
С каждым годом в Казахстане растёт общественный запрос на прозрачность и доступность информации о разрабатываемых нормативных правовых актах (НПА). Одним из инструментов такого взаимодействия является интернет-портал открытых нормативных правовых актов, созданный для публичного обсуждения проектов подзаконных НПА.
Закон РК «О жилищных отношениях» с поправками принят 15 июля 2025 года, все участники рынка управления и содержания жилой и нежилой недвижимости ждут изменения к действующим НПА. Однако на практике большинство проектов, касающихся управления и содержания МЖД размещаются без развернутых пояснений, а иногда и вовсе без понимания, о чём идет речь. Почему так происходит?
Согласно Правилам размещения и публичного обсуждения проектов подзаконных нормативных правовых актов, утверждённым приказом и.о. Министра юстиции РК от 30.09.2021 года № 849 (в редакции от 26.03.2025 года № 163) — каждый проект подзаконного НПА должен сопровождаться пояснительной запиской.

(ссылка: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100024634)
«Пояснительная записка к проекту подзаконного нормативного правового акта содержит обоснование необходимости принятия проекта с развернутой характеристикой целей, задач и основных положений проекта, излагается в форме, позволяющей получить общие сведения о проекте, и способствует повышению уровня информированности общественности» (п. 3 Правил).
На практике же на Портале публикуются:
— сухой текст проекта без пояснений,
— отсутствуют сравнительные таблицы (при внесении изменений),
— не приводятся реальные аргументы или расчёты,
— пояснительная записка, если и есть — выглядит как шаблон без конкретики.
Пример НПА для обсуждения ниже. При этом написано, что публичное обсуждение до 13 августа, а что обсуждать то? там нет ничего.
Такая ситуация нарушает как дух, так и букву вышеуказанных Правил. В результате: общественность не может оценить последствия инициативы,
невозможно качественно подготовить замечания и предложения, создаётся иллюзия прозрачности, а не её реальное воплощение.
Проблема не столько в регламенте, сколько:
— в формальном отношении к выполнению требований,
— в отсутствии контроля за качеством размещаемых материалов,
— в неразработанных шаблонах пояснительных записок,
— и, возможно, в ограниченной квалификации сотрудников, размещающих проекты в открытые НПА.
Обращаемся к Министерству промышленности и строительства, обязать органы-разработчиков размещать развернутые пояснительные записки и сравнительные таблицы в доступной и понятной форме. Установить контроль за содержанием и полнотой информации, размещаемой на Портале. Разработать стандартизированные шаблоны пояснительных записок, адаптированные для восприятия широкой общественностью. Оценивать проекты не только по срокам, но и по качеству их подготовки к обсуждению.
Публичное обсуждение проектов нормативных актов — это не просто пункт в регламенте, а инструмент демократии и доверия между государством и обществом. Пока проекты размещаются без разъяснений и логики — это обсуждение остаётся лишь формальностью. А ведь закон обязывает иначе.
Руководитель УЦ «GHKH-INFO» Алия БОГАЕВА