Не оскудевает земля наша на адептов славы Остапа Бендера. Каждый раз они придумывают разные схемы лишения содержимого кошельков доверчивых граждан. И хотя способы не отличаются новизной и креативностью, все же в их сети попадается еще большое количество неискушенных людей. Справедливости ради надо сказать, вид развода населения, о котором пойдет речь, мошенническим назвать можно условно. Потому как на первый взгляд соблюдены все правила, законодательство не нарушено. И в большинстве случаев речь не идет о принудительном изъятии денег. Однако не все так просто.
Много денег из ничего
В общественное объединение «Центр правовой защиты потребителей» пожаловалась пенсионерка Марья Петровна. Она рассказала, что ее деньги в буквальном смысле вылетели в вентиляционную трубу после того, как в начале апреля в дверь постучались вежливые молодые люди, одетые в униформу, внешне очень похожую на рабочую одежду сотрудников ЖКХ. Представившись работниками фирмы, осуществляющей чистку вентиляции в квартирах с газовыми плитами, «мастера» поначалу не вызвали подозрений у доверчивой женщины. Наоборот, они подробно рассказали, в чем состоит их задача и чем для жильцов может обернуться забившееся вентиляционное отверстие. Чтобы предотвратить вполне реальную, по их словам, катастрофу, специалистам достаточно прочистить каналы, а бабушке — оплатить услугу в размере от 170 рублей.
Не дав последней опомниться, незваные гости предупредили, если старушка откажется от заключения договора, к ней пожалует инспектор государственного пожарного надзора и привлечет к административной ответственности. А это ни много ни мало — штраф до 100 базовых величин. Испугавшись столь серьезного наказания, Марья Петровна тотчас подписала договор и разрешила дельцам освободить воздуховоды от вредных отложений.
Первый тревожный звоночек в голове хозяйки квартиры прозвенел, когда она увидела, как проходит очистка. В качестве инструмента «специалисты» использовали автомобильный пылесос и ручную дрель с насадками в виде обыкновенных туалетных ершиков. Как оказалось, качество выполненных работ — еще полбеды. После того, как женщина внимательно прочитала подписанный ею же документ, поняла, в какую ловушку она угодила. Фирма-подрядчик далеко не из гуманных побуждений предоставила отсрочку по оплате оказанных услуг. Оставим на совести исполнителей качество работ, посмотрим на пункт в договоре, где сказано, что размер неустойки, т. е. просрочки по оплате долга, составляет … 0,5% в день!
Мало того, представители фирмы спустя некоторое время начали с завидной настойчивостью звонить и писать угрожающие письма в адрес пенсионерки, требуя немедленной оплаты. В противном случае угрожали обратиться в суд с намерением взыскать помимо основного долга еще и неустойку.
Искусство обмана
Не дожидаясь драматической развязки, пенсионерка обратилась за правовой помощью в общественное объединение.
Как оказалось, Марья Петровна не единственная обиженная новоявленными «коммунальниками». В Центре правовой защиты обеспокоены участившимися обращениями граждан в связи с действиями недобросовестных компаний, оказывающих услуги по очистке вентканалов. Потребители уверены, к подписанию договоров их принуждали обманным путем и фактически вводя в заблуждение. Об этом свидетельствует недостоверная информация о проводимых работах, в том числе их эффективности и необходимости. К тому же, отмечают заявители, обескураживает и форменная одежда сотрудников таких компаний, ведь пожилые люди уже привыкли к спецодежде коммунальных служб и с ходу различить подлог им сложно.
Как не дать себя обмануть
Многие люди, особенно старшего поколения, все еще верят громким названиям фирм, в которых используются слова из профессиональной лексики коммунальников. Они готовы расстаться с содержимым своих кошельков, не особо вникая, за что им предлагают «рассчитаться». Так произошло и в случае с Марьей Петровной. Благо пенсионерка относительно вовремя спохватилась и обратилась за помощью.
После длительного разбирательства (пять судебных заседаний, обследование вентиляции специалистами специализированной организации) суд встал на сторону пострадавшей. Договор на выполнение работ признан недействительным, деньги обязали вернуть потребителю, а также недобросовестной компании пришлось выплатить денежную компенсацию за моральный ущерб, погасить судебные расходы и штраф.
Грустно, что жертвой мошенников чаще всего становятся пожилые одинокие люди. В большинстве случаев это происходит в силу незнания ими законов. С другой стороны, прожив большую часть жизни в многоэтажках, они не удосужились ознакомиться хотя бы с элементарными инструкциями и узнать, кто и в каких случаях имеет право заходить в квартиру без вызова, проверять какие-либо коммуникации, а уж тем более требовать подписи на предлагаемых документах.
Будь жильцы любопытнее, они были бы в курсе, что п. 1 ст. 391 Гражданского кодекса Республики Беларусь регламентирует свободу при заключении договора и недопустимость понуждения к его заключению. А также знали бы, что обязательная проверка исправности системы вентиляции и чистка вентиляционных каналов проводятся в рамках технического обслуживания многоквартирных жилых домов. Стоимость этих работ уже включена в тариф по ТО. Сторонние организации могут предоставлять подобные услуги сугубо по желанию граждан.
Чтобы узнать достоверную информацию о плановом осмотре и прочистке вентканалов, достаточно обратиться в организацию, оказывающую жилищно-коммунальные услуги (ЖЭУ, ЖКХ, товарищества собственников и управляющие компании).
Нам же остается с горечью констатировать, до тех пор, пока человек не станет вникать в каждую бумажку, в которой надо расписаться, потомки Остапа Бендера, потирая руки от предвкушения, будут вновь и вновь повторять:
— На дороге валялись деньги. Я их подобрал. Смотрите, они даже не запылились.
Источник: https://gkx.by