В г. Алматы прошло обучение в рамках обучающих семинаров по системе оценивания результатов обучения образовательных программ, который проводился в рамках проекта Всемирного Банка «Оказание консультационных услуг по определению параметров измерения результатов обучения образовательных программ», реализуемого компаниями Steinbeis GmbH (Германия) и Autus Global Limited (Ирландия).
Система образования РК является частью национальной системы квалификации и разрабатывает образовательные программы, основываясь на Национальную рамку квалификаций (НРК), отраслевые квалификационные рамки (далее – ОРК) и профессиональные стандарты (далее –ПС). В 2011 году в Международной стандартной классификации образования (далее МСКО) официально было дано определение понятия формального образования: институционализированное, целенаправленное, спланированное при участии государственных организаций и признанных государством частных организаций образования, что, в целом, составляет систему формального образования страны
Взаимосвязь компонентов профессионального стандарта и содержания профессиональных модулей по квалификациям ТиПО в учебных планах и программах определена следующим образом
Независимая сертификация профессиональных навыков и подтверждение квалификации Оценка профессиональных навыков и подтверждение квалификации проводится независимыми центрами сертификации (НЦС), организованными отраслевыми ассоциациями работодателей. Например, создан НЦС для туризма. У данных центров есть свои собственные ориентиры, они работают с колледжами над соответствием образовательных программ этим стандартам.
В сфере здравоохранения сертификация специалистов регулируется Правилами проведения сертификации специалиста в области здравоохранения, подтверждения действия сертификата специалиста в области здравоохранения, включая иностранных специалистов, а также условия допуска к сертификации специалиста в области здравоохранения лица, получившего медицинское образование за пределами Республики Казахстан. Сертификация специалистов в области здравоохранения проводится согласно Перечню специальностей и специализаций, утвержденных уполномоченным органом согласно пункту 1 статьи 27 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения». Согласно Реестру центров сертификации специалистов НПП РК «Атамекен», на текущий момент функционируют 40 центров сертификации. По мнению НПП РК «Атамекен» РК, основными заказчиками на сертификацию должны быть отраслевые объединения работодателей и работников по соответствующим профессиям.
НПП РК «Атамекен» считает, что целью создания сертификационных центров должна стать не только сертификация выпускников колледжей, а в первую очередь, работающих и неработающих специалистов отраслей, самостоятельно повысивших профессиональную квалификацию или желающих подтвердить свой уровень квалификации. С целью регулирования ситуации и создания прецедента на рынке, создания сообществами/ассоциациями работодателей органов сертификации, Национальной палатой предпринимателей было решено аккредитовать отраслевые сертификационные центры на первом этапе (1-5 лет) перед аккредитацией указанных центров по требованиям международного стандарта СТ РК ISO17024-2012. Реализация и использования инструментов НРК.
В ходе прохождения обучения были даны рекомендации по формированию целей и результатов обучения на уровне образовательной программы и модуля, на программном уровне, инструментарий контроля и оценивания результатов обучения, формирование формулировок при написании результатов обучения на уровне образовательной программы. Даны примеры преимущества использования таксономий, категоризирующих результаты обучения, в организациях разных уровней образования.
По завершению каждого дня обучения, все обучающиеся, выполняли домашнее задание по заданной теме. Снова погрузиться в процесс обучения чего- то нового было крайне увлекательно и интересно.
В ходе обучения ознакомились с системой образования Шотландии, Германии и Южной Кореи.
Отличительной чертой систем профессионального образования и обучения в европейских странах – Германии и Шотландии – является его организация в форме дуального обучения (Германия), в котором ведущая роль отводится обучению на рабочем месте (на предприятии), и широкое вовлечение компаний в образовательные программы через этапы обучения на рабочем месте в этих компаниях (Шотландия) – аналог дуального обучения Германии.
В рамках преобразований процессов признания образования и использования результатов обучения в системе НРК РК рекомендуется:
- Создать центр по развитию и координации работы НРК, что позволит: – разработать оптимальную модель обучения в течение всей жизни, позволяющую осуществлять оценку и признание результатов и квалификаций формального, неформального и информального образования;
— сформировать национальное видение по развитию навыков и обучению на протяжении всей жизни;
— повысить информированность всех заинтересованных сторон о преимуществах обучения и развития навыков.
- Следует законодательно закрепить понятие «информальное образование» и идентифицировать понятия «дополнительное образование взрослых» и «неформальное образование», знания, умения, навык, пересмотреть понятие «результат обучения».
- Существующая система признания результатов обучения действует только на уровне образования. Не действует на уровне неформального обучения и совершенно не учитывает результаты обучения информального обучения. Необходимо в корне пересмотреть систему признания результатов обучения в сторону сертификации, в том числе профессиональной. Для этого должны быть законодательно регламентированы (рамочно) процедуры получения/присвоения микроквалификаций и наностепеней.
- Необходим пересмотр Национальной рамки квалификаций с использованием Национальной рамки высшего образования (хотя они могут сосуществовать параллельно, в этом случае они должны быть сопоставлены).
Образовательный курс прошли руководители колледжей, сертификационных и обучающих центров РК. По окончанию курса были получены сертификаты. Всем коллегам желаю успехов в продвижении образовательных процессов.
Выражаю благодарность организаторам курсов тренеру НАО «Talap» —Айбульдиновой Айнур Изатовне, главному менеджеру НАО «Холдинг «Кәсіпқор» -Койлыбаевой Сауле Айтбековне
Главный редактор Алия Богаева