В процессе многочисленных жилищных реформ в Казахстане нас на каждом шагу преследуют курьезы. Последний пример старательного отношения государственных органов коснулся председателей КСК, которые добросовестно исполняют свои обязанности до сих пор.
Но нет ничего вечного. Как и все люди, председатель КСК не только хочет, но и часто вынужден по объективным причинам покинуть свою должность. Раньше этот вопрос решался просто — переизбранием председателя в установленном порядке. Однако, этот процесс был настолько «модернизирован», что стал фактически неработоспособным.
Казалось бы, смена председателя юридического лица — это простой процесс, состоящий из нескольких шагов:
- Провести собрание собственников, на котором будет принято решение, зафиксированное в протоколе.
- Подать заявление через сайт Egov.kz с использованием ЭЦП юридического лица.
- Получить подтверждение от участников процесса.
Но вот что произошло: несмотря на наличие всех необходимых документов и соблюдение всех процедур, услуга по смене председателя была отклонена.
Причина? Государственный орган указал, что при проверке юридического лица КСК, например, «Ромашка», в государственной базе данных регистрации недвижимости (ГБД РН) не был найден регистрационный код адреса (РКА). Проблема в том, что многие КСК, созданные еще в 1997 году, регистрировали свои юридические адреса на жилые дома, акиматы и другие строения, которые к настоящему времени могут уже не существовать.
Государственная база данных РКА просто не видит таких «динозавров», поскольку в современном Казахстане «неприлично» иметь юридическое лицо с историей существования с 1997 года.
Для членов КСК это означает следующее:
- Необходимо внести изменения в Устав КСК по местонахождению юридического лица. Для этого нужно снова провести собрание и утвердить новый адрес.
- Подать заявление через Egov.kz для государственной регистрации изменений и дополнений в учредительные документы.
Но и тут возникает проблема: уполномоченный орган сообщает, что данная услуга не предоставляется кооперативам собственников квартир.
Круг замкнулся, и получен очередной отказ, на этот раз — в изменении Устава.
Итог: «низы не могут — верхи не хотят». Подать заявление на бумажном носителе также не получится, ведь мы занимаемся цифровизацией. Хотя «мы» — это не «они», и кто чем занимается, на этом примере очевидно.
Что делать председателю? Видимо, подавать в суд на Департамент юстиции.
История знает много примеров бардака, но чтобы в результате жилищных реформ должность председателя КСК стала несменяемой на законных основаниях — этого даже противники КСК не ожидали.
Очевидно, что в процессе продления срока существования данной организационно-правовой формы снова забыли внести изменения в очередной приказ и открыть окно для внесения изменений в Устав КСК.
Председатель по неволе не может надеяться на назначение временной управляющей компании, так как его КСК находится в Алматы, где местные власти саботируют закон в части установления минимального тарифа на управление и содержание общего имущества, не утверждая его уже несколько лет по известным только им основаниям.
С другой стороны, законодатели предлагают ввести административную ответственность за невыполнение обязанностей со стороны руководителей органов управления. Такая полу-каторга: уйти не дают, а денежными штрафами пугают. При таком подходе, к концу жилищной реформы желающих работать не останется. О развитии и говорить не приходится.
Просим считать данную статью официальным запросом СМИ, адресованным Министерству юстиции Республики Казахстан, с целью получения алгоритма действий по смене председателя КСК.
Директор ТОО «КОНДОМИНИУМ» А.Рубцов
Директор ТОО «Сертификационный Центр ЖКХ» С. Тарасенко