Смотреть на всё происходящее через призму ЖКХ и вредно и полезно одновременно.
С одной стороны, люди, работающие в отрасли, возможно зациклены, на своих проблемах, но с другой стороны они замечают то, что многие пропускают.
Читая в выходной день интервью Максима Шевченко на «Эхо Москвы», прочитал интересные выводы о системе ЖКХ и системе содержания общедомового имущества в России.
В частности, автор говорил, что за последние годы в России создана: «…оффшорная система экономики, которая не только не уменьшилась, несмотря на задачи, которые ставились в свое время… Но сейчас все оффшорное: ЖКХ оффшорное почти всё.
У вас хозяин ЖКХ Сибири сидит там, в Австралии — Мельниченко, — постоянно думает, как ему третью яхту за 800 миллионов евро построить».
Эти выводы о многом говорят в свете последних действий законодателей направленных на внесение изменений в жилищное законодательство страны.
Всё общество обсуждает ОСИ (Объединение Собственников Имущества) и то, как собственники будут справляться со своим бременем содержания имущества. Однако, многие не знают и не говорят, что ОСИ, если и будет создан, большую часть денежных средств будет оплачивать в пользу сервисной компании и эта пропорция будет не меньше 70% от общего количества денежных средств.
При этом все деньги сервисной компании — это её доход и чем больше консолидация этого дохода, тем целесообразнее, оптимизация расходов.
Если посмотреть на Россию, там консолидация активов, состоящих из жилых домов, передаваемых на обслуживание в управляющие компании не приводит к улучшению их обслуживания.
Оказалось, что гораздо выгоднее завозить мигрантов и использовать их в качестве дворников, сантехников и прочих мало оплачиваемых специалистов.
При этом, все сливки снимаются учредителями и выводятся за границу, о чём нам и рассказал уважаемый эксперт из России.
Теперь посмотрим на ситуацию в Казахстане. У нас в настоящее время ситуация иная. Большая часть форм управления контролируется собственниками из числа председателей ПКСК, ПК и иных форм управления.
При этом, из-за наличия реальной возможности выбора формы управления и возможности её изменения, собрать под своё управление в управляющую компанию большое количество вторичного жилого фонда в республике не получилось ни у кого, хотя попытки предпринимались и просчитывалось сколько и чего можно будет консолидировать.
Новые жилищные комплексы, управляемые компаниями так или иначе связанными с застройщиками, также постоянно норовят выйти из-под управления, и крупных компаний в этом сегменте в стране совсем не много.
Всё это в совокупности делает невозможным консолидацию активов и все деньги на содержание жилья остались в Казахстане и тратятся внутри страны.
Однако, с принятием новых поправок возникнет возможность консолидации активов в управляющие компании по обслуживанию жилых домов, если в этом будет оказана весомая поддержка от государства.
От части, данная поддержка оказана с введением минимального необходимого тарифа на содержания жилья который будет устанавливаться местным Маслихатом и будет устанавливать реальную величину денег на содержание жилья.
Теперь необходимо будет провести работу с населением по заключению договоров с нужной УК и под информационную пропаганду наведения порядка передать всю сервисную деятельность в руки уполномоченных или как угодно их называйте компаний, которые по вышеописанной Российской схеме смогут оптимизировать расходы и спокойно выводить деньги в офшор.
Быть может автор сгущает краски, однако слишком всё это напоминает схему работу нашего северного соседа.
В своё время работники КСК уже столкнулись с массовым наплывом трудовых мигрантов из Узбекистана, и нам стоило немало трудов убедить всех участников рынка, что нам нужны только местные кадры, как бы тяжело не приходилось при этом.
Ценность казахстанской системы содержания общедомового имущества в её децентрализации и отсутствия заинтересованности председателей КСК в извлечении выгоды при содержании дома.
Изменяя главный принцип надлежащего содержания дома, на максимальное извлечение прибыли, собственник превращается в законную мишень для извлечения дохода, со стороны сервисных и управляющих компаний.
Призываю подумать об этом, и сделать всё возможное, чтобы избежать симптомов оффшорной экономики в КСК.
Читайте нас на сайте www.gkhsp.kz
Председатель Ассоциации КСК г. Алматы
Рубцов А.А.