Этим бизнесом смогут заниматься только юридические лица.
Состояние лифтовой отрасли не раз подвергалось критике. По оценкам экспертов, одна из проблем, которая сдерживала развитие этого рынка, – отмена лицензирования компаний, обслуживающих лифты. В интервью корреспонденту «Капитал.kz» президент ОЮЛ «Национальная ассоциация лифтовиков Казахстана» Ержан Игибаев рассказал, как трансформируется лифтовой бизнес.
— Сколько производителей лифтов, лифтового оборудования в Казахстане?
— У нас в стране 4 завода по производству лифтового оборудования: в Акмолинской области и в Алматы, Усть-Каменогорске и Павлодаре. В данный момент в Алматинской области, в городе Талгар на территории 1 га, компания «Казлифт» готовит к запуску высокотехнологичный казахстанско-корейский лифтовой завод. Предполагаемая локализация местного содержания превысит 51%, производственная мощность завода составит более 600 лифтов в год. Можно говорить о том, что местное отраслевое производство постепенно развивается.
— Как изменился объем производства лифтов за 2-3 года?
— По нашим данным, за три года в стране местными производителями выпущено более 400 лифтов. По сравнению с 2018 годом объем производства увеличился на 10%.
Объем производства в Казахстане был бы в несколько раз больше, если бы не существующие проблемы, с которыми столкнулись производители лифтов. Один из препонов – отсутствие эффективной государственной системы по поддержке местных производителей лифтов.
К примеру, согласно приказу №255 министра по инвестициям и развитию РК от 29 апреля 2017 года, проекты, финансируемые за счет госинвестиций, должны использовать только строительные материалы, оборудование, изделия и конструкции казахстанского производства. Однако фактически данный приказ не всегда работает, так как при возведении объектов, финансируемых за счет государства, используются лифты белорусского и китайского производства.
Вторая проблема – это «жесткая» конкуренция со стороны производителей бюджетных лифтов из Китая и Беларуси и низкое доверие со стороны крупных частных застройщиков к продукции местных производителей. При этом у казахстанского рынка есть потребность в местном лифтовом оборудовании, которое можно было бы использовать при модернизации лифтов с истекшим нормативным сроком эксплуатации. Между тем, сейчас нашей ассоциацией совместно с НПП «Атамекен» разрабатывается комплекс мер по поддержке местных отраслевых производителей лифтов, на площадке ФНБ «Самрук-Казына»создан проектный офис по импортозамещению.
— У нас в стране осуществляется только сборка лифтов?
— К сожалению, пока полного цикла производства лифтов в Казахстане нет. Это связано с тем, что у нас неразвиты смежные отрасли производства: не налажен выпуск электродвигателей, редукторов, электронных станций управления, электронных систем безопасности. Впрочем, ежегодно объем локализации местными производителями лифтов увеличивается.
— Насколько производство лифтов прибыльно?
— Для открытия производства лифтов с неполным циклом необходимо вложить более 600 млн тенге, с дальнейшей капитализацией в зависимости от потребности рынка. Прибыль с одного произведенного лифта в среднем составляет 15% от себестоимости. При этом процесс производства лифтов очень трудоемкий, требующий применения труда квалифицированного технического персонала, – пока на рынке дефицит таких кадров.
— В какой степени казахстанский рынок зависим от импортных лифтов?
— Основными поставщиками лифтового оборудования к нам в страну являются Китай, Южная Корея, Турция и Беларусь. Стоимость самого простого пассажирского лифта на 9 этажей одного из известных брендов обычно стартует от 9 млн тенге. Цена аналогичного лифта местного производства начинается от 7 млн тенге. Ценник на лифты зависит от страны-производителя, грузоподъемности, этажности, дополнительных опций.
— Насколько лифтовой фонд Алматы изношен?
— Сейчас в отделе контроля лифтового оборудования управления жилищной политики Алматы на учете состоит более 11 тыс. лифтов, из которых более 4 тыс. с истекшим сроком эксплуатации. Такие «токсичные» лифты установлены в жилых фондах. Из 11 тыс. лифтов свыше 1200 требуют модернизации.
Проблемы в лифтовой отрасли начались в 2012 году, когда было отменено лицензирование для тех компаний, которые осуществляют монтаж лифтов. Это привело к тому, что на рынке появились недобросовестные и непрофессиональные обслуживающие и монтажные компании, поставщики лифтового оборудования. Зачастую они не имеют необходимой технической базы.
В погоне за дешевизной многие КСК, не проверяя «портфолио» таких субъектов рынка, их профессиональную квалификацию, заключают с ними договоры на обслуживание лифтов. В результате в Казахстане все чаще стали ломаться лифты, способствуя возникновению чрезвычайных ситуаций.
Также одна из проблем, которая существует на рынке, – несовершенный механизм отбора поставщиков по сервисному обслуживанию лифтов на сайте госзакупок. Зачатую через эту площадку тендер выигрывают недобросовестные участники рынка, которые демпингуют по ценам. В результате цена предложения услуг таких игроков рынка оказывается ниже рентабельной. Это негативно отражается на качестве предоставляемых ими услуг.
Еще одна проблема, которую хотелось бы обозначить, – импорт в Казахстан лифтов, собранных нелегальными цехами в Китае, которые выпускаются под брендом известных марок. Такие лифты продаются по ценам ниже заводских аналогов, они имеют низкое качество сборки, сомнительный рабочий ресурс. После установки в жилом доме таких лифтов, в первую очередь, страдают жители, которые вынуждены нести существенные затраты, связанные с заменой данного оборудования.
— Кто отслеживает состояние лифтов?
— За техническим состоянием лифтов должны следить собственники лифтового оборудования, председатели КСК и управляющие компании. Они обязаны предпринять все меры для того, чтобы предотвращать умышленную порчу лифтового оборудования. Дело в том, что зачастую при скачках напряжения происходит компьютерный сбой, при котором лифт в штатном режиме спускается на заданный этаж. При этом у некоторых пассажиров создается иллюзия падения лифта, и они начинают паниковать. При аварийной остановке лифта многие пассажиры совершают грубую ошибку, они начинают самовольно выбираться из кабины лифта. При этом повреждают оборудование лифта и ставят под угрозу свою жизнь.
— Часто ли фиксируются случаи летального исхода пассажиров лифтов?
— К счастью, за последнее 10 лет в Алматы не было зафиксировано ни одного случая с летальным исходом пассажиров лифта. В Казахстане до последнего трагического случая, произошедшего в городе Актобе, связанного с гибелью молодой девушки, все предыдущие аварийные ситуации с участием лифтов заканчивались в основном травмами пассажиров.
На тот момент произошедшая трагедия в Актобе вызвала большой общественный резонанс и определенное недоверие к лифтовому оборудованию страны. Отметим, на проблемы лифтовой отрасли обратил внимание и Нурсултан Назарбаев. После чего в апреле 2018 года на совещании под руководством вице-министра по инвестициям и инфраструктурному развитию Ускенбаева Кайрбека было принято резонное решение разработать национальный стандарт, в том числе по лифтам для лиц с ограниченными возможностями. Эти стандарты также оговаривают определенные требования к специалистам, устанавливающим лифтовое оборудование, сервисным, монтажным лифтовым организациям.
Считаю, что исполнение национального стандарта является обязательным для входа в лифтовой бизнес. Остановлюсь на некоторых требованиях: теперь производитель лифтов, не являющийся резидентом государства – члена ЕАЭС, должен иметь своего представителя в Казахстане. При этом представитель будет нести с производителем ответственность за соответствие лифтового оборудования стандартам на период гарантийного срока. Производитель обязан обеспечить представителя электронными системами тестирования, комплектующими и запчастями на период гарантии и после: в течение пяти лет. Появились также требования к владельцам оборудования, обслуживающим лифты.
— Какие законодательные инициативы обсуждаются?
— Сейчас в Мажилисе парламента рассматривается вопрос об обязательном применении национальных стандартов. По инициативе нашей ассоциации в проекте закона исключена деятельность субъектов предпринимательства в форме ИП. Лифтовым бизнесом смогут заниматься только юридические лица. Уполномоченные отделы при акиматах будут наделены надзорными функциями по обеспечению безопасности лифтов.
Считаю, что при рассмотрении проекта Закона «О гражданской защите» необходимо внести изменения в законодательство и предусмотреть жесткую административную ответственность за несоблюдение участниками рынка требований национальных стандартов, а также рассмотреть возможность введения механизма саморегулирования.
Источник: kapital.kz