От закона до реальности: кто должен довести реформу ЖКХ до конца


Принятие поправок в Закон РК «О жилищных отношениях» вызвало оживлённые дискуссии по всей стране. Рабочая группа в Мажилисе объединила депутатов из разных партий, представителей ассоциаций ОСИ и КСК, общественные организации, банки, НПП «Атамекен», а также юристов отраслевого министерства. Обсуждения были открытыми, а баланс интересов достигнут за счёт широкой экспертной вовлечённости.

Но после вступления закона в силу реализация оказалась затруднительной. Вместо того чтобы увидеть работающие правила и методики, люди столкнулись с правовым вакуумом. В этой ситуации недовольство обрушилось в первую очередь на депутатов:

  • в комментариях звучат обвинения и даже проклятия,
  • общественность считает, что именно депутаты «не доделали свою работу»,
  • при этом мало кто понимает, что после подписания закона президентом РК, документ уходит в ведение профильного министерства.

Фактически депутаты становятся «громоотводом» для критики, хотя ключевая роль на этапе реализации принадлежит исполнительной органу – Министерству промышленности и строительства РК.

Путь законопроекта в Парламенте РК

Инициатива (Президент, депутаты, правительсво
Регистрация и направление в комитеты
Рабочая группа и заключение головного комитета
Рассмотрение и голосование в Мажилисе
Рассмотрение в Сенате
Согласительная комиссия (при разногласии)
Подписание Президентом
Официальное опубликование и вступление в силу

В Мажилисе, после всех чтений (одно или два, для кодексов — обязательно два) Палата принимает решение:

  • принять закон и направить его в Сенат;
  • вернуть на доработку;
  • провести дополнительные чтения;
  • либо отклонить.

Принятый Мажилисом закон в течение 10 календарных дней через Аппарат направляется в Сенат, подписанный председателем головного комитета, руководителем рабочей группы (если была), и руководителями профильных отделов Аппарата

В Сенате, Сенат может одобрить закон либо вернуть его с поправками. При разногласиях между Палатами создаётся согласительная комиссия.

Финальная стадия. Принятый Парламентом закон в течение 10 дней представляется Президенту на подпись. Президент в течение месяца либо подписывает и обнародует закон, либо возвращает его с возражениями. Если возражения Президента преодолены 2/3 голосов в обеих Палатах — закон считается окончательно принятым. Только после подписания Президентом закон вступает в силу (с даты, указанной в самом законе или по истечении 10 дней после официального опубликования).

По Регламенту Мажилиса РК работа над законопроектом формально заканчивается только после прохождения всех стадий в Парламенте.  Источник: https://adilet.zan.kz/rus/docs/B960000003_

Кто и за что отвечает

Роль депутатов. Депутаты имеют право вносить законопроекты и поправки. На пленарных заседаниях и в комитетах они представляют интересы общества, корректируют текст закона, а после его принятия могут направлять запросы и требовать отчётов от правительства. По сути, депутаты — это голос общества и «политический фильтр» закона.

Роль рабочей группы. Рабочая группа в Мажилисе — ключевая площадка для обсуждения. В неё входят депутаты, ассоциации ОСИ и КСК, представители бизнеса и банков, общественные организации, практики отрасли и юристы министерства. Это своего рода «мини-общественный парламент», где встречаются интересы государства, бизнеса и общества. Но после принятия закона рабочая группа распускается и в реализации участия не принимает.

Роль министерства. После подписания закона Президентом РК, ответственность переходит к профильному министерству — МПС РК. Разработать ряд подзаконных актов, а именно:

СодержаниеКраткое пояснение
463Участие в разработке профессиональных стандартов, отраслевых рамок квалификаций, образовательных программ подготовки кадров, а также в создании системы сертификации, подтверждения и повышения квалификации специалистов в сфере управления и содержания многоквартирных жилых домовФормирование квалификационных требований и повышение компетенций специалистов ЖКХ
464Разработка и утверждение порядка проведения капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиумаРегулирование процедур капитального ремонта общего имущества
465Разработка и утверждение правил формирования, обработки, централизованного сбора и хранения информации в электронной форме, включая функционирование объектов информатизации в сфере жилищных отношений и ЖКХ, по согласованию с уполномоченным органом в сфере информатизацииОрганизация учета и обработки данных в ЖКХ, цифровизация информации
466Разработка и утверждение типовых форм договоров между объединением собственников имущества либо простым товариществом с управляющим многоквартирным жилым домом, управляющей компанией или субъектами сервисной деятельностиУнификация договорных отношений между собственниками и управляющими
467Разработка и утверждение форм ежемесячной и годовой отчетности по управлению объектом кондоминиума и содержанию его общего имуществаСтандартизация отчетности по управлению и содержанию имущества
468Разработка и утверждение типовых договоров сотрудничества между объединением собственников имущества, простым товариществом, управляющим многоквартирным жилым домом, управляющей компанией и организациями, предоставляющими коммунальные услугиФормализация сотрудничества с поставщиками коммунальных услуг
469Разработка и утверждение правил использования единовременных пенсионных выплат для улучшения жилищных условий в соответствии с законодательством Республики КазахстанОпределение правил применения пенсионных выплат на улучшение жилья

Источник: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000864

Опубликовать проекты НПА на портале «Открытые НПА» для обсуждения, дать разъяснения специалистам и гражданам, контролировать исполнение на уровне акиматов и управляющих организаций. Без этих документов сам закон остаётся «бумажным».

Что мы имеем сейчас

Законодательная база формально обновлена, но отсутствие подзаконных актов тормозит реформу ЖКХ и создаёт правовую неопределённость. Это приводит к трудностям для ОСИ, КСК и управляющих компаний, вызывает сложности у банков и бизнеса, а также усиливает недоверие у жителей, которые видят разрыв между обещаниями и реальностью.

Когда министерство не предоставляет площадки для обсуждения проектов НПА, люди уходят в соцсети. Там действительно много активных участников, но часто тон дискуссии скатывается в злые высказывания и переходы на личности.

Особую роль здесь играют «диванные эксперты»:

  • по сути, не имея опыта в отрасли управления и содержания жильем,
  • не зная содержания закона,
  • громкими заявлениями и эмоциональными постами они привлекают внимание,
  • искажают повестку и подогревают недовольство.

В итоге реальные проблемы и предложения специалистов тонут в потоке эмоций и агрессии, что затрудняет поиск решений.

Хочу подчеркнуть, что лично присутствовала на заседаниях рабочей группы и была в курсе событий. Проделана действительно большая работа. Да, были споры и моменты непонимания, но прозвучало много конструктивных предложений, и значительная часть из них вошла в закон.

Поэтому неправильно перекладывать всю ответственность на руководителей рабочей группы из Мажилиса. Они сделали свою часть: организовали обсуждения, привлекли широкий круг участников, внесли поправки, выезжали в регионы и встречались с людьми. Закон принят. Теперь именно Министерство промышленности и строительства РК обязано довести реформу до конца.

И прежде, чем писать гневные комментарии, важно разбираться, кто и за что отвечает.

Но, закрытость и затягивание разработки подзаконных актов сводят на нет усилия парламента и общества. Вакуум информации заполняют хаотичные дискуссии в соцсетях, которые лишь разогревают недоверие и дают почву для популизма. Уставшие от пятилетних «шатаний» в сфере управления и содержания жильём собственники всё чаще попадаются на удочку «горе-экспертов», обещающих золотые горы — вплоть до чудесного снижения тарифов.

Но такие «сказки» всегда заканчиваются одинаково: сегодня дешёвые тарифы, завтра — изношенные сети, аварии и огромные расходы для самих жителей.

В ЖКХ чудес не бывает: платить придётся либо сейчас — разумно и прозрачно, либо потом — дорого и болезненно.

Руководитель УЦ «GHKH-INFO»                         Алия БОГАЕВА

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ