Подводные камни реформы ЖКХ

В Казахстане назревает очередная реформа, затрагивающая интересы широких слоев казахстанцев. На этот раз в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Правда, по оценке kz.expert, похвальные намерения правительства вряд ли смогут быть реализованы именно в том виде, в котором были заявлены.

Подробно планы правительства РК в этом вопросе изложил 1 ноября 2018 года на брифинге в Службе центральных коммуникаций вице-министр по инвестициям и развитию РК Каирбек Ускенбаев.

Пресс-релиз с изложением сказанного чиновником опубликован на сайте ведомства под названием «Вице-министр МИР РК К. Ускенбаев: «Цель законопроекта – прозрачность управления домом и повышение качества услуг ЖКХ». Процитируем сказанное вице-министром (выделения сделаны нами):

«По словам вице-министра Каирбека Ускенбаева, основное предложение законопроекта — это для управления многоквартирным жилым домом создание новой формы «объединение собственников имущества», которое будет работать по принципу «один дом – одно объединение собственников – один счет». Также новым законопроектом предусмотрено, что собственник нежилого помещения обязан участвовать во всех общих расходах, относящихся к содержанию общего имущества.

«Концептуальные предложения по принципу управления МЖД «один дом – одно объединение собственников имущества – один счет» позволят жителям накапливать средства на капремонт только своего дома с возможностью мониторить поступления средств и целевым расходованием данных денег», — отметил Каирбек Ускенбаев.

По данным местных исполнительных органов, общее количество МЖД составляет 78 657 единиц, из них в удовлетворительном состоянии находится – 53 089 домов. Количество домов, требующих капитального ремонта, составляет 20 437 единиц. В аварийном состоянии находится 2 176 домов. За счет средств, выделенных из республиканского бюджета, в рамках Программы развития регионов до 2020 года отремонтировано 2 669 домов или 3,4%, за счет возвратных средств – 489 домов или 3%. Согласно жилищному законодательству управление МЖД осуществляет 14 938 органов управления.

«Местным представительным органам законопроектом дается компетенция по установлению минимального размера эксплуатационных расходов в зависимости от региона, уровня жизни населения, средней заработной платы в данном регионе, также будут учитываться конструктивные особенности многоквартирных жилых домов, т.к. к сожалению, есть факты установления собраниями жильцов тарифов в 8 и 10 тенге, что на сегодняшний день не позволяет содержать общее имущество в соответствии с минимальными санитарными требованиями», — рассказал о законопроекте вице-министр по инвестициям и развитию.

В рамках законопроекта предусмотрено наделение местных исполнительных органов дополнительными полномочиями, связанными с ремонтом фасадов, крыш из средств местного бюджета для придания единого архитектурного облика городу, повышением устойчивости функционирования жилья в зонах подтоплений, ремонтом и заменой лифтов из средств местного бюджета на возвратной основе с последующей компенсацией затрат участниками объединения собственников имущества.

Также законопроектом предусматривается совершенствование деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов. В целях недопущения создания финансовых пирамид предлагается упразднить жилищные кооперативы, как форму объединения граждан, оставить только жилищно-строительные кооперативы, которые предлагается создавать для строительства только одного многоквартирного жилого дома (комплекс), при этом количество членов ЖСК не должно превышать количество квартир в строящемся многоквартирном доме.

Кроме этого, законопроектом предусматривается создание информационной системы ЖКХ для обеспечения контроля со стороны собственников помещений за органом управления объектами кондоминиумов и улучшением взаимодействия между собственниками, управляющих компаний, сервисных организаций и акиматов».

По нашей оценке, озвученные господином Ускенбаевым намерения правительства РК по реформированию отечественного ЖКХ заслуживают всяческого одобрения и поддержки, тем более что они вполне соответствуют зарубежной практике, а введение системы «один дом – одно объединение собственников – один счет» позволит существенно повысить прозрачность механизма расходования средств жильцов и местного бюджета на содержание многоквартирных жилых домов.

Проблема, однако состоит в том, что вторая названная Ускенбаевым ключевая задача реформы, а именно повышение качества услуг ЖКХ, в принципе недостижима. По нашей оценке, главным образом по причине недостаточности текущих расходов владельцев квартир и нежилых помещений на надлежащее содержание многоквартирных жилых домов и, как правило, высокой пассивности жильцов, которая выливается как в их нежелание участвовать в управлении своим домом, так и в неготовность вести себя цивилизованно.

В том, что дело обстоит именно так, нетрудно убедиться, сравнив расценки на оплату услуг ЖКХ и содержание многоквартирных домов в Казахстане и за пределами СНГ. Первые, хотя и выросли кратно по сравнению с советскими временами и первыми годами независимости республики, тем не менее существенно ниже (за исключением, конечно, элитного жилья) вторых, что делает сферу оказания услуг ЖКХ низкорентабельной или даже убыточной, а значит заставляет тех, кто ею занимается, зачастую ловчить или даже откровенно воровать.

По нашей оценке, Акорда, правительство, ведомства и чиновники это прекрасно понимают, однако ничего не в состоянии поделать. Ведь повысить существенно и сразу расценки на услуги ЖКХ они не могут, поскольку это сразу спровоцирует массовое недовольство с стороны граждан и рост протестных настроений в стране, и в итоге им приходится действовать так, как получается, а не так, как надо.

Поэтому новая реформа ЖКХ в Казахстане запускается, во-первых, потому, что Акорда хочет продемонстрировать казахстанцам, что реагирует на их недовольство, во-вторых, с расчетом на то, что повышение прозрачности в сфере расходования денежных средств несколько снимет вину с государственных органов, а также позволит чуть-чуть мобилизовать самих владельцев жилья и жильцов, убедив их начать расходовать больше средств на ремонт и приведение в порядок многоквартирных домов, чтобы поддерживать их в нормальном состоянии.

 

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ