Однако заявление мининдустрии будет о возмещении ущерба государству, а не субподрядчикам.
Предыстория конфликта
Напомним, ранее мы сообщали о том, что азербайджанский подрядчик «КазАвтоЖола» – СПИК Аккорд» разорила казахстанских субподрядчиков.
В 2017 году азербайджанское ОАО «Строительно-промышленная инвестиционная корпорация «Аккорд» из Баку получило в Казахстане контракт на реконструкцию участка дороги Актобе – Макат, 236-275 км, на сумму 26 млн долларов (лот № 2).
В том же году данная компания совместно с казахстанским ТОО «Ак Жол Курылыс» получила еще один контракт на реконструкцию участка Актобе – Макат, 418-458 км, на сумму 21,3 млн тенге (лот № 6). На ремонт дороги казахстанское правительство привлекло заем Азиатского банка развития. АБР в свою очередь перечислил средства казахстанскому дорожному оператору – «дочке» мининдустрии – АО «КазАвтоЖол», которое рассчитывается с подрядчиками.
Как рассказывает предприниматель из Актобе Марат Унгаров, у азербайджанской компании совершенно не было техники на территории Казахстана. Поэтому она ее арендовала у местных бизнесменов. В первый год работы СПИК своевременно оплачивала аренду техники, однако вскоре полностью прекратила платить казахстанцам. Как сообщал в марте 2021 года директор Актюбинского филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Марат Махамбетов, общий долг СПИК перед арендодателями техники, поставщиками инертных материалов, дорожного битума, дизельного топлива составлял 1,2 млрд тенге. Однако, как подчеркивает Марат Унгаров, по состоянию на апрель 2022 года задолженность перед 16 предпринимателями составляет чуть более 104 млн. Нет, азербайджанская компания не рассчиталась перед ними, за три года обивания порогов они просто перестали верить в то, что СПИК когда-либо расплатится по своим долгам.
Настоящее время
Как сообщили в министерстве индустрии на официальный запрос Inbusiness.kz, комментируя вопрос, как азербайджанская компания, СПИК «Аккорд», выиграла лот «Актобе – Макат, 236-275 км», не имея техники в Казахстане? На это в министерстве сообщили, что проект был финансирован Азиатским банком развития, по требованию соглашения финансирования конкурсные процедуры должны провести по условиям международных конкурсных торгов. По условиям международных конкурсных торгов конкурсные процедуры проводятся в 2 этапа: на 1-м этапе учитывается опыт и финансовая стабильность за последние 5 лет. Если компания соответствует, то проходит на 2-й этап. На 2-м этапе учитывается ценовое предложение, то есть выбирается тот, кто предложит цену ниже. В этой связи компания «СПИК «Аккорд» предоставила самую низкую цену и прошла по указанным показателям, приводят данные в МИИР.
По данным МИИР, за 40 км дороги при стоимости 8,9 млрд тенге комитет автомобильных дорог (КАД) оплатил 6,2 млрд тенге. По данным КАД, после расторжения договора с компанией «СПИК «Аккорд» заключен договор с компанией «Тодини» с соблюдением всех требований Азиатского банка, которая была мобилизована на соседних участках. «Поскольку цены компании «СПИК «Аккорд» были обговорены в ценах 2017 года, стоимость работ была пересчитана по ценам 2021 года с учетом рыночной стоимости материалов и ГСМ. Стоимость остаточных работ, посчитанных международным инженером, составила 5,6 млрд тенге. В целом завершение работ по данному участку запланировано на текущий год», – говорится в ответе МИИР.
Таким образом, общая стоимость 40 км дороги обошлась Казахстану в 11,8 млрд тенге, или 295 млн тенге за 1 км.
Отвечая на вопрос, почему КАД не защитил права казахстанских субподрядчиков, выплатив им сумму из 3% обеспечения тендерной заявки, в министерстве сообщили, что в соответствии с Гражданским кодексом заключенный договор с субподрядчиками не входит в компетенцию госорганов, так как отсутствуют договорные отношения с госорганами.
«Все вопросы могут быть разрешены в арбитражном суде, поэтому мы можем выставить только требования государства, а не требования субподрядных организаций. Мы будем подавать в арбитражный суд для возмещения нанесенного ущерба в связи с расторжением контракта», – подчеркивают в МИИР.
По вопросу субподрядных организаций направлено письмо для оказания помощи в решении проблемы в посольство Республики Азербайджан и миннацэкономики РК, приводят данные в МИИР.
Также, как подчеркнули в КАД, комитет уведомил Азиатский банк развития о недобросовестности подрядчика, и в дальнейшем участвовать в конкурсах по проектам АБР не может.
Второй раз на те же грабли?
Примечательно, что для завершения строительства данных 40 км дорог КАД обратился к компании «Тодини». Ровно год назад Казахстан добился принудительного исполнения арбитражного решения по спору с итальянской строительной компанией «Тодини».
Как сообщалось ранее, 11 июня 2019 года арбитражный суд Международной торговой палаты в Париже вынес решение в пользу Казахстана по спору, инициированному строительной компанией «СП Todini Impregilo Kazakhdorstroy». Сумма требований составляла 20 млн долларов США.
Согласно решению, истец должен был возместить Республике Казахстан понесенные расходы в сумме 277 000 долларов США. Министерству юстиции удалось убедить суд в правоте своих требований, и в результате суд поддержал требования министерства юстиции в полном объеме. В последующем «Тодини» предприняли попытку отменить определение СМЭС г. Нур-Султана в апелляционном порядке, однако суд города Нур-Султана отказал заявителям в их требованиях.
…Примечательно, что ТОО «Ак Жол Курылыс», с которым «СПИК «Аккорд» получила еще один контракт на реконструкцию участка Актобе – Макат, продолжает работать в Казахстане. В ответе КАД ничего не сообщают о том, будут ли взыскивать долги с азербайджанской компании в их другом совместно проекте в Казахстане.
Майра Медеубаева
Подробнее: inbusiness.kz