стало непригодным для проживания;

государственные служащие, работники бюджетных организаций, и лица занимающие государственные выборные должности в связи с тем, что указанные лица имеют стабильную и адекватную зарплату и возможность участия в льготных целевых программах по улучшению жилищных условий, в том числе по месту работы.

По информации АО «ЖССБК» количество вкладчиков постоянно растет, например если в 2012 году количество вкладчиков составляло всего 282 тыс. чел., то в 2018 году – 1 183 608 человек, из них количество очередников по республике имеющих жилстройсбережения – 129 060 человек, т.е. приблизительно 34,4% от общего количества очередников. Количество кредитов, выданных очередникам через АО «ЖССБК» составляет- 8 930 тыс. человек. По информации местных исполнительных органов по состоянию на 1 июля 2018 года по категории «государственные служащие, работники бюджетных организаций» количество получивших жилище составляет 1 444 человек, также показывает, что программные продукты АО «ЖССБК», имеющие более мягкие условия для очередников, находят своих потенциальных клиентов.

В целях реализации первой инициативы «Новые возможности приобретения жилья для каждой семьи», озвученной в Обращении Президента Республики Казахстан к народу «Пять социальных инициатив Президента», Национальным Банком Республики Казахстан разработана и утверждена Программа ипотечного жилищного кредитования «7-20-25. Новые возможности приобретения жилья для каждой семьи», где льготный кредит на покупку жилья предоставляются всем, кто не имеет жилище на праве собственности и готов выполнить несколько простых условий указанной Программы;

— кандидаты в космонавты, космонавт в соответствии со статьей 24 Закона РК «О государственных наградах» лица, удостоенные почетного звания «Қазақстанның ғарышкер-ұшқышы», имеют право на получение специального государственного пособия в размере, установленном законодательством Республики Казахстан. Согласно Закона РК «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан» лицам, удостоенным почетного звания «Қазақстанның Ғарышкер-Ұшқышы» назначается пособия в размере 138,63 месячного расчетного показателя (статья 7 данного закона).

Дополнительно космонавтам, удостоенным почетного звания «Қазақстанның ғарышкер-ұшқышы» (Летчик-космонавт Казахстана), устанавливается повышающий коэффициент в размере 2,9 к должностному окладу (статья 35 Закон РК «О государственных наградах»);

— неполные семьи, наиболее большая по численности категория — это социально-уязвимые слои населения, из которых только 102 397 человек со статусом «неполные семьи», в котором детей (ребенка) воспитывает один из родителей, в том числе разведенный, вдовый. Для того, чтобы встать в очередь на получение коммунального жилья среди молодежи отмечаются случаи фиктивных разводов.

Статистика показывает, что за последние пять лет наряду с ростом заключенных браков наблюдается увеличения роста расторжения браков, о чем свидетельствуют цифры: количество зарегистрированных браков с января 2013 года по январь 2018 года составило 763 367 браков, зарегистрированных разводов 265 478, т.е. примерно 35%.

Как показывает статистика, многие молодые семьи преднамеренно оформляют фиктивные разводы для приобретения статуса, дающего право на постановку в очередь и реальную возможность получить жилье, как «неполные семьи», при этом жить они продолжают со своими супругами.

— пенсионеры по возрасту, также считается наиболее многочисленной по численности категорией из социально-уязвимых слоев населения, которая составляет 19 466 человек по республике. Согласно Закону РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» назначение пенсионных выплат по возрасту производится мужчинам по достижении 63 лет, женщинам по достижении 58 лет.

Граждане до достижения общеустановленного пенсионного возраста на протяжении своего активного периода рабочей трудоспособности должны решать свои жилищные вопросы, путем участия в государственных программах, ипотеках, накоплений.

На сегодня в рамках Государственной программы жилищного строительства «Нұрлы жер» для социально-уязвимых слоев населения предоставляется льготный кредит на покупку жилья, однако учитывая пенсионный возраст, данная категория не подпадает под условия кредитования (ипотека). Поэтому, учитывая пенсионный возраст, категория «пенсионеры по возрасту» не могут в полной мере воспользоваться благами жилищных условий.

Необходимо отметить, что на сегодня лица, достигнутые общеустановленного пенсионного возраста и имеющие жилье на праве собственности, зачастую преднамеренно ухудшают свои жилищные условия путем отчуждения пригодного для проживания жилища, принадлежавшего им на праве собственности, планируя получить льготное (бесплатное) жилье от государства, тем самым порождают иждивенческое настроение среди людей пенсионного возраста.

Дополнительно можно отметить, что согласно статье 145 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье» трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.


Таким образом, предлагается оставить 8 категорий социально-уязвимых слоев населения для получения жилища из коммунального жилищного фонда, а именно:

1) инвалиды и участники ВОВ;

2) дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей;

3) лица, приравненные к инвалидам и участникам ВОВ;

4) инвалиды 1 и 2 групп;

5) семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов;

6) лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом Правительством РК;

7) многодетные семьи.

8) семьи лиц, погибших (умерших) при исполнении государственных или общественных обязанностей, воинской службы, при подготовке или осуществлении полета в космическое пространство, при спасании человеческой жизни, при охране правопорядка.

Исключение первоочередного права на получение жилища из государственного жилищного фонда.


В соответствии с действующим законодательством первоочередное право на получение жилища из государственного жилищного фонда имеют инвалиды и участники Великой Отечественной войны, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. При распределении жилищ из государственного жилищного фонда, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделяется не менее двадцати процентов от общего количества жилищ.

Учитывая, что из 19 категорий остаются только 8 категорий социально уязвимых слоев населения оставление прежнего первоочередного права на получение жилища из госжилфонда считаем нецелесообразным. Распределение жилищ предлагается осуществить пропорционально численностям раздельных списков 8-и категорий социально уязвимых слоев населения нуждающихся в жилище.

Основание для признания граждан, нуждающихся в жилище из государственного жилищного фонда.

Граждане Республики Казахстан, не имеющие в постоянном пользовании в данном населенном пункте жилища из коммунального жилищного фонда, признаются нуждающимися в жилище из государственного жилищного фонда, если:

  1. они не имеют жилища на праве собственности на территории Республики Казахстан при постановке на учет и на момент предоставления жилища из коммунального жилищного фонда или жилищного фонда государственного предприятия;
  2. они не имеют жилища на праве собственности в данном населенном пункте при постановке на учет и на момент предоставления жилища из жилищного фонда государственного учреждения;
  3. жилище, в котором они проживают, не отвечает установленным санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям;
  4. в смежных, неизолированных жилых помещениях проживают две и более семей;
  5. в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний (по списку заболеваний, утвержденному Правительством Республики Казахстан), при которых совместное проживание с ними в одном помещении (квартире) становится невозможным.

Для однообразного применения и единого толкования норм закона предлагается исключить три последние подпункта, так как должен быть один критерий для признания нуждаемости – отсутствие у гражданина жилища на праве собственности. Исключаемые подпункты при этом допускают наличие жилищ на праве собственности, что вызывает разночтения и разную правоприменительную практику.

Вышеуказанные предложения позволят упорядочить существующие очереди граждан, обеспечиваемых жильем из коммунального жилищного фонда и сократить соответствующие расходы бюджетных средств, направив их на льготное кредитование ипотечных программ, также обеспечить в первую очередь жилищем малоимущих граждан, то есть действительно нуждающихся в жилье.

В силу нормы статьи 77 Конституции Республики Казахстан законы ухудшающие положение граждан, обратной силы не имеют, поэтому все граждане Республики Казахстан состоящие в очередях по состоянию на день принятия Закона сохраняют своё право получить в пользование жилище из коммунального жилищного фонда или жилища, арендованные местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, но без права приватизации.

  1. Предоставление иностранцам прав на приобретение жилья в Республике Казахстан.

Конституцией Республики Казахстан и Гражданским кодексом установлено, что иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами.

Согласно статье 2 Закона «О правовом положении иностранцев» (далее — Закон):

иностранцами в Республике Казахстан признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства.

— лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства, признаются лицами без гражданства.

Постоянно проживающими в Республике Казахстан признаются иностранцы, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Казахстан, выдаваемое органами внутренних дел (статья 4 Закона).

К временно пребывающим иностранцам относятся иностранцы, находящиеся в РК на ином законном основании, а также признанные потерпевшими вследствие совершения в их отношении деяний, признаваемых в соответствии с Уголовным кодексом РК тяжкими или особо тяжкими преступлениями (статья 4 Закона).

Законом Республики Казахстан «О жилищных отношениях» предусмотрено, что «Иностранные юридические лица и иностранцы пользуются в Республике Казахстан правами и несут обязанности в жилищных отношениях наравне с юридическими лицами и гражданами Республики Казахстан, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, пользуются правами и несут обязанности в жилищных отношениях наравне с гражданами Республики Казахстан.»

Однако статьёй 9 Закона РК «О правовом положении иностранцев» оговорено, что в жилищных отношениях те же права и те же обязанности, что и граждане Республики Казахстан имеют только иностранцы, постоянно проживающие в Республике Казахстан, а таковыми признаются иностранцы, получившие на то разрешение и документ на право постоянного проживания в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

Временно пребывающие в Республике Казахстан иностранцы имеют лишь право пользования имущественными и личными неимущественными правами на основаниях и в порядке, установленном законодательством и международными договорами Республики Казахстан.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством приобретение права собственности на жилище иностранцами временно пребывающими в РК не допускается, хотя в иных государствах приобретение квартиры иностранцем не проживающим в стране обычное явление.

Вместе с тем, необходимо отметить что в соответствии со статьей 23 Земельного кодекса РК в частной собственности иностранцев, лиц без гражданства (без уточнения режима проживания) и иностранных юридических лиц могут находиться земельные участки, предоставленные под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для их обслуживания в соответствии с назначением, за исключением земель, предназначенных для ведения товарного сельскохозяйственного производства и лесоразведения. Не допускается предоставление в частную собственность иностранцам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельных участков, расположенных в пограничной зоне и пограничной полосе Республики Казахстан.

Предоставление права приобретения квартир временно прибывающим иностранным гражданам частично исключит существующую правовую коллизию и приведет к повышению инвестиционной привлекательности Республики Казахстан.

Вопрос предоставления жилья иностранцам, в том числе временно пребывающим в страну, проработан совместно с заинтересованными государственными органами (КНБ РК, МВД РК, ГП РК, МЮ РК, МИД РК, МДРиГО, МФ РК, МНЭ РК, акиматы г.г. Астана и Алматы) с учетом интересов национальной безопасности и социальных аспектов жилищного законодательства.

По итогам совещания приняты следующие решения:

— предоставить иностранцам, временно прибывающим в стране право приобретать в собственность жилище в форме квартиры в многоквартирном жилом доме. Это требование позволит избежать массового выкупа жилых домов временно пребывающими иностранцами домов с земельными участками;

— в порядке пилотного проекта предоставить вышеуказанное право только в городах Астана и Алматы. Данное требование обосновано тем, что на сегодняшний день Астана и Алматы являются главными туристическими и деловыми направлениями в Казахстане, и основная масса платежеспособных иностранцев сосредоточена именно в этих городах. В последующем, с учетом опыта пилотных городов можно будет разрешать приобретать жилье в других областях и городах, где больше всего сконцентрированы иностранцы;

— квартиры для продажи иностранцам должны быть не менее 100 квадратных метров, что позволит привлекать состоятельных иностранцев, (потенциальных инвесторов) и исключит их участие в приобретении квартир экономкласса, которые пользуются спросом среди населения страны;

— данное право предоставить только иностранцам из стран ОЭСР (таблица № 1) и ЕврАзЭс (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия) с которыми имеется соглашение о безвизовом режиме. В начале, предлагается предоставить данное право только вышеуказанным странам, от которых имеется наименьший риск миграционных потоков;

— предоставить маслихатам городов Астана и Алматы право устанавливать порядок проживания в этих городах для иностранцев, временно пребывающим в стране (по количеству квартир приобретаемых ими в одном доме или жилом комплексе).

Таблица 1

Министерство инвестиций и развития РК

Реализация предлагаемых изменений возможна путем внесения соответствующих поправок в Законы Республики Казахстан «О правовом положении иностранцев», «О статусе столицы Республики Казахстан» и «Об особом статусе города Алматы».

Источник:
портал Министерства инвестиций и развития РК

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ