Согласно Закону РК «О жилищных отношениях», необходимо «Установить, что для кооперативов собственников помещений (квартир), потребительских кооперативов собственников квартир, нежилых помещений, потребительских кооперативов статьи 45, 46, 47, 48 и 51 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» сохраняют свое действие до 1 июля 2022 года.
Статья 42 гласит: Формы управления объектом кондоминиума
- Собственники квартир, нежилых помещений для управления объектом кондоминиума, финансирования его содержания и обеспечения сохранности общего имущества объекта кондоминиума обязаны выбрать одну из форм управления объектом кондоминиума:
1) объединение собственников имущества;
2) простое товарищество многоквартирного жилого дома (простое товарищество).
Почему отсутствует альтернатива, разве мы не в правовом государстве живем?
И почему если людей устраивает действующая форма управления домом их ограничивают только двумя формами, тогда как их больше.
Согласно Конституции, в которой Казахстан провозгласил себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями являются человек, его жизнь, права и свободы. Так почему же эти права ущемляются и загоняются в определенные рамки.
И чем ближе эта дата, тем изощреннее методы продвижения несостоявшейся реформы.
Мы как информационный портал мониторим ситуацию вокруг закона с самого начала.
Одними из первых начали предоставлять информацию о предстоящей реформе. С этой целью провели множество конференций, вебинаров, выпустили несколько полезных для широкого круга читателей брошюр. Наш учебный центр проводит повышение квалификации с дальнейшей сертификацией руководителей управляющих органов ЖКХ. Запустили курсы для председателей ОСИ и собственников.
Удивительные метаморфозы происходят в отрасли ЖКХ. И одно из самых интересных, что ещё в 2018 году на международной конференции в презентации от ПРООН была озвучена информация по количеству домов в РК – 80 000, заметьте — 2018 год. В прошлом 2020 году количество домов уменьшились до 54 000, а буквально недавно директор департамента регионального развития и методологии АО «Казцентр ЖКХ» Абдикаримов М.Ж. озвучил цифру – 50 000, и при этом оказывается, что на новые формы управления перешли 28% МЖД. Но вот какой, интересный факт, что по данным комитета строительства и жилищно-коммунального хозяйства МИИР РК на октябрь 2021 года количество жилищ – 89 102.
А еще вот какую информацию обнаружила «По данным Комитета статистики РК, в 2019 году жилищный фонд страны насчитывал 2,3 миллиона домов, из них более двух миллионов – частные. Многоэтажек – 314 тысяч домов. Большая часть из них расположена в Карагандинской (42,3 тысячи.), Алматинской (35,9 тысячи) и Восточно-Казахстанской (31,7 тысячи) областях.»
АО «КАЗЦЕНТР ЖКХ» — почему так разнятся данные разных источников, кому верить?
Теперь если говорить о созданных ОСИ и ПТ, согласно инфографике АО «Казцентра ЖКХ», у нас по всему Казахстану процесс идет полным ходом, а в некоторых даже завершен.
Мы бывали в Актау, Атырау, Уральске, Павлодаре, Шымкенте, Туркестане, а также практически во всех областях страны есть наши коллеги, проходившие обучение и принимающие активное участие на наших мероприятиях. И мы прекрасно владеем ситуацией в областях, и она недостоверная.
Почему предоставляя информацию о количестве созданных ОСИ и ПТ, АО «Казцентр ЖКХ» не мониторит и не показывает количество действующих ОСИ и ПТ.
И кто ответит за нарисованные, подогнанные цифры?
Почему не показать и не рассказать с какими проблемами сталкиваются новые формы управления, кроме того, что им не передают документы, деньги, дома. Спросите почему?
Можем вспомнить в каком состоянии передавались дома в период приватизации и становления КСК. Всё ЖКХ управлялось через систему Минжилкомхоза, плюс Минэнерго, а городским жилым фондом заведовали домоуправления, охватывающих многие десятки, а то и сотни многоквартирных домов. Реформа ЖКХ 1996 года собственно, свелась к тому, что государство разом отказалось от бюджетного финансирования, а домоуправления были директивно перерегистрированы в КСК. Тогда, государство ушло как от финансовой, так и организационной ответственности за жилищно-коммунальное хозяйство, оставив этому хозяйству приспосабливаться как-то самому. Кому делегировали полномочия по обслуживанию и содержанию домами, кто-то учил управлению, содержанию, кто проводил какие-то курсы для начинающих?
В настоящее время под лозунгом «всё ваше, сами управляете» дома передаются самим собственникам, а готовы ли собственники?
В новых ЖК вероятнее всего получится, то как быть со вторичным жильем, у многих из которых тарифы были от 15,00 тенге. И где взять столько желающих управлять домами, со знанием специфики сервиса и управления домами?
Если в той же Германии на которую мы отчасти равняемся, выбрав форму управления «один дом-один счет», одним из основополагающих было проведение капитального ремонта до передачи на приватизацию, тогда как у нас дома отпущены были в «свободное плавание» в том состоянии котором они были, вплоть до того, что брошены были и водопроводы, и коммунальные сети. И кстати до сих пор есть такая проблема, на примере Наурызбайского района, где район вошел в город, а сети остались на переферии.
Мне удалось лично встретиться с руководителями разных форм управления, в разных городах. Вся информациях в статьях:
https://gkhsp.kz/predsedatel-ksk-shkolnik-v-i-naumov-k-rabote-nado-podhodit-po-hozyajski/
https://gkhsp.kz/roza-uruntaevna-almeneva-predsedatel-ksk-nadezhda-g-almaty/
https://gkhsp.kz/predsedatel-ksk-eto-ne-professiya-eto-obraz-zhizni/
https://gkhsp.kz/zapadnyj-kazahstan-malaya-rodina-vstrecha-s-upravlyayushhimi-mzhd/
https://gkhsp.kz/luchshij-v-g-almaty-pksk-samal/
https://gkhsp.kz/domkom-kak-prodolzhenie-zhilishhnoj-reformy-na-yuge-kazahstana/
https://gkhsp.kz/forma-upravleniya-ksp-kooperativ-sobstvennikov-pomeshhenij-progress/
Все прошли непростой путь становления, справлялись как могли и у них это получилось, без помощи местных исполнительных органов и государства в целом.
В настоящий момент со стороны разработчиков прозвучало, что обязуются помочь отремонтировать фасад и крыши за счет бюджета местных исполнительных органов, если они создадут ОСИ, так ли это увидим позднее.
Недавно один из жильцов посетовал: «Мы перешли в ОСИ, и все что нам сделали так это покрасили подъезд ядовито вонючей краской и теперь всем показывают наш подъезд после перехода из КСК в ОСИ, мы не этого ждали», это отчасти является показателем реформы.
Зачем обманывать себя и тем более других?
И когда некоторые ассоциации, отдельные люди начинают в сети выкладывать фото каких-то заброшенных, страшных подвалов, то очень хочется спросить, почему сами собственники всё это время терпели этот беспредел? Значит их это устраивало.
А может потому, что мало кто интересовался чем заняты «кскшники», на собрания не ходили, участие в содержании общедомового имущества не принимали, должников в доме терпели. Что мешало поменять такого председателя?
Но пытаться всех подвести под одну «гребенку» — крайне непорядочно. Есть те, кто по-хозяйски профессионально ведет свою деятельность, и те, кто пришел потому, что больше некому было взять ответственность за дом и его отношение к дому и к работе было соответственное.
Реформе почти два года — какими результатами можно похвастаться:
- Количеством созданных, но не действующих ОСИ/ПТ
- Споры между собственниками
- Скандалы из-за дележа детских и спортивных площадок
- Шлагбаумы вокруг дома
- Нападки на председателей КСК
- Куча судебных исков относительно созданных ОСИ в нарушение закона
- В одном доме два ОСИ на одном фундаменте
- Одно ОСИ на одном земельном участке 5 разных домов с разными фундаментами
- Подтасовка подписей при создании ОСИ
- Отсутствие кворума
- Война с собственниками нежилых помещений и многое другое.
Вместо улучшения жизни собственников получили массу негатива.
И это, несмотря на то, что были выделены немалые бюджетные средства на цели «Повышение инвестиционной привлекательности сектора ЖКХ», расходы по бюджетной программе предусматривались на:
- Разработку и организацию обсуждения концепции нового закона «О жилищных отношениях».
- Разработку нормативно-правовых основ и апробирование в пилотном режиме Декларации о разграничении индивидуальной и общей собственности в МЖД; установление границ и режима использования земельного участка объекта кондоминиума.
- Разработку и пилотную демонстрация стандартов жилья для Казахстана.
- Разработку нормативно-правовых основ и апробирование в пилотном режиме формирования величины эксплуатационных расходов на содержание объекта кондоминиума с учетом текущих расходов на оказание жилищно-коммунальных услуг и накоплений на ремонт.
- Разработку нормативно-правовых условий для функционирования управляющих компаний и обеспечения бесперебойного и качественного оказания жилищно-коммунальных услуг в МЖД, включая соответствующие требования и нормативы, а также новые/обновленные правила оказания коммунальных услуг, правила пользования тепловой и электроэнергией и прочее.
Итого расходы составили за 2017-2018 год – 650 791 000 тнг. (https://budget.egov.kz)
ничего нового и привлекательного собственник не получил, более того тарифы на расходы содержания жилья так и не предложили, как, впрочем, и многое другое из обещанного по бюджетной программе.
Вопросов много-ответов нет. Почему?
Кто наконец-то обратит внимание на несостоявшуюся жилищную реформу, проведёт тщательное расследование и призовет к ответственности тех, кто допустил этот беспорядок.
Главный редактор Алия Богаева