Доклад о проблемах сервисных и управляющих компаний в ходе подготовке к отопительному сезону 2022-2023гг
Суханова Валентина Леонидовна – руководитель субъекта сервисной деятельности ТОО «LIGOS», г. Алматы
Осталось совсем немного времени до начала отопительного сезона, но соц. объекты (школы, детские сады, больницы) подготовлены недостаточно хорошо.
Появилось много новых игроков на площадках гос. закупа работ по проведению мероприятий подготовки, которые не владеют опытом и материальной базой.
Зачастую заказчики работ даже не могут найти организацию, победившую в закупках, которая может быть зарегистрированы в другом городе.
Но и многие давно работающие предприятия на данном направлении привыкли не выполнять работы по подготовки, а «так или иначе договариваться» с представителями теплосетей.
Такие действия приводят к разрушению систем жизнеобеспечения объектов, так как годами должным образом не поддерживаются в рабочем состоянии.
Считаем необходимым создать реально действующий общественный механизм по контролю, за данной сферой, так как председатели ОСИ в целом не имеют должной профессиональной подготовки
Из этого следует, что гос. регулирование по подготовке к ОЗП не сработало. Ранее проводились гос. закупки от одного источника
И это было более эффективно и с лучшим качеством, так как школы, детские сады и прочие соц. объекты имели возможность заключать договора с сервисными компаниями которые отвечали их требованиям, работали несколько сезонов и могли рекомендовать руководителям объектов, что нужно запланировать на следующий сезон и чем аргументировать перед казначейством при подаче запроса средств на проведение тех или иных работ по подготовке к новому сезону.
Со своей стороны предприятия тепловых сетей ежегодно выписывает объектам предписания, которые давно потеряли свою актуальность, так как данный документ был разработан во времена, когда подготовкой занимались сами поставщики тепла и горячей воды.
К тому же у них есть регламенты процедуры оформления актов готовности.
Однако данные регламенты к всеобщему удивлению в некоторых являются внутренним, закрытым документами, с которыми как они говорят они не должны знакомить потребителей.
Причем пункты данного документа постоянно меняются.
Вопрос, почему?
Постоянно меняются СнИП, или правила пользования тепловой энергией?
Почему оценку готовности должен делать один специалист инспекции тепло подающей организации.
Иногда создаётся впечатление что, предписания и регламенты подписываются руководителями поставщиков тепла и горячей воды, чтобы поддерживать коррупционеров в своих структурных подразделениях?
При этом существуют границы балансовой и эксплуатационной ответственности сторон и за все работы по подготовке внутренних систем объектов отвечает представитель потребителя тепла от границы своей ответственности.
А вышеперечисленные регламенты являются рычагом давления на потребителя склонить его договариваться с представителями теплоснабжающей организации (например ТОО «АлТС»).
Давно пора изменить такие отношения между поставщиками и потребителями это только порождает коррупцию и не приносит результата.
Каждый должен нести ответственность за зону своей балансовой и эксплуатационной принадлежности.
Даже наш президент в своем очередном выступлении отметил, что в стране большой процент износа систем жизнеобеспечения, которые требуют капитальных вложений.
Во времена приватизации квартир и создания КСК народ то обрадовался, что они будут собственниками своего жилья, но при этом никто не понял, что с получением в собственность квартиры он приобрел изношенные общедомовые коммуникации, дырявые крыши, убитые подъезды и т.д.
При этом государством не было предложено сделать оценку технического состояния домов. Не были выделены средства на проведение, каких-либо капитальных ремонтов.
В течении более 20 лет существования КСК нужно было собирать общее собрание, где должны были решаться вопросы по оплате расходов на содержания дома.
Это требовалось согласно Закона «О Жилищных отношениях»
Конечно, это правильно, кто из здесь присутствующих был на таком собрании?
Реально вы видели, что бы народ соглашался на повышение сборов, для содержания их дом в надлежащем порядке.
Администрация КСК на таких собраниях выглядела как груша для битья и выслушивала про все подорожания на коммунальные услуги, стоимость продуктов, строительных материалов, одежды и т.д. причем народный гнев выражается в эпитетах употребление которых невозможно на съезде.
Почему-то на таких собраниях никогда не всегда присутствуют представители местной власти, хотя это их обязанность как можно больше общаться с народом и разъяснять причины удорожания в том или ином секторе экономики.
В данное время уже образованы ОСИ, однако, как правило председатели данных объектов не имеют опыта подготовки своих домов к отопительному сезону и из-за постоянного давления со стороны Акиматов стараются получить акты путём такой же договорённости. Очень много ошибок исправляется сервисными организациями за нанятыми в разовом порядке «работниками» по разным объявлениям в интернете.
Представители коммунальных отделов Акиматов не пытаются даже объяснять председателям ОСИ как им предстоит работать.
Главное для них регистрация ОСИ и галочка сколько уже зарегистрировано, а топом хоть трава не расти.
Когда жильцы будут обращаться с какими-либо жалобами представители Акиматов так же будут советовать переизбрать председателя, ОСИ как это происходит с КСК.
Нет ответа на вопрос о том, кто людям должен разъяснять, что для содержания одного дома не хватит средств в том объеме, которые были при КСК.
Может не надо мудрить и создавать что-то другое, а просто маслихатам на местах просчитать и вывести реальные тарифы на сбор средств расходов на содержания жилого фонда.
Причем тариф не может быть одинаков на все дома.
Должны учитываться затраты, например на 5-этажные дом с жесткой кровлей и многоэтажные дома, где установлены лифты, мягкая кровля и прочие дополнительное оборудования требующее дополнительных затрат.
Существующая методика определения минимального тарифа предлагает решение данных вопросов, но по г. Алматы минимальный тариф не установлен, что вызывает массу вопросов о преднамеренном замедлении темпов жилищной реформы.
Со своей стороны предлагаем:
- Прием Подготовки объектов к ОЗП осуществлять силами специалистов Акиматов и самих собственников объектов?
- Специалистам теплоснабжающих организаций осуществлять проверки, руководствуясь границами балансовой ответственности согласно заключенного договора с потребителем.
- В случае возникновения жалоб со стороны потребителя в зимний период руководствоваться приказами на ответственное лицо и договором с сервисной компанией занимающейся эксплуатацией внутренних систем и возлагать ответственность персонально.
Вне зависимости от ситуации сервисные организации Республики Казахстан не допустят срыва в подготовке к отопительному сезону и выполнят свои обязанности.