Вот уже ровно год, как Атырау руководит новый градоначальник. Корреспондент «АЖ» задал ему ряд волнующих горожан вопросов
В ТАРИФ ЗА МУСОР ВОЙДЁТ ЕГО СОРТИРОВКА
– Мейрим Жоламанович, февральский снегопад, как это водится в Атырау, нагрянул «неожиданно» для акимата и коммунальных служб со всеми вытекающими для населения последствиями. Не надоело ли каждый год наступать на одни и те же грабли, вызывая негодование горожан? Какие сделаны выводы и можете ли гарантировать, что подобное не повторится?
– Выводы, однозначно, сделаны, хотя стоит учитывать, что сильный снегопад в Атырау – явление нечастое. Такое обильное количество снега выпало впервые за последние семь лет. В любом регионе случается не присущая ему, аномальная погода. Еще один немаловажный факт в том, что город за последние 10 лет сильно разросся, а спецтехники по-прежнему мало. Замечу также, что у нас 6500 улиц, и за сутки полностью их расчистить невозможно, для этого потребуется 3 тысячи единиц техники. Несмотря на все это, первые дни, с 3 по 5 февраля, люди и техника справлялись. Проблемы создал второй снегопад с метелью, когда местами толщина снега доходила до 80 см. Тем не менее, я считаю критику населения и акима области в свой адрес оправданной. Теперь методы и алгоритм действий будем менять. Уже принято решение о приобретении в этом году новой спецтехники на 300 миллионов тенге, частично за счет бюджета, частично – ТОО «Спецавтобазы», которому рекомендовано пересмотреть свою инвестиционную программу и заложить туда соответствующие финансовые средства. Купленную на бюджетные деньги технику как раз направим в пригород. В Кайыршахтинском сельском округе, например, нет ни одной спецмашины.
– Означает ли пересмотр инвестиционной программы рост тарифа?
– Мы сейчас говорим о саночистке города, а за нее «Спецавтобазе» платит бюджет. Население производит оплату только за вывоз твердо-бытовых отходов – это другая услуга.
– В прошлом году построен мусороперерабатывающий завод ТОО «Гринситиклининг», чьи владельцы утверждают, что без повышения тарифа на ТБО работать невозможно. Завод этот – 100% частный бизнес. Построен на инвестиции и банковский заем, вывозом мусора не занимается. Поэтому есть мнение, что частник намерен через увеличение «спецавтобазовского» тарифа гасить свой кредит за счет населения. Какова позиция акимата по этому вопросу?
– Скажу сразу, что мнение это ошибочное. Во-первых, Экологический кодекс запретил с 1 января утилизировать ТБО без предварительной сортировки. В связи с этим и был построен мусоросортировочный завод. Да, это частный бизнес, поскольку акимат не имеет права на бюджетные деньги строить сортировочный комплекс. Статьи расходов такой просто не существует.
Во-вторых, предлагаемое для физлиц увеличение тарифа за вывоз ТБО (527,83 тенге для жителей благоустроенного жилья и 594,36 тенге для неблагоустроенного) не предусматривает погашение чьих бы то ни было кредитов.
В-третьих, цифры эти взяты не с потолка. Расчеты произведены специализированным учреждением «Ерай Сервис» по договору с нашим отделом ЖКХ и на основании подпункта 7 пункта 4 статьи 365 Экологического кодекса, согласно которому размер тарифа должен переутверждаться каждые 6 лет в соответствии с инфляционными процессами.
Действующий сейчас тариф при норме мусора 1 кубометр на человека рассчитывался лет восемь назад, а сейчас она составляет 2,4 кубометра на человека – то есть объем вывозимого «Спецавтобазой» ТБО увеличился в два с половиной раза. Соответственно, и тариф должен расти, ведь он позволит улучшить санитарное состояние города и пригородных населенных пунктов, купить новую технику, контейнеры для раздельного сбора ТБО, обустроить современные мусорные площадки, а также повысить зарплату рабочим. Насколько увеличим тариф – настолько и улучшится работа «Спецавтобазы». А что касается «Гринситиклининг», то в этот тариф включены сортировка, переработка и захоронение отходов, но никоим образом не погашение кредита.
Не только в Атырау, но и в других областях растет тариф. В Алматы он уже составляет 553 тенге, в Уральске – 496, в Семее – 470, в Актау – 504 тенге. На очереди остальные регионы.
Действующая мусорная свалка полностью себя изжила, она просто опасна, поэтому будем ее рекультивировать. Поэтому рядом с сортировочным комплексом готовим 15 гектаров для нового полигона. Атырау, после Астаны и Алматы, третий город в стране, где есть такой современный сортировочный комплекс, и его надо запускать. Вот такая моя позиция.
Новый тариф в ближайшие дни обсудим на заседании Общественного совета, а после выборов передадим на утверждение новому составу маслихата. Отмечу, что обязательно будет учтено озвученное на общественных слушаниях предложение помочь многодетным и малоимущим, чтобы новый тариф не бил их сильно по карману.
– То есть «Гринситиклининг» все равно имеет касательство к тарифу, только через «другую дверь». А каким образом этот завод собирается возвращать заемные средства?
– Они же будут часть отсортированного мусора продавать: металл, пластик, картон…
– Владельцы завода в соцсетях уже выразили сомнения относительно успешной реализации мусора…
– Этот вопрос лучше им задать. В любом бизнесе есть риски….
«В ОТКЛЮЧЕНИЯХ СВЕТА ВИНОВАТЫ ЧАСТНЫЕ ПОДСТАНЦИИ»
– Как известно, часть городского электрохозяйства находится на балансе АО «Атырау Жарык», часть – на балансе горакимата. Будет ли у них один владелец?
– Если мы передадим все находящиеся на балансе акимата подстанции в ведение «Атырау Жарык», то у него увеличатся расходы на их содержание, и автоматически поднимется тариф. Так что вовсе не обязательно, чтобы все трансформаторы и линии, построенные за счет государства, находились на балансе частника. Деньги на их обслуживание ежегодно выделяет бюджет, есть у нас и своя аварийная бригада.
Проблема в другом. В городе есть 1662 частные трансформаторные подстанции (ТП), принадлежат они различным юридическим лицам, питают объекты торговли, производственные базы и т. п. Из них только 193 юрлица имеют договор с «Атырау Жарык» на техническое обслуживание своих ТП, а о состоянии подавляющего большинства подстанций можно только догадываться.
Еще лет 8 назад инспекция атомного и энергетического надзора имела полномочия ежегодно проверять эти ТП и выписывать предписания их владельцам об устранении выявленных нарушений. Но потом эти полномочия убрали в рамках защиты бизнеса от множества проверок, большинство предпринимателей этим воспользовались, не проводят на своих ТП ежегодный энергоаудит, не ремонтируют их и вообще не несут никакой ответственности. В результате из-за них страдают тысячи горожан!
Есть у нас 216-ый фидер – длинная линия, которая питает густонаселенные поселок Томарлы с микрорайоном Коктем. На этом фидере «сидят» 70 частных подстанций, и когда хотя бы на одной из них случается аварийная ситуация, то без света сидят все и ждут, пока аварийная бригада отыщет проблемную ТП! Именно такой инцидент случился в первый же день снегопада.
В связи с этим две недеи назад нами и АО «Атырау Жарык» принят план мероприятий, в рамках которого начали проверять все эти частные подстанции. При обнаружении нарушений выписываем предписания, в случае невыполнения его в установленный срок – «отрезаем» от энергоснабжения. На сегодня проверили свыше ста ТП, выписали 76 предписаний, и эта работа продолжится до конца года. Пользуясь случаем, хочу обратиться к владельцам ТП, чтобы они не дожидались проверяющих и привели свои подстанции в порядок.
– На протяжении ряда лет на улицах областного центра устанавливают светодиодные светильники. Что это за программа и сколько на нее выделено средств?
– Программа, начатая в 2017 году, состоит из шести этапов и реализуется посредством ГЧП. В прошлом году закончили уже четвертый этап, который охватил 188 улиц, где теперь установлено свыше 5008 светильников, и приступили к пятому, самому объемному этапу. Он охватит 377 улиц общей протяженностью 270 км. А в конце года начнем этап шестой, заключительный, после чего в 2024 году 95% улиц в Атырау и пригороде будут иметь качественное современное освещение. Если говорить о суммах, то, к примеру, инвестиционные затраты четвертого этапа (с учетом разработки ПСД, строительно-монтажных работ, авторского и технического надзора) составили 4,8 млрд тенге. На пятый этап выделяется около 9 млрд тенге. Работы ведет крупная квазигосударственная компания «БатысТранзит», которая в течение 5 лет обязуется производить полное техобслуживание и замену светильников. Они, кстати, имеют систему диммирования, которая позволяет управлять интенсивностью освещения.
Этим проектом можно по праву гордиться. В Казахстане нет ни одного города, где бы велись столь масштабные работы по освещению.
Кроме того, в прошлом году приобрели 2500 LED-светильников, которыми заменили старые люминисцентные на улицах Пушкина, Досмухамедова, в Старом городе и селе Еркинкала, в микрорайонах Самал и Балауса. В этом году закупим еще полторы тысячи для замены освещения на набережной.
РЕНОВАЦИЯ ДАЕТ СБОЙ?
– В прошлом году стартовала программа реновации, согласно которой до 2026 года планируется снести 236 ветхих домов. Появились ли потенциальные застройщики, сколько домов уже снесли?
– Главная цель этой программы – улучшить жилищные условия горожан, проживающих в ветхих и аварийных домах и зачастую в ужасных условиях. Всех их разом переселить за счет бюджета возможности нет, потому и предложили реновацию с участием субъектов частного бизнеса. Но есть проблемы…
Как вы знаете, для переселения необходимо стопроцентное согласие всех собственников. На сегодня таким образом полностью освободили четыре ветхих дома, но два других оказались проблемными. Один возле драмтеатра, а второй по улице Сырыма Датова. И там, и там нашлись люди, которые не удовлетворены предлагаемым жильем, торгуются, просят определенные суммы. Конечно, это их право, но это сильно тормозит нашу программу. Ее задача, повторюсь, улучшить условия, а не обогатить кого-то. Те же, кто согласился, только выиграли от этого, получив новые квартиры с большей квадратурой в новых домах.
– Почти полностью идет под снос Жилгородок, неужели его никак нельзя сохранить?
– Дома этого микрорайона сильно обветшали, но жилгородской полуостров пока не интересует инвесторов из-за малых площадей участков. Что касается сохранности… Знаете, там есть два заброшенных дома по улице Ондасынова, в народе их прозвали «паровозики». И в этом месяце мы хотим посредством аукциона предложить данные два участка тем, кто захочет отстроить на их месте новые дома, причем в аналогичном ретростиле. Посмотрим, найдутся ли желающие.
Кроме того, со стороны владельца ресторана «Башня» есть заинтересованность взять в доверительное управление архитектурный памятник – жилгородскую водонапорную башню. Ее можно привести в порядок и сделать туристически привлекательный объект, но, главное, не менять исторический внешний вид.
– Какие новости о возможном сносе старинных купеческих домов в исторической части города?
– Снос старой части города в этом году продолжится, на 130 домов подготовлены документы по отчуждению земельных участков. Но исторической застройки это не коснется, поскольку еще не провели историко-культурную экспертизу старинных зданий – данный вопрос решается на областном уровне.
– Скоро снесут недостроенный и заброшенный киноконцертный зал, а ведь рядом находится его «собрат»-долгострой – банно-оздоровительный комплекс. Какова его судьба?
– Его тоже демонтируют, а на месте этих двух объектов будут построены новые здания.
– Приведен ли в порядок пришедший в запустение Ретро-парк, который вернули в госсобственность еще осенью 2021 года?
– Да, в прошлом году полностью отремонтировали вышедшую из строя систему полива, благодаря чему удалось сберечь часть зеленых насаждений. Частично подключили фонтаны, и в ближайшее время работы продолжатся. Кроме того, два здания на территории Ретро-парка планируем до лета передать предпринимателям в доверительное управление под кафе или выставочный центр.
ЕРИК МОСТОВОЙ ЗАКАТАЮТ В АСФАЛЬТ
– Когда продолжится дальнейшая реконструкция набережной, и насколько уменьшилась ее многомиллиардная стоимость?
– Проект еще разрабатывается. Как уже сообщалось, мы акцентируем внимание на тех участках береговой линии, где вообще отсутствует набережная, так как от жителей микрорайонов Атырау, Ардагер и других поступают коллективные жалобы, что река постепенно размывает берег, подбираясь к их домам. Подробнее о проекте можно будет говорить после завершения его разработки, а пока планируем обсудить реконструкцию на совете урбанистики. Мы решили создать его после недавней встречи с молодыми ребятами, исследователями развития городской среды.
– В этом году акимат намерен решить многолетнюю проблему с ериком Мостовым. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.
– Ерик Мостовой представляет собой открытый тип дренажа. О том, почему он не функционирует, много говорили и писали в прессе, поэтому не буду заострять на этом внимание, а расскажу, как предлагается его реанимировать.
Во-первых, русло ерика можно использовать для проведения коммунальных сетей – в первую очередь, канализационных, чьи коллекторы соединят со строящейся правобережной КОС. В результате, к этой сети можно подключить микрорайоны Нурсая, Самал, Атырау и Старый город.
Во-вторых, проложить по дну ерика линии магистрального поливочного водопровода – летом он обеспечит технической водой густонаселенный частный сектор.
В-третьих, оборудовать на определенных участках ерика резервуары для сбора стекающей воды с последующей ее транспортировкой на очистные сооружения.
Всё это мы указали в техническом задании и, таким образом, ерик Мостовой реконструируется в закрытый тип дренажа, поскольку в конечном итоге он со всеми коммуникациями окажется под асфальтом. Созданные таким образом свободные площади – а это огромная территория! – используем под общественные места: скверы, парки, велодорожки, а загородную часть ерика – под объездную автодорогу.
Вот такое наше предварительное видение. В настоящее время объявлен тендер по определению проектной компании, к которому уже проявили интерес ряд отечественных и зарубежных институтов.
– А как продвигается затянувшийся проект со строительством пешеходных эстакад?
– Он был задуман довольно-таки давно, и из пяти эстакад установили только одну – на Сатпаева. А другие вряд ли станем устанавливать. По крайней мере, не такого типа. Объясню почему. Вот, например, один надземный мостовой переход хотели построить напротив железнодорожного вокзала, где всегда многолюдно из-за близости рынка «Дина». Но теперь вместо эстакады там установили современный светофорный объект, который отлично справляется, регулируя как людской, так и транспортные потоки.
В других местах, где предполагалось строить надземные переходы, тоже светофоры поставили. Возведение одной эстакады обходится в 700-800 миллионов тенге, а установка одного светофора всего в четыре миллиона, поэтому лично я считаю нецелесообразным тратить на такие мосты деньги, в Атырау хватает и других проблем.
– На проектно-сметную документацию и начало работ вбухали, по самым скромным подсчетам, несколько сотен миллионов, и, получается, напрасно. Оказывается, можно просто поставить светофор!
– Скажу так: город быстро меняется, поэтому некоторые принятые ранее решения становятся неактуальными.
– Городские окраины, новостройки, пригород помимо коммунальной инфраструктуры нуждаются в спортивных и культурных объектах. Мне кажется, что в этом плане они сильно обделены.
– Полностью с вами согласен. Для людей вне зависимости от места проживания – городской центр это или пригород – условия должны быть одинаковыми. В связи с этим еще в прошлом году мы начали проектировать Дома культуры и спорткомплексы для пригородных населенных пунктов, где таковые отсутствую
По моему поручению акимы всех сельских округов согласовывали эти проекты с населением, и я был приятно удивлен, поскольку люди, особенно молодежь, приняли активное участие в обсуждении. С учетом их предложений в некоторые проекты вносились коррективы, скоро их передадут на госэкспертизу.
Новые ДК на 300 и 200 мест появятся в Кенозекском и Алмалинском сельских округах, в сёлах Атырау и Дамба. Физкультурно-оздоровительные комплексы – в Еркинкале, Алмалы, микрорайонах Жулдыз и Коктем.
Помимо этого, готова ПСД на строительство спортивных и детских площадок в поселках Береке, Алмалы, Акжар-2, Аксай-2, Жанаталап, Кайыршахты, Кенозек, Курмангазы и Кызылбалык. В Дамбе в прошлом году успели построить, остальные – в текущем году. Это будут не какие-нибудь маленькие площадки, а целые открытые комплексы с освещением, системой видеонаблюдия, скверами и скамейками для отдыха. Уверен, что они станут центрами притяжения для людей всех возрастов.
ГДЕ ВЗЯТЬ УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ НОВЫХ ШКОЛ?
– Недавно вы пообещали ликвидировать трехсменное обучение в школах. Раньше многие градоначальники грозились решить эту проблему, но воз, как говорится, и ныне там. Поэтому откуда, простите, такая уверенность?
– Сейчас в Атырау 11 школ-«трехсменок» и, чтобы их разгрузить, построим 11 новых школ. В микрорайоне Балауса учебное заведение уже распахнуло свои двери. В течение года откроем школу №1 (вместо аварийной), в микрорайонах Бирлик-2, Коктем, Орлеу, Еркинкала-2, Акжар-2, поселке Жанаталап, а также селе Талгайран на 900 мест, которая возводится на средства КТК.
Кроме того, по президентской программе «Жайлы мектеп» в этом году начнется строительство еще пяти школ: в микрорайонах Жулдыз-2, Жулдыз-3, Аксай-2 на 900 мест каждая, в поселке Береке на 1200 мест и Сары озек (Черная речка), откуда дети многие годы вынуждены ездить на учебу в школу №4. Все эти учебные заведения планируем открыть в следующем году.
И еще три школы планируем построить – близ драмтеатра, в Лесхозе и Зарослом на 2000 мест каждая, в связи с чем будут снесены два обширных гаражных массива в районе бывшего хлебозавода и по улице Канцева. Сейчас ведется работа с собственниками гаражных помещений.
В истории города такого объема школьного строительства еще не было. Конечно, проблема трехсменок решится. Автоматически меньше станет и нагрузка на общественный транспорт. Тысячи школьников будут учиться в непосредственной близости от дома, необходимость ездить на учебу в разные уголки города отпадет. Кстати, знаете, почему некоторые автобусные маршруты, несмотря на возмущение горожан, имеют зигзагообразный характер? Сделали это специально для детей, чтобы охватить микрорайоны, где совсем нет или мало школ. Откроем новые школы – маршруты пересмотрим.
– А вообще, в чём проблема пригласить грамотного специалиста, «вооружить» его статистическими данными по демографии, миграции, износу действующих школ, и он сделает расчёты – сколько ежегодно нужно строить и открывать учебных заведений? А далее – просто своевременно выделять средства…
– У нас раньше велся анализ по прописке, но когда в прошлом году классные руководители стали выяснять фактическое место жительства каждого ученика – картина кардинально поменялась! Некоторые принятые до меня решения даже пришлось отменить. Например, на Баймуханова хотели построить большую школу, потому что №№22 и 24 переполнены. Но я же знаю, что Привокзальный не застраивается, и демографического роста там быть не может. Стали выяснять – оказывается, это учатся дети из микрорайонов Жулдыз, Аксай, даже из Дамбы приезжают.
Тут другая проблема вырисовывается. Многие родители по-прежнему предпочитают отдавать детей в русские классы, поэтому сколько бы мы школ ни построили, если там не будет классов с русским языком обучения, то количество учеников в школах не уменьшится. Например, если в Нурсае BINOM откроют без русской смены, то 16, 17 и 30-я школы так и останутся «трехсменками». Отмечу, что у нас и так не хватает более 200 учителей, из которых 80% – в русскоязычные классы. Так что одним строительством школ проблему не решить, нужны кадры, и сейчас мы стараемся заранее отрегулировать этот вопрос.
«ЦЕНАМ ПРИКАЗАТЬ НЕВОЗМОЖНО»
– В начале февраля премьер-министр РК Алихан СМАИЛОВ на заседании правительства назвал неэффективной работу акиматов по сдерживанию цен на социально значимые продукты. Как это прокомментируете?
– Начнем с того, что цена формируется рынком – это аксиома. Чтобы стоимость продуктов питания была приемлемой, невысокой, в Атырауской области должны быть свои производители. Причем в достаточном количестве. Мы же на 80% зависим от других регионов Казахстана и даже от других стран, и здесь акимат регулировать цены не может.
Форвардные контракты, оборотная схема и другие меры поддержки аграриев пригорода, которые мы сформировали – этого пока недостаточно. Стабилизационный же фонд на рынок не влияет, его доля ничтожно мала, процента три-четыре. Продукты из стабфонда главным образом целенаправленно покупают малоимущие, граждане с низкими доходами. И каких-либо других механизмов у нас нет. Поэтому, ударив кулаком по столу, приказать ценам «стоять» невозможно.
– Почему списка социально значимых продуктов с установленными на них предельными ценами нет в открытом доступе?
– Насколько мне известно, эта информация носит гриф «для служебного пользования».
– Это абсурдно и, возможно, просто незаконно! Получается, люди не знают, по каким ценам им обязаны продавать продукты.
– Данный вопрос лучше адресовать в управление сельского хозяйства, это их компетенция. Но еще раз отмечу, что назначаемыми сверху предельными ценами их рост не остановить, а причины я озвучил выше.
ПРО КРИТИКУ, ЗАРПЛАТУ И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
– А теперь неожиданный блиц. Во сколько начинается ваш рабочий день, и когда он заканчивается?
– В 8 утра начинается и продолжается до 8-9 вечера.
– Читаете ли вы соцсети?
– Да, Facebook, Instagram. Не только читаю, но и лично отвечаю на вопросы пользователей.
– На чём добираетесь на работу и обратно домой?
– На служебной автомашине.
– Когда последний раз пользовались общественным транспортом?
– В прошлом году один горожанин в соцсети предложил мне проехаться в 57-ом маршруте. Там, в автобусе, я с ним встретился, он высказал все претензии. После этого был принят ряд мер по улучшению работы общественного транспорта.
– Чем занимаетесь в свободное время?
– Стараюсь больше времени уделять семье.
– Занимаетесь ли вы спортом?
– Да, для поддержания формы.
– Где предпочитаете проводить отпуск?
– В Казахстане.
Какая зарплата у акима города?
– Свыше 800 тысяч тенге, с вычетом всех обязательных отчислений.
– Какую оценку вы бы дали своей собственной работе за год?
– Пусть ее дадут горожане.
– Как вы относитесь к критике в свой адрес?
– К конструктивной критике отношусь очень хорошо.
– Есть современная поговорка: «Общественное мнение – это мнение тех, кого не спрашивают». Влияет ли мнение горожан на принимаемые вами решения?
– Конечно, влияет. Например, маршруты общественного транспорта изменили именно с учетом мнения населения.
– Как вы относитесь к тому, чтобы акимов всех уровней не назначали «сверху», а выбирал народ?
– Положительно.
– Спасибо за интервью.
Лев ГУЗИКОВ