Власти обещают построить в Алматы в течение 5 лет еще один железнодорожный вокзал, три автопарка, две многопрофильные больницы, 60 километров велодорожек и многое другое
Министерство национальной экономики разместило для обсуждения общественностью на портале “Открытые НПА” проект комплексного плана развития Алматинской агломерации до 2028 года.
В конце октября разработанный и затем утвержденный местным советом Алматинской агломерации план получил одобрение на внеочередной сессии городского маслихата и был направлен в правительство. И вот уже окончательно скорректированный вариант плана Министерство нацэкономики обнародовало 23 ноября для публичного обсуждения.
Что примечательно: если судить по документам, МНЭ сократило срок реализации разработанного алматинцами графика развития агломерации на год — с 2029 до 2028 года.
“Алматы стал магнитом для жителей близлежащих населенных пунктов. Ежедневно в город въезжают порядка 150 тысяч человек на общественном транспорте и порядка 230 тысяч частных машин. В результате вокруг города сформировалась Алматинская агломерация. В связи с этим фактическая численность горожан растет. В последние годы рост населения за счет миграции составил около 60 процентов, тогда как за счет естественного прироста — 40 процентов. За период с 2012 по 2022 год на постоянное место жительства в город Алматы прибыло почти 600 тысяч человек, а выбыло за его пределы около 315 тысяч, положительное сальдо миграции — около 285 тысяч человек”, — приводятся довольно интересные данные в проекте комплексного плана развития Алматинской агломерации.
Понятно, что все вышеперечисленное ведет только к одному — усугублению всех имеющихся проблем: экономических, социальных, инфраструктурных и т. д. По замыслу разработчиков комплексного плана, предлагаемые ими меры помогут если не разрешить, то хотя бы нивелировать ситуацию. Что же планируется сделать до 2028 года?
Инженерная…
С коммунальными, инженерными и электрическими сетями — что в Алматы, что в области — полный швах. К примеру, износ электросетей в южной столице составляет 65 процентов (5,6 тысячи км), а степень износа канализационных очистных сооружений варьируется в пределах 60-80 процентов, при этом загородные коллекторы и вовсе изношены на 100 процентов.
Для устранения этих проблем предусмотрены реконструкция трех ниток талгарских водоводов, Сорбулакского отводного канала, Каскеленского дюкера, канализационных очистных сооружений в поселке Жапек батыра Илийского района, цехов механической и биологической очистки сточных вод, цеха илопроводов, аварийно-сбросного канала канализационных очистных сооружений в Алматы, запуск Западного коллектора протяженностью 34 км в Алатауском и Наурызбайском районах и т. д.
Для устранения проблемы энергодефицита в Алматы планируется поставить ЛЭП на 220 и 110 кВ, протянуть высоковольтные линии и построить-реконструировать сети электроснабжения в Алматинской области.
Кроме того, до 2026 года власти обещают завершить перевод Алматинской ТЭЦ-2 на газ.
… и транспортная инфраструктура
В Алматы можно въехать через семь магистралей, из них пять дорог республиканского значения (Талгарский и Кульджинский тракты, трассы Алматы — Конаев, Алматы — Бишкек и верхняя Каскеленская) и две — областного (Боралдай — станция Шамалган, Илийский тракт). Магистральные дороги Алматы дышат на пределе своих пропускных способностей, утверждают разработчики.
В связи с этим предлагается построить до 2028 года четыре транспортно-пересадочных узла (ТПУ), что позволит, по их мнению, сократить количество въезжающего в Алматы транспорта на 30 процентов. Еще одна идея — открыть в самом городе до 2027 года три новых парка общественного транспорта, а также построить автопарки в прилегающих к нему районах и перевести общественный транспорт на газ. К слову, для снижения выбросов на 1020 тонн/год планируется перевести с дизтоплива на газ 3,4 тысячи единиц спецтехники, обслуживающей Алматы.
Для снижения загруженности улично-дорожной сети запланирована пробивка до границ города следующих магистралей: Толе би от улицы Яссауи, проспекта Рыскулова от улицы Онгарсыновой, проспекта Абая от улицы Ашимова, улицы Жубанова от улицы Момышулы, улицы Тлендиева от проспекта Рыскулова, а также Северного кольца, улицы Муканова от проспекта Райымбека, проспекта Райымбека от улицы Жетысуской, улицы Хмельницкого от микрорайона “Жас Канат”, а также строительство шести радиальных дорог (Абай, Северное полукольцо, Тлендиева, Саина, Рыскулова, Акын Сара).
Кроме того, до конца 2024 года планируется разработать технико-экономическое обоснование строительства железнодорожного вокзала Алматы-3. На эти цели предлагается предусмотреть 391 млн тенге.
Будет оборудовано 60 км новых велодорожек (протяженность существующей велоинфраструктуры составляет 79,2 км).
Образование и здравоохранение
Одной из главных социальных проблем Алматинской агломерации является наличие школ с трехсменным обучением. Таких учреждений — 42. До 2028 года планируется возвести в Илийском районе и Конаеве еще 36 школ, что позволит полностью ликвидировать трехсменное обучение в школах. Кроме того, в агломерации будет капитально отремонтирована 41 школа, открыто 18 926 мест дошкольного образования, построено 5 центров дополнительного образования.
Для развития физкультуры и спорта планируется строительство 19 новых объектов до 2027 года.
Что касается системы здравоохранения, то власти намерены реконструировать Алматинскую железнодорожную больницу, построить многопрофильную клинику на 500 койко-мест и многопрофильную больницу на 250 коек с онкологическим центром и поликлиникой на 350 посещений в Алатауском районе. В Алматинской области будет построено 36 объектов здравоохранения: 23 врачебные амбулатории, 2 поликлиники, 9 центров первичной медико-санитарной помощи и 2 фельдшерско-акушерских пункта.
Еще будут построены родильный дом в поселке Отеген батыра, реабилитационный центр на 100 мест для лиц с инвалидностью в Енбекшиказахском районе и многопрофильная больница на 500 коек с поликлиникой в Каскелене.
Прочие проекты
Для улучшения экономической и социальной ситуации в Алматинской агломерации предусмотрено 13 новых малых промышленных парков для размещения высокотехнологичных производств, что позволит создать более 1,5 тысячи рабочих мест, запустить 36 новых проектов в промышленности, 8 проектов в сфере логистики, 5 — в туротрасли, расширить имеющуюся Индустриальную зону на 334 га и создать еще не менее двух подобных зон (одну — аграрной направленности и одну — по производству стройматериалов и в сфере металлургии).
В сельскохозяйственной отрасли планируются строительство в Алматинской области 3 откормочных площадок на 8200 голов, 9 плодоовощехранилищ на 41 800 тонн, 7 молочно-товарных ферм на 5050 голов, 3 теплиц на 9 га и закладка яблоневых садов на 170 га.
Для улучшения экологической ситуации власти намерены не только перевести автобусы и спецтехнику на газ, но и построить новый полигон для захоронения твердых бытовых отходов на земельном участке площадью 236 га в Междуреченском сельском округе Илийского района.
Согласно предварительным подсчетам, на реализацию всех одобренных проектов потребуется приблизительно более 8,3 трлн тенге. При этом в концепции подчеркивается, что объемы расходов по мероприятиям, финансируемым за счет средств республиканского и местного бюджетов, будут ежегодно уточняться.
Обсуждение проекта концепции продлится до 30 ноября.
ДЛЯ СПРАВКИ
Территория Алматинской агломерации, в которую входят 3 города, 4 района, 31 сельский округ, 98 населенных пунктов, превышает 939,5 тысячи гектаров с населением более 3,3 млн человек, из которых 2,2 млн проживают непосредственно в Алматы.