Люди опасаются, что с закрытием районного аэропорта на ремонт они окажутся оторванными от внешнего мира. Всего в Урджарском районе проживают 80 тысяч человек. По словам обратившихся к главе государства, ехать на автобусе по бездорожью в город практически невозможно, передает корреспондент inbusiness.kz.
Жители района считают, что власти должны для начала завершить ремонт дорог, который длится уже несколько лет, а потом уже заниматься реконструкцией аэропорта, который находится в селе Урджар.
«Возобновившийся после зимы ремонт дороги фактически отрезал жителей района от цивилизации. Просим не закрывать аэропорт на ремонтные работы до тех пор, пока строительство и реконструкция трассы Алматы – Семей не будут завершены полностью. Ремонт аэропорта необходим, но его можно начинать только тогда, когда госкомиссия примет в эксплуатацию последний законченный участок трассы Алматы – Семей. Жители района, как и все граждане страны, должны иметь право на свободу передвижения без угрозы жизни и здоровью, а данное состояние дорог не может этого обеспечить», – пишут в своем обращении сельчане.
Они также отмечают, что их село находится вдалеке от железнодорожных станций. Ближайшая станция в 180 км от села Урджар – в городе Аягозе.
«От поворота с трассы Бухта на трассу Алматы – Семей и плюс 10 км дороги от с. Таскескен до трассы Алматы – Семей, в общем составляет 50% пути. Этот небольшой отрезок дороги в 10 км строят уже больше 5 лет! Состояние ее ужасное, представляет угрозу жизни и безопасности населения. До Семея от нас 510 километров, дорога отсутствует на 2/3 пути – на участке с. Таскескен до с. Георгиевка. На грунтовых объездных дорогах пыль стоит столбом, из-за чего не видно встречного транспорта и есть высокая вероятность аварии. В сторону Алматы также в общей сложности ремонт произведен на трассе протяженностью более 300 км из 800 км. Дорожный ремонт трассы республиканского значения Алматы – Семей производится на участке протяженностью 90 км», – сетуют жители Урджарского района.
Реконструкция по плану
По данным КГА МИИР РК, уже с 1 мая аэропорт Урджар должен быт закрыт на реконструкцию. «Реконструкция аэропорта Урджар направлена на обеспечение доступности воздушным транспортом побережья озера Алаколь. Проектом предусмотрена реконструкция ИВПП с удлинением с 1500 до 2100 м, рулежной дорожки, перрона, установка светосигнального оборудования, периметрового ограждения и др. После реконструкции аэродром сможет принимать современные реактивные и турбовинтовые ВС Embraer 190, BombardierQ-400, CRJ-200, что позволит увеличить поток туристов воздушным транспортом на побережье озера Алаколь в летний сезон», – сообщается на сайте КГА.
По линии дорожной карты занятости для реализации проекта выделено 4,7 млрд тенге. Из них, по словам руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог ВКО Нуржана Жумадилова, 2 млрд тенге выделено в прошлом году, 2,7 млрд тенге предусмотрено на этот год. Реконструкцию проведет ТОО «Ярус».
«Завершить проект необходимо до конца текущего года. Ремонт аэропорта не производился с момента его строительства. Затягивание сроков может сказаться на безопасности полетов. Для демонтажа взлетно-посадочной полосы, рулежной дорожки, перрона потребуется до 2 месяцев. К тому же асфальт будет в три слоя. Объем работ по укладке асфальта очень большой. Это примерно как уложить 12,5 км дорог», – сказал Жумадилов.
Дороги, дороги…
Напомним, в начале февраля 2020 года inbusiness.kz рассказывал, ссылаясь на Нуржана Жумадилова, что в автодорожную отрасль области планируется инвестировать 102,8 млрд тенге. Основную часть инвестиций, 82,3 млрд тенге, составят средства на ремонт дорог республиканского значения, из них 79,5 млрд тенге – на дальнейшие работы по реконструкции на участках Талдыкорган – Усть-Каменогорск и Калбатау – Майкапчагай. «В основном рост идет за счет реконструкции двух участков дорог. Проекты финансирует китайский Эксимбанк. На сегодня на первом участке работают китайская строительная компания Citic и казахстанские предприятия – ТОО «К-Дорстрой» и ТОО «Централ Азия Тодини». А на втором участке задействованы китайская корпорация «СиньСинь» и казахстанское ТОО «КазГерСтрой», – сказал тогда руководитель управления пассажирского транспорта и автодорог ВКО Нуржан Жумадилов. Общая стоимость двух крупных проектов – 320 млрд тенге. На эти средства ведется реконструкция почти 900 км дорог по направлениям Алматы – Усть-Каменогорск и Омск – Майкапшагай. На участке Талдыкорган – Усть-Каменогорск по области пролегает 458 километров, на участке Калбатау – Майкапчагай – 415 км дорог. Сообщалось, что из них отремонтировано 318,5 км дорог. И о том, что пересмотрены сроки реализации двух проектов: окончание ремонтных работ предполагалось в 2022 году, но завершат в 2021 году.
Забота о туристах
Но сегодня в ходе пресс-конференции заместитель директора ВКОФ АО «НК «КазАвтоЖол» Асылбек Нугуманов отметил, что срок завершения реализации реконструкции автодороги Талдыкорган – Калбатау – Усть-Каменогорск протяженностью свыше 450 км – 2022 год. На сегодня выполнено 57% работ.
«В текущем году покрытие сделаем, в 2022-м – сдача объекта. К началу туристического сезона (на восточном побережье озера Алаколь в Урджарском районе ВКО. – Авт.) до города Аягоза будет отремонтировано 55 км дороги и Аягоз – Таскескен 55 км. Особое внимание будет уделено объездным дорогам для качественного и безопасного движения транзитного транспорта», – сказал Нугуманов.
Возвращаясь к вопросу жителей Урджарского района, напомним, что дефицит в транспортном сообщении, который может возникнуть в связи с закрытием аэропорта на ремонт, по утверждению Нуржана Жумадилова, планируется компенсировать увеличением количества вагонов поездов с 5 до 10, количество автобусов – с 8 до 16.
Жанар Асылханова