Комитет является уполномоченным органом и координатором по 21 государственным услугам, 3 из которых оказываются непосредственно Комитетом и остальные 18 местными исполнительными органами.
Данные 3 государственные услуги оказывается через канцелярию Комитета в бумажном виде.
1 — аккредитация юридических лиц, претендующих на проведение комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства объектов;
2 — аккредитация негосударственных аттестационных центров по аттестации инженерно-технических работников, участвующих в процессе проектирования и строительства;
3 — аккредитация юридических лиц осуществляющих технический надзор и техническое обследование по объектам первого и второго уровней ответственности.
Действующий механизм аккредитации юридических лиц осуществляющих технический надзор и техническое обследование по объектам первого и второго уровней ответственности:
- Заявитель подает необходимый пакет документов в Комитет;
- Ответственный исполнитель подготавливает документы на аккредитационную комиссию;
- Аккредитационная комиссия принимает решение общим голосованием;
На основании которого заявителю направляют результат: свидетельство или отказ.
Для получения государственной услуги необходимо подать минимальный пакет документов для аккредитации организации осуществляющих технический надзор состоит всего из трех документов:
— заявление установленной формы;
— форма сведении, содержащая информацию об аттестованных экспертах, наличие административно-бытового помещения, МТО, нормативно-технической литературы и аккредитованной лаборатории (собственная или привлеченная);
— копия справки о штатном составе аттестованных экспертов.
для технического обследования добавляется еще один документ копия диплома инженера-геодезиста.
В основном коррупционные риски появляются из-за незнания требований услугополучателями.
В целях снижения коррупционных рисков в сфере архитектуры и градостроительства за последние 3 года внесены поправки в законодательные и нормативные правовые акты:
1) по государственным услугам по выдаче исходных материалов для нового строительства и реконструкции, согласованию эскизного проекта:
— сокращено количество предоставляемых документов (при выдаче исходных материалов исключено предоставление топографической съемки, задания на проектирование; при согласовании эскизного проекта – АПЗ, удостоверения личности);
— оптимизированы сроки предоставления государственных услуг (при выдаче исходных материалов — с 40 до 6-17 рабочих дней в зависимости от сложности проекта, согласование эскизного проекта — с 60 до 10 рабочих дней);
— исключено требование по рассмотрению эскизных проектов градостроительным советом;
— установлен запрет по согласованию проектов наружных инженерных сетей и сооружений, разработанных в соответствии с выданными техническими условиями с поставщиками услуг по инженерному и коммунальному обеспечению.
2) исключена норма по получению разрешительного документа на перепланировку помещений (отдельных частей) существующих зданий и сооружений, не связанных с изменением несущих и ограждающих конструкций, инженерных систем и оборудования;
3) оптимизирован процесс приема объекта в эксплуатацию и учета акта приемки объекта в эксплуатацию.
Также государственные услуги по выдаче исходных материалов для нового строительства и реконструкции, согласованию эскизного проекта полностью автоматизированы и предоставляются посредством веб-портала «Электронного правительства».
В целях обеспечения дальнейшего снижения коррупционных рисков даны предложения в законопроекты:
— в части выдачи полного пакета документов застройщику (выдача земельного участка вместе с АПЗ, техническими условиями и топографией);
— в случае необходимости изменения и дополнения в технические условия вносятся поставщиками коммунальных услуг через органы архитектуры.
При осуществлении государственного контроля за МИО присутствуют коррупционные риски.
В связи с чем, законом РК от 24 мая 2018 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности»:
— исключено беспрепятственное посещение органами ГАСК объектов строительства;
— введен профилактический контроль с системой предупреждений по утвержденным спискам, тем самым, исключены беспрепятственные проверки органов ГАСК, контроль переведен в жесткий регламент согласно Системе управления рисками;
— исключено проведение инспекций в течение 5 дней после получения уведомления о начале строительно-монтажных работ;
— регистрация проверок проводится в системе ЕРСОП с автоматическим формированием актов о результатах проверки и предписания с учетом СУР, и на основе этих результатов Комитетом по правовой статистике и специальным учетам планируется автоматизировать формирование списков полугодовых проверок на основе СУР.
Комитетом в рамках цифровизации строительной отрасли и минимизации коррупционных рисков, вводится информационная система «Е-Құрылыс». После прохождения в «пилотном» режиме апробации, информационная система «Е-Құрылыс» будет внедрена на всей территории страны.
Все участники строительства с помощью электронной цифровой подписи получают доступ к данному порталу. Участники строительства в электронном виде заполняют свои журналы, выдают замечания, подрядная организация ведет ИТД, а также вносит в портал отчет по устранению выданных замечаний.
Также в системе будут предусмотрены плановый и фактический графики строительства.
Данная система позволит обеспечить прозрачность технологических процессов.
Оказание государственных услуг в бумажном виде и наличие контакта с услугополучателями в какой — то мере поспособствовали произошедшим за последнее время двух случаев коррупционных нарушений.
В целях исключения таких фактов и обеспечения прозрачности, государственные услуги Комитета (аккредитации организаций по управлению проектами, технический надзор и техническое обследование) переводятся полностью в электронный формат.
Результат будет выдавать компьютер на основе данных имеющихся в информационных системах, что полностью исключает коррупционные риски и воздействие человеческого фактора. Срок оказания услуги сокращается с 15 рабочих дней до 20-40 минут.
В настоящий момент внесены соответствующие изменения в НПА и идёт техническая подготовка информационных систем по автоматизации государственных услуг.
Вместе с тем, ведется работа по передаче частной экспертизы проектов в саморегулирование (срок введения 2020 год), где государственные услуги (аккредитация частных экспертных организаций и аттестация экспертов по частной экспертизе проектов) передаются в рынок.
В целях минимизации коррупционных рисков и оптимизации бизнес-процессов государственных услуг в сфере строительства, курируемых Комитетом и оказываемых МИО планируется следующее:
лицензия на строительную деятельность будет выдаваться на основании поданных документов и сведений, имеющихся в информационных системах.
При лицензировании исключается разрешительный контроль (контакт), путем интеграции существующих государственных порталов (сокращается срок оказания государственной услуги с 15 до 5 рабочих дней);
с 2020 года процедура тестирования при аттестации экспертов будет передана в Агентство РК по делам государственной службы (сокращается срок оказания государственной услуги с 30 до 15 рабочих дней).
В рамках исключения коррупционных норм разработан проект приказа по уточнению материально-технической оснащенности для осуществления деятельности и получения лицензии в сфере архитектуры, градостроительства и строительства (в настоящее время отрабатывается с НПП РК).
В целях формирования антикоррупционной культуры и антикоррупционного поведения у служащих, проведено 2 семинара по разъяснению норм антикоррупционного законодательства и антикоррупционных стандартов, информация о которых размещается в разделе «Вопросы противодействия коррупции» на интернет ресурсе Комитета.
Для выявления фактов коррупционных правонарушений в Комитете функционирует «телефон доверия» (74-16-02). По состоянию на сегодняшний день жалоб на действия или бездействия должностных лиц, а также сообщения о коррупционных правонарушениях не поступали. В подведомственных организациях Комитета утверждены антикоррупционные политика и стандарты, которые размещены в соответствующих разделах на интернет ресурсах организаций.
Источник: www.gov.kz