Одобренные мажилисом поправки в жилищное законодательство породят бурю… в стакане воды.
Ну вот, сограждане, мы и дожили до отмены всем осточертевших КСК и появления кондоминиумов и органов управления ими в каждой отдельной городской многоэтажке. Соответствующий пакет поправок в закон “О жилищных отношениях”, очень долго готовившийся и объемный такой пакет, одобрен мажилисом и отправлен в сенат. Надеемся, там он долго не задержится, и вскоре новая революция в управлении жилым фондом начнет шествие по стране.
А это действительно революция — хотя бы потому, что предстоит подготовить техдокументацию и зарегистрировать около сотни тысяч кондоминиумов, подыскать столько же председателей, организовать такое же количество органов управления и еще — даже в двукратном количестве — открыть новые банковские счета: отдельно для текущих платежей и накоплений на капремонт.
Причем, как и положено в революцию, новому придется преодолевать жесточайшее сопротивление старого. И я вам заранее скажу, на чьей стороне в конечном счете окажется победа: на стороне как бы упраздняемых КСК!
Здесь стоит напомнить, как неистребимые КСК появились: в ходе реформы ЖКХ 1996 года, когда приступившее к макростабилизации правительство свело коммунальную реформу всего к двум пунктам — директивной перерегистрации еще советских домоуправлений, охватывавших десятки (если не сотни) многоэтажек, в кооперативы собственников квартир и к разовому отказу от любых коммунальных дотаций.
Позднее под уже созданные многодомные КСК подвели закон “О жилищных отношениях”, а еще чуть позже поставщики коммунальных услуг в союзе с акиматами выдавили мешавшие им КСК из расчетов за электро-, тепло,- газо,- водоснабжение, оставив за ними спокойное существование только на целевые взносы жильцов.
Возникла система, никого не устраивающая, но по-своему устойчивая, особенно после двадцати с лишним лет существования и особенно если с нее ничего не спрашивать и ничего против нее не предпринимать. К примеру, государственная программа модернизации ЖКХ в части обновления и термомодернизации домов успешно сведена на нет, все многолетние и многозатратные усилия по переводу на общедомовые приборные измерения отпуска тепла, холодной и горячей воды тоже кончились ничем. Но в целом к КСК привыкли, как алматинцы к смогу над городом, и особо их даже не клянут.
Мы ведь, давайте покаемся, тоже ратовали за реформу малоработоспособной системы КСК и исходили из решения совершенно очевидной триединой задачи. Во-первых, надо, конечно, приблизить органы управления домами к жильцам — и здесь ОСИ (предусмотренные новым законом объединения собственников имущества) в каждом доме-кондоминиуме самое то. Здесь же, во-вторых, такая подомовая субъектность должна стать основой перевода расчетов за коммунальные услуги с тупикового поквартирного на подомовой формат, что только и способно обеспечить расчеты по приборам, а не абстрактным нормативам с закладываемыми в них неучитываемыми потерями в сетях. И, в-третьих, восстановить участие городских властей в содержании жилого фонда через создание современных управляющих компаний на уровне городских микрорайонов, ответственных не только за обслуживание ОСИ-кондоминиумов, но и за благоустройство и развитие территорий, включая, например, давно назревшую сортировку и первичную переработку отходов.
Разумеется, такая пропагандируемая газетой “Время” в рамках акции “Как нам реорганизовать КСК” комплексная реформа обеспечила бы и экономию целевых взносов жильцов с более полезным их использованием.
Ведь необходимость ведения подомовых лицевых счетов с возможностью распоряжения средствами самими жильцами великолепно обеспечивалась бы управляющими компаниями, располагающими кадрами и техникой, без нужды плодить банковские счета и держать в каждом доме обслуживающий штат.
Но вместо комплексного решения получился только вносящий смуту бюрократический обрубок. С одной стороны, депутаты, сделав правильный шаг в сторону обеспечения правосубъектности каждого многоквартирного дома, нафантазировали совершенно невероятное.
К примеру, как вам такое требование? Расходы на содержание общего имущества многоквартирного жилого дома должны быть отражены в ежемесячном отчете, который представляется исполнительным органом ОСИ индивидуально каждому собственнику квартиры в форме электронного документа до десятого числа следующего месяца.
Хорошо бы, но только на эту работу для каждой многоэтажки надо где-то найти специалиста с окладом больше, чем все целевые!
Плюс придумка с обязательным ведением банковских счетов да еще с новым правом акиматов устанавливать минимальный размер тех самых целевых — расходов на содержание дома. Мало того, теперь жильцы независимо от состояния дома обязаны будут делать отчисления на капремонт в размере 0,02-кратного месячного расчетного показателя. На 2019 год, например, это по 50,5 тенге на 1 кв.м, или от трех до пяти тысяч тенге в месяц на самые рядовые квартиры в небогатых микрорайонах. Банки, конечно, такой дополнительный денежный поток только порадует. Но ведь не ради банкиров же затевалась реформа!
А с другой стороны, дроблением КСК на ОСИ реформа и исчерпывается.
Вместо перехода к подомовым расчетам за коммунальные услуги, наоборот, закреплен поквартирный метод, наполовину обессмысливающий создание подомовых ОСИ и гарантирующий, что реального измерения отпуска тепла, воды и определения сетевых потерь никогда не будет.
Вместо правильно распределенных по городской территории управляющих компаний — мостов между городскими властями и жилыми домами — нечто только обозначенное такими словами, отданное на откуп тем же КСК.
И я вам расскажу, что дальше будет: яростная и успешная борьба КСК за самовыживание. Председатели КСК — это люди отборные, тертые и живучие, по приспособляемости они дадут фору даже нашим депутатам. А коль скоро законотворцы, переключая взносы жильцов с КСК на ОСИ, не додумались найти в новой системе места для старых структур и кадров, они сами его найдут. Благо ниш, созданных новым законом, предостаточно. Какие-то КСК переквалифицируются в управляющие компании, какие-то — в наемные управляющие ОСИ, а все вместе станут активно использовать придуманную депутатами маниловщину — всю эту невероятную бухгалтерию по ведению банковских счетов и электронных отчетов перед жильцами.
В итоге окажется так: ОСИ будут созданы, но не везде и не все. Но и где они появятся — половина из прописанного в законе исполняться не будет. По неумению и нехотению, все вместе. И у властей тоже не будет возможности добиться полного исполнения. Все будет как бы по-новому, но наполовину. А фактически — по-старому, включая никуда не девшиеся, только по-другому названные КСК. Единственное, что добавится, так это резко возросшее количество активных поглотителей целевых отчислений жильцов и пользователей их принудительными накоплениями. Не знаю, на что рассчитывали разработчики, но еще одна волна массового недовольства такой реформой гарантирована.
Конечно, минимизировать смуту в своем городе может любой аким, если сам возьмется курировать создание управляющих компаний на принципах ГЧП (государственно-частное партнерство) и на базе наиболее успешных КСК, кстати, с возложением на эти компании функций организации ОСИ-кондоминиумов и их обслуживания. Причем закон это не прописывает, но и не запрещает.
Вот только где найти такого акима?
Пётр СВОИК, Алматы
Источник: time.kz