Опыт Латвии. Государство и собственники квартир


Недавнее исследование Госконтроля Латвии определило, что многие многоквартирные жилые дома страны постепенно превращаются в развалины (из 119 проверенных зданий 60% подвержены серьезному риску пожара, и еще в 60% случаев обнаружены угрожающие повреждения). Как вы относитесь к такому выводу? 

Юрис Виджис, член правления Латвийской ассоциации управляющих недвижимостью

Отвечает Юрис Виджис, член правления Латвийской ассоциации управляющих недвижимостью, член правления ООО «Управление недвижимостью Елгавы» JNĪP, член правления Международной ассоциации менеджмента недвижимости (Беларусь).

Исследование проведено, и оно действительно очень важное. Но в чем причина плохого состояния многих домов? Я вижу ее в том, что с 2007 года в Латвии отсутствует государственная жилищная политика. Нам очень нужно государственное понимание, в котором определялись бы цели и приоритеты в этой сфере и на основе которого впоследствии разрабатывались бы нормативные акты. Без плана развития жилищной сферы жилой фонд действительно приходит в негодность. В своем исследовании Госконтроль нашел трех виновных: это владельцы квартир, управляющие и местные органы власти. С этим утверждением я согласиться не могу!

Почему мы забыли о четвертой заинтересованной стороне, о государстве? Давайте вспомним, как наши жители стали владельцами квартир. В середине 1990-х годов был принят Закон «О приватизации домов государства и местного самоуправления», который и позволил людям получить жилье в собственность. Но вопрос – был ли жилой фонд подготовлен к передаче в частные руки? А подготовило ли оно, государство, население к переходу из статуса потребителей в статус частных собственников? В конце концов, зависела ли приватизационная цена квартир от технического состояния дома и его износа? Нет, нет и нет, и теперь мы лишь пожинаем плоды старых ошибок самого государства.

Государство должно принять на себя ответственность за то, что оно не позаботилось подготовить и обучить новых собственников квартир.

 Да, Центральная комиссия по приватизации жилых домов подготовила какие-то методические брошюры, но главной их мыслью было побудить жителей отказаться от профессиональных государственных домоуправлений, создать свои кооперативные общества и управлять домом практически самостоятельно. Я не хочу унижать такую форму управления, она имеет право на существование. Но напомню, что отдельные дома входят в инфраструктуру города и образуют ее. Если непрофессионал начинает управлять таким сложным элементом, как часть городской инфраструктуры, могут начаться сложности у всего города. Повторюсь, что я вполне поддерживаю такую форму управления домами, но считаю, что управляющий даже в самой небольшой структуре должен иметь хотя бы минимальные умения и соответствовать утвержденным квалификационным требованиям. Сейчас же государство своими нормативными актами позволяет самим собственникам управлять своими домами, не имея ни опыта, ни образования.

В заключении Госконтроля Латвии сказано, в частности, что дома приходят в негодность из-за нежелания владельцев квартир делать взносы в их восстановление. То есть якобы дело не в том, кто управляет домом, а в том, достаточно ли жители платят в «общий котёл» дома. Но для того, чтобы определить, какие платежи собственников являются достаточными для содержания дома в порядке, необходимо менять нормативные акты.

Приведу пример Елгавы: в нашем городе владельцы квартир практически во всех домах переняли права управления и заключили с нами, как управляющим, договор полномочий, то есть, они сами принимают решение по установлению платы за управление домом. Практика показывает, что если у общего собрания есть хотя бы какая-то возможность не повышать плату за обслуживание и ремонтные работы, то оно и голосует за то, чтобы плату не поднимать.

Необходимо на государственном уровне думать об определении обязательной платы за обслуживание и содержание дома. Но можно ввести обязательную плату, которая поможет спасти дома от разрушения, а что будет, если владельцы квартир не смогут столько платить?

Проблема многоквартирных жилых домов в Латвии в том, что срок службы домов советской постройки подходит к концу. И всё чаще возникает вопрос, что будет с этими домами дальше даже при условии самого хорошего управления? Так вот, государству необходимо решить, позволим ли мы эксплуатировать такие здания без всяких условий! Но в таком случае государство должно будет принять на себя ответственность за последствия такого разрешения, ведь состояние большинства жилых домов никому не известно.

Выход из сложившейся ситуации я вижу в проведении технического обследования для каждого дома, у которого, согласно правилам Кабинета министров, подошел к концу срок эксплуатации. Специалист сможет проверить все конструкции и коммуникации конкретного дома и определить, какие из них еще можно эксплуатировать, а какие подлежат срочной замене. Возможно, будут строительные элементы, которые невозможно восстановить, и в таком случае жители могут получить заключение о том, что дом эксплуатировать запрещено или его нецелесообразно восстанавливать.  

 Но что, если владельцы квартир не смогут так сразу заплатить за восстановление дома? Ответ на этот вопрос отчасти дают правила Кабинета министров № 408 об установлении платы за обслуживание в т.н. «непереданных» домах. В этих правилах ясно сказано, что управляющий обязан установить плату за обслуживание дома в следующем году с учетом стоимости восстановления этого дома. Далее эту плату за восстановление предлагали распределить на три года. Фактически правительство в этих правилах предусмотрело механизм, который позволил бы восстановить все дома страны за три года. Получается, что к концу этого года дома, в которых владельцы квартир не передали управление, должны были быть уже восстановлены

Но этот механизм не сработал! Мы в Елгаве добросовестно постарались применить эти правила и рассчитали владельцам квартир соответствующую плату за обслуживание. Самая высокая плата для одного из домов достигала 20 евро за квадратный метр в течение ближайших трех лет. Разве такие деньги кто-нибудь может заплатить? Но самое интересное произошло дальше. Как только мы сообщили своим клиентам о новой плате за управление, собственники квартир приняли решение взять себе права управления домами. При этом они оставались клиентами JNĪP, однако в новом статусе могли отказаться от ранее подсчитанной и предложенной им платы на восстановление.

Возвращаясь к началу – без возврата государственной жилищной политики проблема ветхого жилья в Латвии не сможет быть решена.

Геннадий Калёнов,
исполнительный директор МАМН
(по материалам латвийской газеты «Делаем вместе»)

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ