В действиях производителей электроэнергии замечены признаки картельного сговора.
О монополизации рынка электроэнергетики и принимаемых мерах по минимизации последствий рассказал на расширенной коллегии Агентства по защите и развитию конкуренции глава ведомства Марат Омаров.
Он отметил, что, в связи с необходимостью привлечения инвестиций в создание новых и модернизацию действующих мощностей производства электроэнергии, в Казахстане будет реализована концепция единого закупщика электроэнергии.
Монополизация электроэнергетического рынка создает новые риски, связанные с организацией торгов, распределением энергии и деятельностью единого закупщика», — подчеркнул Омаров.
По его словам, анализ торгов электрической мощностью свидетельствует об отсутствии конкурентной борьбы между станциями. Так, по итогам прошедших торгов, практически все 23 станции, за исключением одной — Степногорской — представлены заявки по максимально допустимой цене (590 тысяч тенге за МВт). Этому способствовал факт отказа от конкурентной борьбы со стороны государственной станции ГРЭС-1, входящей в группу Самрук-Энерго, который последним из участников торгов представил заявку, реализовав только 48% располагаемой мощности.
По данному факту результаты торгов изучаются на предмет наличия признаков картельного сговора между производителями электрической энергии», — рассказал глава АЗРК.
Также у антимонопольного органа имеются вопросы к деятельности Единого закупщика мощности и электроэнергии у ВИЭ. Если стоимость услуг по организации закупок электроэнергии у ВИЭ регулируется государством как услуга субъекта общественно-значимого рынка, то стоимость услуг в качестве единого закупщика мощности государством не регулируется. Более того, остаток средств потребителей мощности, не распределенный между станциями, рассматривается оператором как финансовый доход компании, что влечет взимание 20% подоходного налога. Следовательно, потребителям мощности осуществляется неполный возврат средств с удержанием подоходного налога», — пояснил Омаров.
Он также добавил, что в законодательстве отсутствуют обязательства самих энергоснабжающих организаций, выступающих потребителями мощности, по возврату полученных средств конечным потребителям электроэнергии — населению и предпринимателям. Также сложилась практика размещения единым закупщиком мощности средств потребителей на депозитах до их возврата и получения вознаграждение по ним. Учитывая риски картелизации торгов, злоупотреблений при распределении электроэнергии и в деятельности оператора, антимонопольный орган примет меры по обеспечению прозрачности проводимых торгов, публикации ценовых предложений и результатов, критериев распределения электроэнергии среди снабжающих организаций, регулированию стоимости услуг Единого закупщика и обеспечению полного возврата средств потребителям», — резюмировал глава ведомства.
Для справки: Единым закупщиком, осуществляющим централизованную покупку услуги по поддержанию готовности электрической мощности и централизованное оказание услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки, с 2018 года в РК является «дочка» KEGOC — ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии». Введение единого закупщика электроэнергии должно было уравнять различие между тарифами в регионах Казахстана. Напомним, в прошлом году энергосистема Казахстана работала в условиях дефицита электроэнергии и мощности, одной из причин является высокая аварийность на электростанциях, которая на 16% выше, чем в 2021 году.