
Принятие поправок в Закон РК «О жилищных отношениях» вызвало оживлённые дискуссии по всей стране. Рабочая группа в Мажилисе объединила депутатов из разных партий, представителей ассоциаций ОСИ и КСК, общественные организации, банки, НПП «Атамекен», а также юристов отраслевого министерства. Обсуждения были открытыми, а баланс интересов достигнут за счёт широкой экспертной вовлечённости.
Но после вступления закона в силу реализация оказалась затруднительной. Вместо того чтобы увидеть работающие правила и методики, люди столкнулись с правовым вакуумом. В этой ситуации недовольство обрушилось в первую очередь на депутатов:
- в комментариях звучат обвинения и даже проклятия,
- общественность считает, что именно депутаты «не доделали свою работу»,
- при этом мало кто понимает, что после подписания закона президентом РК, документ уходит в ведение профильного министерства.
Фактически депутаты становятся «громоотводом» для критики, хотя ключевая роль на этапе реализации принадлежит исполнительной органу – Министерству промышленности и строительства РК.
Путь законопроекта в Парламенте РК
| Инициатива (Президент, депутаты, правительсво |
| Регистрация и направление в комитеты |
| Рабочая группа и заключение головного комитета |
| Рассмотрение и голосование в Мажилисе |
| Рассмотрение в Сенате |
| Согласительная комиссия (при разногласии) |
| Подписание Президентом |
| Официальное опубликование и вступление в силу |
В Мажилисе, после всех чтений (одно или два, для кодексов — обязательно два) Палата принимает решение:
- принять закон и направить его в Сенат;
- вернуть на доработку;
- провести дополнительные чтения;
- либо отклонить.
Принятый Мажилисом закон в течение 10 календарных дней через Аппарат направляется в Сенат, подписанный председателем головного комитета, руководителем рабочей группы (если была), и руководителями профильных отделов Аппарата
В Сенате, Сенат может одобрить закон либо вернуть его с поправками. При разногласиях между Палатами создаётся согласительная комиссия.
Финальная стадия. Принятый Парламентом закон в течение 10 дней представляется Президенту на подпись. Президент в течение месяца либо подписывает и обнародует закон, либо возвращает его с возражениями. Если возражения Президента преодолены 2/3 голосов в обеих Палатах — закон считается окончательно принятым. Только после подписания Президентом закон вступает в силу (с даты, указанной в самом законе или по истечении 10 дней после официального опубликования).
По Регламенту Мажилиса РК работа над законопроектом формально заканчивается только после прохождения всех стадий в Парламенте. Источник: https://adilet.zan.kz/rus/docs/B960000003_
Кто и за что отвечает
Роль депутатов. Депутаты имеют право вносить законопроекты и поправки. На пленарных заседаниях и в комитетах они представляют интересы общества, корректируют текст закона, а после его принятия могут направлять запросы и требовать отчётов от правительства. По сути, депутаты — это голос общества и «политический фильтр» закона.
Роль рабочей группы. Рабочая группа в Мажилисе — ключевая площадка для обсуждения. В неё входят депутаты, ассоциации ОСИ и КСК, представители бизнеса и банков, общественные организации, практики отрасли и юристы министерства. Это своего рода «мини-общественный парламент», где встречаются интересы государства, бизнеса и общества. Но после принятия закона рабочая группа распускается и в реализации участия не принимает.
Роль министерства. После подписания закона Президентом РК, ответственность переходит к профильному министерству — МПС РК. Разработать ряд подзаконных актов, а именно:
| № | Содержание | Краткое пояснение |
| 463 | Участие в разработке профессиональных стандартов, отраслевых рамок квалификаций, образовательных программ подготовки кадров, а также в создании системы сертификации, подтверждения и повышения квалификации специалистов в сфере управления и содержания многоквартирных жилых домов | Формирование квалификационных требований и повышение компетенций специалистов ЖКХ |
| 464 | Разработка и утверждение порядка проведения капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума | Регулирование процедур капитального ремонта общего имущества |
| 465 | Разработка и утверждение правил формирования, обработки, централизованного сбора и хранения информации в электронной форме, включая функционирование объектов информатизации в сфере жилищных отношений и ЖКХ, по согласованию с уполномоченным органом в сфере информатизации | Организация учета и обработки данных в ЖКХ, цифровизация информации |
| 466 | Разработка и утверждение типовых форм договоров между объединением собственников имущества либо простым товариществом с управляющим многоквартирным жилым домом, управляющей компанией или субъектами сервисной деятельности | Унификация договорных отношений между собственниками и управляющими |
| 467 | Разработка и утверждение форм ежемесячной и годовой отчетности по управлению объектом кондоминиума и содержанию его общего имущества | Стандартизация отчетности по управлению и содержанию имущества |
| 468 | Разработка и утверждение типовых договоров сотрудничества между объединением собственников имущества, простым товариществом, управляющим многоквартирным жилым домом, управляющей компанией и организациями, предоставляющими коммунальные услуги | Формализация сотрудничества с поставщиками коммунальных услуг |
| 469 | Разработка и утверждение правил использования единовременных пенсионных выплат для улучшения жилищных условий в соответствии с законодательством Республики Казахстан | Определение правил применения пенсионных выплат на улучшение жилья |
Источник: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000864
Опубликовать проекты НПА на портале «Открытые НПА» для обсуждения, дать разъяснения специалистам и гражданам, контролировать исполнение на уровне акиматов и управляющих организаций. Без этих документов сам закон остаётся «бумажным».
Что мы имеем сейчас
Законодательная база формально обновлена, но отсутствие подзаконных актов тормозит реформу ЖКХ и создаёт правовую неопределённость. Это приводит к трудностям для ОСИ, КСК и управляющих компаний, вызывает сложности у банков и бизнеса, а также усиливает недоверие у жителей, которые видят разрыв между обещаниями и реальностью.
Когда министерство не предоставляет площадки для обсуждения проектов НПА, люди уходят в соцсети. Там действительно много активных участников, но часто тон дискуссии скатывается в злые высказывания и переходы на личности.
Особую роль здесь играют «диванные эксперты»:
- по сути, не имея опыта в отрасли управления и содержания жильем,
- не зная содержания закона,
- громкими заявлениями и эмоциональными постами они привлекают внимание,
- искажают повестку и подогревают недовольство.
В итоге реальные проблемы и предложения специалистов тонут в потоке эмоций и агрессии, что затрудняет поиск решений.
Хочу подчеркнуть, что лично присутствовала на заседаниях рабочей группы и была в курсе событий. Проделана действительно большая работа. Да, были споры и моменты непонимания, но прозвучало много конструктивных предложений, и значительная часть из них вошла в закон.
Поэтому неправильно перекладывать всю ответственность на руководителей рабочей группы из Мажилиса. Они сделали свою часть: организовали обсуждения, привлекли широкий круг участников, внесли поправки, выезжали в регионы и встречались с людьми. Закон принят. Теперь именно Министерство промышленности и строительства РК обязано довести реформу до конца.
И прежде, чем писать гневные комментарии, важно разбираться, кто и за что отвечает.
Но, закрытость и затягивание разработки подзаконных актов сводят на нет усилия парламента и общества. Вакуум информации заполняют хаотичные дискуссии в соцсетях, которые лишь разогревают недоверие и дают почву для популизма. Уставшие от пятилетних «шатаний» в сфере управления и содержания жильём собственники всё чаще попадаются на удочку «горе-экспертов», обещающих золотые горы — вплоть до чудесного снижения тарифов.
Но такие «сказки» всегда заканчиваются одинаково: сегодня дешёвые тарифы, завтра — изношенные сети, аварии и огромные расходы для самих жителей.
В ЖКХ чудес не бывает: платить придётся либо сейчас — разумно и прозрачно, либо потом — дорого и болезненно.
Руководитель УЦ «GHKH-INFO» Алия БОГАЕВА





